Дело №2-1057/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2023 года город Орел
Советский районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Щербиной И.С.,
при секретаре Трусовой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г.Орла действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г.Орла, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергоснабжения Орловской области, некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» об обязании к совершению действий,
установил:
прокурор Советского района г.Орла, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергоснабжения Орловской области, некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» об обязании к совершению действий. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Советского района г. Орла во исполнение поручения прокуратуры области проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при организации работ по капитальному ремонту многоквартирного дома <...> и дома <...>, в результате которой выявлены нарушения законодательства. В связи с чем, просит суд признать действия Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергоснабжения Орловской области об изменении срока проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома <...> и дома <...> незаконными, обязать Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергоснабжения Орловской области включить многоквартирный жилой дом <...> и дом <...> в краткосрочный план реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2021 – 2023 годах», утвержденный постановлением Правительства Орловской области от 23.08.2019 №*** на 2022 год, обязать некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» провести капитальный ремонт крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, и <...>, в 2022 году.
При рассмотрении дела истец неоднократно уточнял исковые требования, и, окончательно сформулировав их, просит суд обязать администрацию г. Орла предоставить Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области документы, необходимые для рассмотрения вопроса о включении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> в краткосрочный план реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2021-2023 годах», утвержденный постановлением Правительства Орловской области от 23.08.2019 №***, в 2023 году, обязать Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области подготовить документы для включения многоквартирного <...> в краткосрочный план реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2021 - 2023 годах», утвержденный постановлением Правительства Орловской области от 23.08.2019 года №***, на 2023 год, обязать НО «РФКР» провести капитальный ремонт кровли многоквартирного дома <...> и капитальный ремонт дома <...>, в 2023 году.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Орловской области, ООО «УК Советского района», ООО «УК ЖЭУ №8».
В судебном заседании представитель истца прокуратуры Советского района г.Орла Черненко В.П. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, с учетом уточненных требований.
Представитель ответчика Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергоснабжения Орловской области по доверенности Афонина С.В., представитель третьего лица Правительства Орловской области по доверенности Ермаков А.В., исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении по доводам, указанным в возражениях на иск.
Представитель третьих лиц ООО «УК Советского района», ООО «УК ЖЭУ №8» по доверенности Пучков А.А. полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Ответчик некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области», ответчик администрация г.Орла, третье лицо МКУ «Жилищное управление г.Орла», надлежаще извещенные о рассмотрении дела, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Советского района г. Орла во исполнение поручения прокуратуры области проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при организации работ по капитальному ремонту многоквартирного дома <...> и дома <...>, в результате которой прокуратурой выявлены нарушения законодательства.
В ходе проверки установлено, что жилые дома <...> включены в областную адресную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области».
Дом <...> введен в эксплуатацию в 1969 году. Капитальный ремонт дома не проводился (п.1130 Приложения №3 Постановления №482).
Дом <...> введен в эксплуатацию в 1961 году. Капитальный ремонт дома не проводился (п.678 Приложения №3 Постановления №482).
В первоначальной редакции Программы капитального ремонта срок проведения капитального ремонта многоквартирного дома <...> - 2025- 2029 годы, в дальнейшем срок капитального ремонта перенесен на 2020-2024 годы (изменения внесены 20.01.2015), 2020-2022 годы (изменения внесены 29.03.2017), 2021-2023 годы (изменения внесены 28.11.2017).
В соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 26.04.2022 № 223 срок проведения капитального ремонта по жилому многоквартирному дому <...> установлен 2030-2032 годы.
В первоначальной редакции Программы капитального ремонта срок проведения капитального ремонта многоквартирного дома <...> - 2020- 2024 годы, в дальнейшем срок капитального ремонта перенесен на 2015-2019 годы (изменения внесены 20.01.2015), 2017-2019 годы (изменения внесены 29.03.2017), 2018-2020 годы (изменения внесены 28.11.2017).
В соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 26.04.2023 №223 срок проведения капитального ремонта по жилому многоквартирному дому <...> установлен 2024-2026 годы.
