Дело № 33а-358/2020 Председательствующий в первой
Категория 020а инстанции Степанова Ю.С.
дело № 2а-2526/2019~ М-2488/2019
докладчик в апелляционной
инстанции Дудкина Т.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 февраля 2020 года г. Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего: Дудкиной Т.Н.,
судей: Артамоновой Т.А., Кондрак Н.И.
секретаре: Дубровой А.В.
при участии:
представителя административного истца ФИО1,
представителей административных ответчиков ФИО2,
ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Арутюнян О. В. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании приказа незаконным в части, по апелляционной жалобе Арутюнян О. В. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 21 ноября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия, -
УСТАНОВИЛА:
Арутюнян О.В. обратилась с иском к административным ответчикам о признании частично недействительным приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 27.03.2019 года № в отношении пункта 111 «Перечня жилых помещений, включаемых в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям» Приложения к приказу Заместителя Министра обороны Российской Федерации от 27 марта 2019 года №, которым квартира №, расположенная в жилом многоквартирном доме по адресу: <адрес> включена в специализированный жилищный фонд с отнесением его к служебным жилым помещениям.
Требования иска мотивированы тем, что указанным приказом нарушены права административного истца на занимаемое жилое помещение, в частности на заключение бессрочного договора социального найма.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 21 ноября 2019 года административное исковое заявление Арутюнян О. В. оставлено без удовлетворения.
На данное решение административным истцом подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене состоявшегося решения, принятие нового об удовлетворении иска в полном объеме.
Лицо, подавшее апелляционную жалобу, указывает на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; неприменение закона, подлежащего применению. Считает, что спорное помещение на дату издания оспариваемого приказа не являлось свободным, занято на условиях, соответствующих договору найма жилого помещения, что исключает право органа управления на отнесение спорного помещения к специализированному жилищному фонду.
Занятие спорного помещения по договору найма жилого помещения от 29.07.2009 г. подтверждается решением Ленинского районного суда города Севастополя от 11 июля 2019 года по гражданскому делу № 2-1322/2019, которым установлено, что наличие оснований для прекращения договора найма служебного жилого помещения не влечет за собой автоматическое прекращение договора по указанным основаниям.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 11 июля 2019 года по гражданскому делу № 2-1322/2019, установлено, что договор найма от 29.07.2009 г. спорного помещения сохраняет свое действие вплоть до освобождения нанимателем и членами его семьи жилого помещения. Изложенный вывод суда имеет преюдициальное значение для сторон данного дела, поскольку в гражданском деле № 2-1322/2019 принимали участие те же стороны.
Вывод, изложенный в решении Ленинского районного суда города Севастополя от 11 июля 2019 года по гражданскому делу № 2-1322/2019, о наличии не прекращенного договора найма, доказывает наличие оснований, исключающих основания включения в приказ Заместителя Министра обороны Российской Федерации от 27 марта 2019 года № спорного помещения.
Автор жалобы акцентирует внимание, что в связи с исключением спорного помещения из служебного жилья в 2011 году, за Арутюнян О.В., которая по состоянию на 2012 г. состояла в браке с ФИО4, на основании положений ст. 5 Соглашения о признании прав, как за членом семьи военнослужащего, приобретшей право проживания в спорном помещении на законных основаниях, сохраняется право на проживание в спорном помещении по основаниям, вытекающим непосредственно из закона, а у Министерства обороны Российской Федерации при предоставлении ФИО4 в 2012 году квартиры в городе Балашиха, возникает обязанность предоставления Арутюнян О.В., на тот момент супруги военнослужащего, жилой площади для проживания на условиях найма за счет средств Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца апелляционную жалобу поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в ней.
Представители административных ответчиков в удовлетворении апелляционной жалобы возражали, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Заслушав судью-докладчика, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> было предоставлено административному истцу с составом семьи 3 человека (супруга– Арутюнян О.В., дети – ФИО5 и ФИО6) на основании ордера № от 15.09.2006 г., выданного 1997 ОМИС КЧФ.
Указанный ордер содержал информацию о том, что предоставленное жилое помещение на момент предоставления и выдачи ордера является служебным.
