УИД № 59RS0040-01-2022-000819-60
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2022 года г. Чайковский
Чайковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Трошковой Л.Ф.,
при секретаре судебного заседания Федотовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чайковский гражданское дело по иску Золотарева А.И. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю о включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии,
Установил:
Золотарев А.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю о включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии, указывая, что 02 января 2022 года он обратился с заявлением в Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю в клиентскую службу в г. Чайковский Пермского края о назначении пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 «О страховых пенсиях». Решением от 03 марта 2022 года ему отказано в назначении пенсии в связи с недостаточностью специального стажа. Специальный стаж в РКС на момент подачи заявления составил 15 лет 23 дня. В специальный стаж по Списку №2 не включены периоды работы с 18 марта 1986 года по 30 апреля 1986 года в качестве <данные изъяты>; с 02 августа 1988 года по 31 декабря 1990 года в <данные изъяты>; с 01 января 1991 года по 31 января 1991 года в качестве <данные изъяты>; с 16 декабря 1991 года по 30 сентября 1994 года за исключением 4 дней без сохранения заработной платы в качестве <данные изъяты>; с 14 мая 1986 года по 26 мая 1988 года служба в армии по призыву. Отказ мотивирован тем, что отсутствует документальное подтверждение постоянной занятости в течение полного рабочего дня, полной рабочей недели. Истец с данным решением не согласен, поскольку в спорные периоды работы выполнял обязанности в качества мастера строительных и монтажных работ, что подтверждается приказами по личному составу, лицевыми счетами. Истец просит включить в специальный стаж спорные периоды работы и назначить пенсию с момента возникновения права– 02 января 2022 года.
Истец Золотарев А.И. о дне, времени и месте судебного заседания извещен, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает.
Представитель ответчика Кустов А.Л. в адресованном суду заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования не признают в полном объеме по основаниям, изложенным в решение ОПФР по Пермскому краю от 03 марта 2022 года об отказе в назначении пенсии.
Иск подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституция Российской Федерации (статья 39) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
Статья 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ и постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П. у граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 года 3 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона.
Частями 2 и 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение", которое устанавливает, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" к лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда и во вредных условиях, могут применяться:
- постановление Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах";
- постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
В силу п. п. "б" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 537, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными списком, указанным в абз. 1 настоящего подпункта.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что:
02 января 2022 года Золотарев А.И. обратился с заявлением в Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю в клиентскую службу в г. Чайковский Пермского края о назначении пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 «О страховых пенсиях» (л.д. 8-10).
Решением ОПФР по Пермскому краю № от 03 марта 2022 года в назначении пенсии по п. 2 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отказано в виду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работы (не менее 6 лет 3 месяцев).
В специальный стаж включены периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, продолжительность стажа в районах Крайнего Севера составила 15 лет 23 дня.
В специальный стаж не включены периоды работы: с 18 марта 1986 года по 30 апреля 1986 года в качестве <данные изъяты>; с 02 августа 1988 года по 31 декабря 1990 года в <данные изъяты>; с 01 января 1991 года по 31 января 1991 года в качестве <данные изъяты>; с 16 декабря 1991 года по 30 сентября 1994 года за исключением 4 дней без сохранения заработной платы в качестве <данные изъяты>; с 14 мая 1986 года по 26 мая 1988 года служба в армии по призыву (л.д. 6-7).
Разрешая требования истца в части включения периодов с 18 марта 1986 года по 30 апреля 1986 года в качестве <данные изъяты>; с 02 августа 1988 года по 31 декабря 1990 года в <данные изъяты>; с 01 января 1991 года по 31 января 1991 года в качестве <данные изъяты>; с 16 декабря 1991 года по 30 сентября 1994 года за исключением 4 дней без сохранения заработной платы в качестве <данные изъяты> в специальный стаж и удовлетворяя их суд, исходит из следующего.
В соответствии с пп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.
Возникновение права на досрочное назначение страховой пенсии законодатель связывает с осуществлением работ с тяжелыми условиями труда в определенных должностях и учреждениях с определенными видами деятельности.
Согласно Списку № 2 от 22 августа 1956 года право на льготное пенсионное обеспечение предоставлялось "монтажникам по монтажу стальных и железобетонных конструкций" (раздел XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций).
Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, в разделе XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" (позиция 22900000) в пункте б "руководители и специалисты" предусмотрены профессии "мастера строительных и монтажных работ" (22900006-23419).
Из наименования раздела ХХЗХ вышеуказанного Списка № 2 (1956 г.) усматривается, что для включения в подсчет специального стажа работы в должности мастера требуется подтвердить, что работа протекала только на новом строительстве. После 01 января 1992 года в специальный стаж, влекущий досрочное назначение страховой пенсии по старости включается работа в организациях, ведущих как новое строительство, так и работы по реконструкции и ремонту объектов.