Указывая о том, что перенос сроков проведения капитального ремонта крыши в данных многоквартирных домах, нарушает права неопределенного круга лиц, прокурор обратился с иском в суд.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд исходит из следующего.
Согласно подпункту 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Из пункта 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 3, 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Таким образом, законом определены основные требования к порядку организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по самостоятельному решению указанных вопросов, в том числе связанных с подготовкой и утверждением региональных программ капитального ремонта, созданием и функционированием региональных операторов, определением минимального размера взноса на капитальный ремонт и других. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (части 6 и 7 статей 168, 170, 172 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В развитие приведенных выше положений федерального законодательства принят Закон Орловской области от 23 июня 2013 г. № 1498-ОЗ «Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области».
Согласно части 2 статьи 12 упомянутого Закона Орловской области очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из следующих критериев: год проведения последнего капитального ремонта многоквартирного дома; год ввода многоквартирного дома в эксплуатацию.
Постановлением Правительства Орловской области от 31 декабря 2013 г. № 482 утверждена областная адресная программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» (далее - Постановление № 482).
Срок реализации областной адресной программы определен - 2014 - 2044 годы.
Многоквартирные дома, расположенные по адресам: <...>, включены в областную адресную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» на 2030-2032 и 2024-2026 годы соответственно.
Постановлением Правительства Орловской области от 23 августа 2019 г. № 480 утвержден краткосрочный план реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2021 - 2023 годах (далее - Постановление № 480).
Целями краткосрочного плана реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2021 - 2023 годах (далее - краткосрочный план) являются конкретизация сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнение планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту, определение видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта.
Постановлением № 480 установлено, что задачами региональной программы являются: создание благоприятных условий проживания граждан в многоквартирных домах; формирование эффективных механизмов контроля за техническим состоянием жилищного фонда; использование эффективных технических решений и комплексности при проведении капитального ремонта.
Постановлением Правительства Орловской области от 23 августа 2019 г. № 480 утвержден список домов, подлежащих капитальному ремонту в 2021 -2023 годах.
Многоквартирные дома, расположенные по адресам: <...> в Краткосрочный план реализации региональной программы на 2021 - 2023 годы не включен.
Из материалов дела следует и судом установлено, что в связи с длительной эксплуатацией крыши многоквартирных домом, они протекают, текущий ремонт не обеспечивает их надлежащее состояние, появляются новые протечки.
По данному вопросу жители многоквартирных домов обращались в управляющую компанию, Управление государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области.
Согласно ответу Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области от 26.07.2021 №5-5/216, сроки проведения капитального ремонта дома <...> были изменены на основании подпункта 5 пункта 4 ст. 168 ЖК РФ, в связи с необходимостью обеспечения до 15.02.2025 замены лифтов, отработавших назначенный срок службы, в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза TP СТ 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 №824 (далее по тексту технический регламент), согласно которому лифты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Технического регламента и отработавшие назначенный срок службы, должны быть приведены в соответствие с требованиями Технического регламента в срок до 15 февраля 2025 года.
В целях переноса срока капитального ремонта кровли многоквартирного дома <...> на более ранний срок Управлением государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области 24.09.2020 вынесено заключение №398Ж о техническом состоянии общего имущества собственников помещений в указанном доме, в котором указано, что кровля дома <...> имеет сверхнормативный срок эксплуатации, находится в неудовлетворительном техническом состоянии и не соответствует требованиям п.4.6.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170; Приложения 3 ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденного Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.1988 №312; ст. ст. 35, 36 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В заключении указано, что в целях устранения вышеуказанных нарушений и приведения кровли дома в соответствие с нормативно-техническими требованиями необходимо проведение оперативных работ по капитальному ремонту кровли.
Данное заключение 28.09.2022 Управлением государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области было направлено в администрацию г. Орла для учета при формировании краткосрочного плана капитального ремонта общего имущества в соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 25.04.2014 №96 «О порядке утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области».
Администрацией г. Орла 08.10.2020 Управлению государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области дан ответ о том, что будет направлено предложение в Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области о включении многоквартирного дома <...> в подпрограмму по комплексному капитальному ремонту на соответствующий год при актуализации.
