№ 2а-894 /2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2020 года г. Ижевск, УР
Октябрьский районный суд г. Ижевска УР
в составе:
председательствующего судьи Нуриевой В.М.,
при секретаре Кабанове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России <номер> по Удмуртской Республике к Благодатских ФИО5 о взыскании налога, пени,
у с т а н о в и л :
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России <номер> по Удмуртской Республике обратилась в суд с иском к Благодатских ФИО5 о взыскании земельного налога, транспортного налога и пени.
Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с п.1 ст. 357, п. 1 ст. 388, п.1 ст. 400 Налогового кодекса Российской (далее НК РФ) Благодатских ФИО5: ИНН 183106119319 (далее - налогоплателыцик) является плательщиком транспортного налога, земельного налога и налога имущество физических лиц.
Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы <номер> по Удмуртской Республике (далее - Инспекция) в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление <номер> от 13.09.2016г. с указанием на необходимость уплатить в срок до 01.12.2016г., транспортный налог в размере 2 140,00руб., земельный налог в размере 108,00руб. и налог на имущество физических лиц в размере 53,00руб.
В связи с просрочкой исполнения обязанности по уплате налогов налогоплательщику начислены пени по транспортному налогу в размере 9,99руб.
Ввиду неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов инспекция, руководствуясь ст. 69 НК РФ, выставила налогоплательщику требование <номер>.12.2016г. об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов со сроком уплаты до 14.02.2017г. Требование направлялось в адрес налогоплательщика заказным письмом, что подтверждается реестром почтовой корреспонденции.
В установленный срок требование <номер> от 16.12.2016г. налогоплательщиком не исполнено.
Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление <номер> от 20.09.2017г. с указанием на необходимость уплатить в срок до 01.12.2017г. транспортный налог в размере 2 140,00руб., земельный налог в размере 0,00руб. и налог на имущество физических лиц в размере 53,00руб.
В указанном уведомлении в соответствии с п.3 ст.52 НК РФ содержатся суммы на подлежащие уплате, объект налогообложения, налоговая база.
В связи с просрочкой исполнения обязанности по уплате налогов налогоплательщику начислены пени по транспортному налогу в размере 9,97руб., пени по земельному налогу в размере 0,11 руб. 2 140,00*16*(1/300*8,25)=9,-42 рублей - пени по транспортному налогу, подлежащих включению в требование <номер> от 19.12.2017г.
Ввиду неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и пени, руководствуясь ст. 69 НК РФ, выставила налогоплательщику требование <номер> от 19.12.17г. об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов со сроком до 01.02.2018г. Требование направлялось в адрес налогоплательщика заказным, что подтверждается реестром почтовой корреспонденции.
В установленный срок требование <номер> от 19.12.2017г. налогоплательщиком не исполнено.
В настоящий момент у налогоплательщика имеется недоимка по транспортному налогу в размере 4 280,00руб., пени по транспортному налогу в размере 19,96руб., недоимка по земельному налогу в размере 22,00руб., пени по земельному налогу в размере 0,11руб.
Мировым судьей судебного участка №<адрес> Республики 22.11.2018г. вынесено определение об отмене судебного приказа по делу 2А – 4275\2018 о взыскании с налогоплательщика задолженности по налогам, пени.
Представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России <номер> по Удмуртской Республике в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела были надлежащим образом извещены, просили рассматривать дело в их отсутствии. В суд представили ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление.
Исходя из конкретных обстоятельств, установленных судом, о причинах неявки сторон и учитывая задачи судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение правил, закрепленных в частях 1 и 6 статьи 150, части 2 статьи 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит, что отложение судебного разбирательства в связи с неявкой в судебное заседание сторон, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в данном случае не соответствовало бы конституционным целям судопроизводства, так как способствовало бы затягиванию судебного процесса, в связи с чем судом дело рассмотрено в отсутствие административного истца и ответчика в порядке ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив и проанализировав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В развитие приведенных конституционных положений в статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1, пункт 5).
Из содержания приведенных положений следует, что конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет публично-правовой характер. Ее реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно: налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить ее исполнение налогоплательщиком. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке путем государственного принуждения взыскивать с лица, причитающиеся налоговые суммы.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, налоговые правоотношения - это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
Согласно ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст. 357 НК РФ).
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 358 НК РФ).
Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в пп. 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ).
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
По правилам статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1).
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования..., на территории которого введен налог (статья 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым периодом по уплате земельного налога признается календарный год.
Основанием для уплаты налога налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, в пункте 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации установлено направление налоговым органом налогового уведомления. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В судебном заседании установлено, что Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы <номер> по Удмуртской Республике (далее - Инспекция) в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление <номер> от 13.09.2016г. с указанием на необходимость уплатить в срок до 01.12.2016г., транспортный налог в размере 2 140,00руб., земельный налог в размере 108,00руб. и налог на имущество физических лиц в размере 53,00руб.
В связи с просрочкой исполнения обязанности по уплате налогов налогоплательщику начислены пени по транспортному налогу в размере 9,99руб.
Ввиду неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов инспекция, руководствуясь ст. 69 НК РФ, выставила налогоплательщику требование <номер>.12.2016г. об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов со сроком уплаты до 14.02.2017г. Требование направлялось в адрес налогоплательщика заказным письмом, что подтверждается реестром почтовой корреспонденции.
В установленный срок требование <номер> от 16.12.2016г. налогоплательщиком не исполнено.
Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление <номер> от 20.09.2017г. с указанием на необходимость уплатить в срок до 01.12.2017г. транспортный налог в размере 2 140,00руб., земельный налог в размере 0,00руб. и налог на имущество физических лиц в размере 53,00руб.
В указанном уведомлении в соответствии с п.3 ст.52 НК РФ содержатся суммы на подлежащие уплате, объект налогообложения, налоговая база.
В связи с просрочкой исполнения обязанности по уплате налогов налогоплательщику начислены пени по транспортному налогу в размере 9,97руб., пени по земельному налогу в размере 0,11 руб. 2 140,00*16*(1/300*8,25)=9,-42 рублей - пени по транспортному налогу, подлежащих включению в требование <номер> от 19.12.2017г.
Ввиду неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и пени, руководствуясь ст. 69 НК РФ, выставила налогоплательщику требование <номер> от 19.12.17г. об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов со сроком до 01.02.2018г. Требование направлялось в адрес налогоплательщика заказным, что подтверждается реестром почтовой корреспонденции.
В установленный срок требование <номер> от 19.12.2017г. налогоплательщиком не исполнено.
В настоящий момент у налогоплательщика имеется недоимка по транспортному налогу в размере 4 280,00руб., пени по транспортному налогу в размере 19,96руб., недоимка по земельному налогу в размере 22,00руб., пени по земельному налогу в размере 0,11руб.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4 ст. 289 КАС РФ).В соответствии с п.1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно абзаца 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Применение данного порядка исчисления срока обращения в суд предусмотрено ч. 6 ст. 289 КАС РФ и отличается от общего порядка предусмотренного ч. 2 ст. 286 КАС РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
<дата> мировым судьей судебного участка № <адрес> Республики по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России <номер> по Удмуртской Республике, поступившего в суд <дата> вынесен судебный приказ о взыскании с Благодатских ФИО5 обязательных платежей и санкций.
<дата> мировым судьей судебного участка № <адрес> Республики судебный приказ <номер>а -4275\2018 от <дата> о взыскании с Благодатских ФИО5 обязательных платежей и санкций отменен.
Истец обратился с иском <дата> за истечением срока для обращения в суд.
Суд считает, что к уважительным причинам относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка взыскания недоимки по налогу, пени, штрафам.
Межрайонной ИФНС России <номер> по УР не приведены исключительные обстоятельства, которые бы препятствовали налоговому органу обратиться в суд с иском в течение установленного законом срока.
В связи с этим, у суда отсутствуют основания для восстановления срока на предъявление административного иска в суд.
Согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ пеня применяется для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Как разъяснено в Письме Федеральной налоговой службы Российской Федерации от <дата> N ММ-6-1/872, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Следовательно, после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента отсутствуют основания для их начисления.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Также не представлено доказательств того, какие и когда налоговым органом предприняты действия по взысканию с налогоплательщика указанной в расчетах пени суммы недоимки (выставлены ли требования), учитывая, что пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога в случае истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу, и с этого момента не подлежат начислению.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России <номер> по Удмуртской Республике к Благодатских ФИО5 о взыскании налога, пени, являются необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России <номер> по Удмуртской Республике к Благодатских ФИО5 о взыскании налога, пени, оставить без удовлетворения
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Октябрьский районный суд <адрес>, УР.
Решение изготовлено судьей на компьютере в совещательной комнате.
Судья В.М.Нуриева