Согласно абз. 1 п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29).
Согласно ст.39 Кодекса законов о труде Российской Федерации, действовавшего в спорные периоды работы истца и утратившего силу с 01.02.2002, ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности работника.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (п.11 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий").
Согласно трудовой книжке, Золотарев А.И. с 01 сентября 1982 года по 01 марта 1986 года обучался в «<данные изъяты>, 18 марта 1986 года принят <данные изъяты> на основании приказа №/л от 18 марта 1986 года (запись №), 30 апреля 1986 года уволен по п. 3 ст. 29 КЗОТ РФ РСФСР в связи с призывом в ряды СА на основании приказа № от 06 мая 1986 года (запись№); 14 мая 1986 года по 26 мая 1988 года служба в Советской Армии основание военный билет НЮ 6757708 (запись №, 7); 02 августа 1988 года зачислен в <данные изъяты> на основании приказа №к от ДД.ММ.ГГГГ (запись №); 01 января 1991 года <данные изъяты> на основании приказа№ от 15 января 1991 года (запись №); с 01 февраля 1991 года назначен <данные изъяты> на основании приказа №к от 31 января 1991 года (запись №); 16 декабря 1991 года переведен <данные изъяты> этого же участка на основании приказа №-к от 16 декабря 1991 года (запись №); 01 октября 1994 года переведен <данные изъяты> на основании приказа № от 28 сентября 1994 года (запись №) (л.д.11-16).
Согласно архивной справке № от 13 июля 2021 года в документах фонда ОАО «Воткинскгэсстрой» (Управление механизации: УМ, УМС, УМСР, УММР (ПМК2) Воткинскгэсстроя) имеются следующие сведения о трудовой деятельности Золотарева А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 18 марта 1986 года принять <данные изъяты> (основание: карточка формы Т-2 по УМ: номер и дата приказа отсутствуют), с 17 апреля 1986 года перевести из <данные изъяты> (основание: приказ по УМ от 28 апреля 1986 года №), с 30 апреля 1986 года уволить по призыву в Советскую Армию ст. 29 п. 3 КЗоТ РСФСР (основание: карточка формы Т-2, приказ от 06 мая 1986 года №) (л.д. 21).
Согласно архивной справке № от 14 июля 2021 года в документах фонда ЗАО Чайковского сплавного рейда» ПСУ (бывший Чайковский сплавной рейд треста «Камлесосплав», ОАО «Чайковский сплавной рейд») имеются следующие сведения о трудовой деятельности Золотарева А.И., 26 ноября 1966 года рождения: с 02 августа 1988 года принять мастером по строительству (основание: приказ от 01 августа 1988 года №115), с 01 января 1989 года <данные изъяты> (основание: приказ от 23 января 1991 года №), с 01 января 1991 года произвести <данные изъяты> (основание: приказа от 15 января 1991 года №); с 01 февраля 1991 года перевести <данные изъяты> (основание: приказ от ДД.ММ.ГГГГ №); с 16 декабря 1991 года перевести <данные изъяты> (основание: приказ от 16 декабря 1991 года №); с 01 октября 1994 года <данные изъяты> (основание: приказ от 28 сентября 1994 года №), с 27 февраля 1995 года уволить <данные изъяты> по собственному желанию по ст. 31 КЗОТ РФ (основание: приказ от 28 февраля 1995 года №). В приказах по личному составу сведения об отвлечениях отсутствуют. В карточке формы Т-2, расчетных ведомостях имеются сведения об отвлечениях. В расчетной ведомости за 1992 год имеется запись: «Справка по уходу за ребенком без оплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 4 дня». В расчетных ведомостях за 1988-1990 г.г. значится как мастер по строительству, за 1991 г. значится как тех.рук, за 1992 г. значится как мастер по строительству, за 1993-1995 г.г. должность не указана (л.д. 19).
Из архивных справок № от 14 июля 2021 года, следует, что Золотареву А.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., начислялась заработная плата в <данные изъяты>) в спорные периоды с июля 1988 года по февраль 1995 года (л.д. 18, 20).
Архивная справка № от 19 июля 2021 года, содержат сведения о фактически отработанных сменах Золотаревым А.И. в спорные периоды (л.д. 17).
Довод ответчика об отсутствии документов, подтверждающих занятость истца на работах с тяжелыми условиями труда в течение полного рабочего дня, полной рабочей недели, основанием к отказу во включении спорных периодов не является.
В соответствии с п. 5 Разъяснения от 22 мая 1996 года 3 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда", утвержденного постановлением Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Аналогичные положения содержались и в разъяснениях Министерства труда Российской Федерации от 08 января 1992 года № 1, утвержденных приказом Министерства труда и занятости РСФСР 3 3, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08 января 1992 года № 235.
Ни записи в трудовой книжке Золотарева А.И., ни материалы пенсионного дела не содержат данных о том, что он был принят на работу на условиях неполного рабочего времени. Доказательств же, свидетельствующих о неполной занятости истца в спорные периоды работы, пенсионный орган в соответствии с положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представил. Материалы дела не содержат данных, позволяющих сделать вывод о том, что в спорный период трудовой деятельности истца его работа не была постоянной либо имело место совмещение, простой или работа в условиях неполного рабочего дня, а поэтому отсутствие первичных документов относительно постоянной занятости истца на работах, предусмотренных Списком №2, не является основанием для исключения такого периода из специального стажа истца, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение.
Таким образом, постоянная занятость истца на работах, предусмотренных Списками № 2 от 1956 года и 1991 года, в спорные периоды подтверждается архивными данными об отработанных им трудоднях, которые соответствуют норме рабочего времени с учетом периодов работы, положенных по трудовому законодательству оплачиваемых отпусков, а также сведениями о начислении ежемесячно заработной платы в спорный период.
С учетом установленных обстоятельств, принимая во внимание указанные выше нормы закона, а также разъяснения, содержащиеся в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 года, которым предусмотрено, что, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками № 1 и № 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, а также "малыми Списками", то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 01 января 1992 года. рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер, требование истца в части включения в специальный стаж периодов работы с 18 марта 1986 года по 30 апреля 1986 года в качестве монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций Передвижной механизированной колонны №2 «Воткинскгэсстроя»; с 02 августа 1988 года по 31 декабря 1990 года в качестве мастера по строительству Пришлюзового сплавного участка Чайковского рейда; с 01 января 1991 года по 31 января 1991 года в качестве мастера по строительству и монтажу ПСУ Чайковского рейда; с 16 декабря 1991 года по 30 сентября 1994 года за исключением 4 дней без сохранения заработной платы в качестве мастера по строительству и монтажу Пришлюзового сплавного участка Чайковского рейда, подлежат удовлетворению.
Кроме того, в специальный стаж истцу не зачтен с 14 мая 1986 года по 26 мая 1988 года служба в рядах Советской Армии по призыву, разрешая требования истца в этой части, суд приходит к следующему.
Военным билетом на имя Золотарева А.И. подтверждается факт прохождения службы в рядах Советской Армии по призыву в период с 14 мая 1986 года по 26 мая 1988 года (л.д. 22-23).
Справкой военного комиссариата № от 17 ноября 2021 года подтверждается факт прохождения Золотаревым А.И. службы в рядах Советской Армии по призыву в период с 14 мая 1986 года по 26 мая 1988 года (л.д. 23 пенсионное дело).
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 N 8-П и Определение от 05.11.2002 N 320-О, указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В абзаце седьмом п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Так, в период прохождения Золотаревым А.И. военной службы с 14 мая 1986 года по 26 мая 1988 года действовало Постановление Совмина СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».
В силу п. п. "к" п. 109 Постановления Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах.
Абзацем 3 п. 109 Положения предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготном размере пенсии по старости период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з" п. 109 Положения, приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" п. 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Таким образом, во время прохождения истцом службы в Вооруженных Силах действовавшее законодательство предусматривало возможность зачета времени прохождения службы в армии в специальный стаж работы. Поскольку период службы Золотарева А.И. в Вооруженных Силах СССР имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, то он подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Учитывая, что непосредственно до поступления и окончания службы в Советской Армии истец осуществлял трудовую деятельность и занимал должность, работа в которой включена в его специальный стаж по Списку 2, следовательно, период прохождения истцом службы в армии подлежит включению в специальный стаж истца полностью, то есть с 14 мая 1986 года по 26 мая 1988 года.
Таким образом, включению в специальный стаж истцу подлежат период службы в армии с 14 мая 1986 года по 26 мая 1988 года.
В соответствии со ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Принимая во внимание, что с учетом включения в специальный трудовой стаж спорных периодов на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии Золотарев А.И. имел необходимую продолжительность специального трудового стажа, его требование о назначении пенсии с 02 января 2022 года судом удовлетворяется.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю включить Золотареву А.И. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период службы в рядах Советской армии по призыву с 14 мая 1986 года по 26 мая 1988 года (02-00-13), периоды работы:
- с 18 марта 1986 года по 30 апреля 1986 года в качестве <данные изъяты>;
-с 02 августа 1988 года по 31 декабря 1990 года в <данные изъяты>; с 01 января 1991 года по 31 января 1991 года в качестве <данные изъяты>;
-с 16 декабря 1991 года по 30 сентября 1994 года за исключением 4 дней без сохранения заработной платы в качестве <данные изъяты>.
Назначить Золотареву А.И. пенсию с 02 января 2022 года.
Решение в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд.
Судья