В связи с тем, что администрацией г. Орла не были предоставлены в Департамент все документы, в том числе проектная документация на выполнение работ по капитальному ремонту крыши, то уполномоченный орган сообщил администрации г. Орла о невозможности включения данного многоквартирного жилого дома в краткосрочный план капитального ремонта.
Порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области утвержден постановлением Правительства Орловской области от 25 апреля 2014 г. № 96 (далее - Порядок).
Для включения в краткосрочный план многоквартирных домов, указанных в пункте 10.1 настоящего Порядка, орган местного самоуправления ежегодно в срок до 1 апреля текущего года представляет уполномоченному органу следующие документы: заявку органа местного самоуправления, содержащую ранжированный в порядке очередности перечень многоквартирных домов, в которых необходимо проведение капитального ремонта крыши, с приложением подтверждающих документов - при наличии обстоятельств, указанных в подпункте 2 пункта 10.1 настоящего Порядка.
К подтверждающим документам, указанным в настоящем подпункте, относятся: заключение органа государственного жилищного надзора, указывающее на необходимость проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома; обращение управляющей организации, товарищества собственников жилья (при наличии) о невозможности устранения неисправностей крыши многоквартирного дома в рамках выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений; коллективное обращение жителей многоквартирного дома о неисправности крыши и наличии фактов попадания атмосферных осадков через кровлю в помещения этого дома; оригинал проектной документации на выполнение работ по капитальному ремонту крыши или переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую. Проектная документация представляется органом местного самоуправления с прилагаемым заключением о достоверности сметной стоимости выполняемых работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, а также (при необходимости) заключением государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом (п. 10.4 Порядка).
Согласно пункту 10.5 Порядка, уполномоченный орган рассматривает документы, представленные органами местного самоуправления в соответствии с пунктом 10.4 настоящего Порядка, в течение 30 календарных дней со дня поступления таких документов. В случае выявления обстоятельств, указанных в пункте 10.1 настоящего Порядка, и при условии соответствия представленных документов требованиям пункта 10.4 настоящего Порядка такой многоквартирный дом подлежит включению в проект краткосрочного плана, формируемый уполномоченным органом в порядке и в сроки, при отсутствии следующих обстоятельств: 1) недостаточного объема средств, который определен в соответствии с пунктом 10.2 настоящего Порядка и который региональный оператор должен расходовать на оказание и (или) выполнение отдельных видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту многоквартирных домов; 2) отсутствия обстоятельств, необходимых для включения многоквартирного дома, срок и очередность проведения капитального ремонта которого не наступили в соответствии с региональной программой, в краткосрочный план, формируемый на очередной период реализации региональной программы; 3) несоответствия документов, представляемых органом местного самоуправления, требованиям пункта 10.4 настоящего Порядка (п. 10.6 Порядка).
Из материалов дела следует, что администрация г.Орла, как орган, на который возложена обязанность по предоставлению вышеперечисленных документов: заявки, а также документов, указанных в п.10.4 Порядка, не исполнила указанную обязанность, при этом располагая информацией о состоянии кровли крыши в многоквартирном доме по адресу: <...>, в том числе заключение Управления государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области.
Разрешая данные требования, суд, установив, что крыша в многоквартирном доме по адресу: <...>, требует капитального ремонта, вместе с тем, администрация г.Орла на момент рассмотрения дела не предоставила в Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергоснабжения Орловской области документы, необходимые для рассмотрения вопроса о включении многоквартирного дома по адресу: <...>, в краткосрочный план реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2021 - 2023 годах», утвержденный постановлением Правительства Орловской области от 23.08.2019 № 480, в 2023 году, приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований, и полагает необходимым возложить обязанность на администрацию г.Орла предоставить Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергоснабжения Орловской области документы необходимые для рассмотрения вопроса о включении многоквартирного дома по адресу: <...>, в краткосрочный план реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2021 - 2023 годах».
Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурору в части возложения обязанности на Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области подготовить документы для включения многоквартирного <...> в краткосрочный план реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2021 - 2023 годах», утвержденный постановлением Правительства Орловской области от 23.08.2019 года № 480, на 2023 год, и обязании НО «РФКР» провести капитальный ремонт кровли многоквартирного дома <...> и капитальный ремонт дома <...>, в 2023 году, суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 39, части 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
Жилищный кодекс Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе принятие нормативных правовых актов, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (часть 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1).
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (часть 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений статей 170, 175 и 178 Жилищного кодекса Российской Федерации формирование фонда капитального ремонта осуществляется собственниками жилых помещений в многоквартирных домах по выбору либо на специальном счете в кредитной организации, либо на счете регионального оператора - юридического лица, созданного в форме фонда.
Согласно части 1 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.
Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств (часть 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, из анализа вышеприведенных положений Порядка утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области следует, что для включения многоквартирного жилого дома в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта крыши многоквартирного дома, администрация г. Орла должна подать заявку в уполномоченный орган до 1 апреля текущего года с приложением документов, в том числе оригинала проектной документации на выполнение работ по капитальному ремонту крыши, с целью определения достаточности средств у регионального оператора на выполнение указанных работ; а также документы для оценки наличия исключениях обстоятельств для досрочного проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривалось, что администрацией г. Орла полный пакет документов с заявкой на проведение капитального ремонта крыши, в Департамент представлен не был, проект на выполнение капитального ремонта крыши дома не подготовлен. Сведений, подтверждающих, что данная проектная документация с другими документами, предусмотренными Порядком, направлены в Департамент, материалы дела также не содержат.
Таким образом, в настоящее время оснований для возложения обязанности на Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергоснабжения Орловской области подготовить документы для включения многоквартирного <...> в краткосрочный план реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2021 - 2023 годах» в 2023 году, не имеется.
Приходя к такому выводу, суд исходит из того, что администрацией г. Орла в уполномоченный орган не представлен полный пакет документов, предусмотренный Перечнем, в связи с чем, Департаментом не изучались документы в отношении спорного многоквартирного дома, не производилась их оценка, не исследовалась финансовая возможность у регионального оператора на выполнение работ по капитальному ремонту крыши дома, то есть уполномоченным органом не устанавливались обстоятельства, при которых возможно направить документы на утверждение Правительству Орловской области о включении данного многоквартирного жилого дома в краткосрочный план капитального ремонта.
При этом, уполномоченный орган, установив основания, предусмотренные п. 10.6 Порядка, вправе принять решение и о невозможности включения многоквартирного дома в краткосрочный план.
Также является необоснованным требование истца и в части возложения обязанности на НО «РФКР» провести капитальный ремонт крыши многоквартирных домов, поскольку многоквартирные жилые дома отсутствуют в Краткосрочном региональном плане реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области на 2023 г.
При этом порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области, утвержденный постановлением Правительства Орловской области от 23 августа 2019 г. № 480, является действующим нормативным правовым актом, который никем не оспорен и не отменен в установленном порядке, а указанные в нем требования, являются обязательными к исполнению всеми заинтересованными лицами.
Кроме этого, удовлетворение требований о возложении на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Орловской области обязанности по проведению капитального ремонта, будет нарушать нормы, установленные постановлением Правительства Орловской области №96, которым утвержден Порядок краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области. Более того, НО «РФКР», являясь региональным оператором, в соответствии с приведенными выше положениями жилищного законодательства, самостоятельно не производит работы по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Советского района г.Орла действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г.Орла, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергоснабжения Орловской области, некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» об обязании к совершению действий – удовлетворить частично.
Обязать администрацию г.Орла предоставить Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергоснабжения Орловской области документы, необходимые для рассмотрения вопроса о включении многоквартирного дома по адресу: <...>, в краткосрочный план реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2021 - 2023 годах», утвержденный постановлением Правительства Орловской области от 23.08.2019 № 480, в 2023 году.
В остальной части в удовлетворении требований – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, с которым стороны могут ознакомиться 04 мая 2023 года.
Председательствующий: И.С. Щербина