29.07.2009 года между Министерством обороны Российской Федерации в лице командира (начальника) войсковой части 53158 и военнослужащим ФИО4, а также членами его семьи (супруга – Арутюнян О.В., дети – ФИО5 и ФИО6) заключен договор найма вышеуказанного жилого помещения для проживания, сроком с 09.07.2009 года по 25.06.2011 года (на срок действия контракта о прохождении военной службы).
Приказом командующего Черноморским флотом от 12 мая 2011 года № квартира № в доме № <адрес> исключена из числа служебных помещений.
Брак между ФИО4 и Арутюнян О.В. расторгнут.
ФИО4 по договору социального найма от 07 июня 2012 года на состав семьи: дочь ФИО5, несовершеннолетний сын ФИО6, был обеспечен квартирой по линии Министерства обороны РФ по избранному месту жительства: <адрес>.
Впоследствии данная квартира была приватизирована ФИО4 Супруга данным жилым помещением не обеспечивалась, поскольку не являлась на тот момент гражданкой Российской Федерации.
Таким образом, семья ФИО4 была обеспечена жильем по линии Министерства обороны РФ.
Согласно имеющимся в деле материалам, в настоящее время спорное жилое помещение является собственностью Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.
Оспаривая приказ Заместителя Министра обороны Российской Федерации от 27 марта 2019 года № в части объявления спорной квартиры служебной, Арутюнян О.В. указывает на нарушение ее прав, в частности на проживание в спорном жилом помещении на условиях, соответствующих условиям договора социального найма.
Оставляя без удовлетворения административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из правомерности оспариваемого приказа, изданного полномочным лицом в порядке и способом, предусмотренными законодательством. Административный истец нарушение своих прав оспариваемым приказом не доказал.
Коллегия судей соглашается с решением суда первой инстанции и, проверяя его на соответствие требованиям статьи 176 КАС РФ, указывает следующее.
Согласно части 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в частности, служебные жилые помещения (п.1).
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с пп. 68 п.7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года №1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России в соответствии с его назначением.
Согласно пп. «м» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
В соответствии с пп. 1 п. 8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации Минобороны России в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение является собственностью Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии у Министерства обороны Российской Федерации полномочий на издание оспариваемого приказа является верным.
В соответствии с положениями ст.ст. 2, 3, 15 Федерального закона N 76-ФЗ 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих», положениями Приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 года N 1280 «Об утверждении Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем наряду с самим военнослужащим, относятся совместно проживающие с ним члены его семьи.
Статьей 2 Федерального закона N 76-ФЗ 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
Статьей 3 Федерального закона N 76-ФЗ 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих» установлены правовая и социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Согласно п. 1 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы, и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Таким образом, верным является вывод суда первой инстанции о том, что члены семьи военнослужащего не обладают самостоятельным правом на обеспечение жилым помещением за счет федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, а условиями их обеспечения является статус члена семьи военнослужащего и нуждаемость в жилом помещении, при утрате такого статуса, лицо не обладает самостоятельным правом быть обеспеченным жильем за счет средств Минобороны России.
Право на обеспечение военнослужащего и членов его семьи служебным жилым помещением предусмотрено положениями статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих».
Как следует из материалов дела по договору найма специализированного жилого помещения от 29.07.2009 года, военнослужащему было предоставлено служебное жилое помещение на срок до 25.06.2011 года.
7 июня 2012 года военнослужащий по договору социального найма обеспечен жилым помещением в г. Балашиха, Московской обл.
Следовательно, оснований пользоваться служебным жилым помещением у военнослужащего, а равно у членов его семьи не имелось.
Судебная коллегия обращает внимание, что издание Приказа командующим Черноморским флотом № от 12.мая 2011 года об исключении из числа служебных квартиры № в доме № <адрес> в данном споре правового значения не имеет, поскольку решение о предоставлении указанной квартиры по договору социального найма как военнослужащему, так и административному истцу уполномоченным органом не принималось, а потому, административный ответчик был вправе издать приказ о присвоении жилому помещению статуса служебного.
Доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают, были предметом исследования суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании закона и не влекут отмену решения, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 21 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Арутюнян О. В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: