Решение по делу № 12-25/2021 от 09.11.2020

Дело №12-25/2021

Р Е Ш Е Н И Е

город Ярославль 13 января 2021 года

Судья Ярославского районного суда Ярославской области Голикова Е.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фроловой К.П., с участием прокурора Зосиевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Инвестнеруд» на постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды ФИО7 от 22.10.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.3 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды ФИО7 от 22.10.2020 ООО «Инвестнеруд» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.

    Не согласившись с указанным выше постановлением и считая его незаконным, законный представитель ООО «Инвестнеруд» ФИО3 обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывает, что на момент вынесения обжалуемого постановления имелось не вступившее в законную силу решение Ярославского районного суда Ярославской области от 18.09.2020, которым было отменено ранее вынесенное постановление №91/129 от 12.05.2020. Автор жалобы считает, что факт привлечения ООО «Инвестнеруд» к административной ответственности по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ исключает возможность повторного привлечения Общества к ответственности по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ. Кроме того, просит обратить внимание на то, что Общество не было надлежащим образом извещено о дате, времени и месте вынесения обжалуемого постановления.

    В дополнительно направленной в суд жалобе законный представитель ООО «Инвестнеруд» по доверенности ФИО4 просит учесть, что по результатам проведенных в отношении ООО «Инвестнеруд» проверок административными органами в его действиях были выявлены признаки административных правонарушений, предусмотренных ч.1 и ч.2 ст.7.3 КоАП РФ. Рассмотрение этих дел подведомственно одному и тому же должностному лицо, следовательно, ООО «Инвестнеруд» подлежало привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания по правилам ч.2.2 ст.4.4 КоАП РФ в пределах санкции, предусматривающей назначение наиболее строгого административного наказания. Также обращает внимание на то, что составы административным правонарушений, предусмотренных ч.1 и ч.2 ст.7.3 КоАП РФ являются взаимоисключающими, в связи с чем с учетом того, что Общество уже привлечено к ответственности по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, его привлечение по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, по аналогичным фактам повторно недопустимо. Факт отсутствия в действиях ООО «Инвестнеруд» состава административного правонарушения, по мнению законного представителя Общества ФИО4, подтверждается заключением специалистов <данные изъяты> по результатам комплексного правового и экологического исследования №420/20 от 06.07.2020, в соответствии с выводами которого добыча полезного ископаемого на территории месторождения <данные изъяты> с момента получения лицензии на пользование недрами и до 12.02.2020 не осуществлялась, а вина юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, административным органом не доказана и материалами дела не подтверждено. Кроме того, автор уточненной жалобы просит принять во внимание, что Общество не прекращает принимать активные меры по приведению в соответствие технической документации, связанной с последующей добычей полезного ископаемого, а также по переводу земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности. ООО «Инвестнеруд», являющееся микропредприятием и предоставляющее сведения об этом, просит учесть очень сложное финансовое положение, связанное как с невозможностью осуществления предпринимательской деятельности, связанной с добычей полезного ископаемого, так как процедура перевода земель в иную категорию не завершена по независящим от Общества причинам, так и сложившейся ситуацией, связанной с распространением коронавирусной инфекции и затягиваем в связи с этим многих административных процедур.

Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ООО «Инвестнеруд» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

В предыдущем судебном заседании законные представители ООО «Инвестнеруд» по доверенностям ФИО5 и ФИО6 доводы обеих жалоб поддержали.

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, - старший государственный инспектор Ярославской области в области охраны окружающей среды ФИО7 не согласился с доводами жалобы, просил оставить постановление без изменения, а жалобу – без удовлетворения, поскольку вина ООО «Инвестнеруд» нашла свое подтверждение в ходе рассмотрения дела. Процессуальных нарушений пи вынесении постановления н допущено, поскольку ООО «Инвестнеруд» было надлежащим образом извещено о дате, времени и месте рассмотрения дела путем почтового извещения по месту регистрации в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, сведения о вручении которого приобщил в судебном заседании.

Прокурор Зосиева М.В. просила отказать в удовлетворении жалобы.

Заслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, прихожу к следующему.

Частью 2 ст.7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Объективную сторону указанного административного правонарушения образует пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.

Как следует из материалов дела и установлено при рассмотрении дела, ООО «Инвестнеруд» имеет Лицензию на пользование недрами ЯРО 00170 ТЭ для разведки и добычи песка строительного на месторождении <адрес> <адрес> <адрес>, выданную 07.12.2015 на срок до 07.12.2040.

17.02.2020 в период времени с 10 часов 00 минут по 13 часов 00 минут Прокуратурой Ярославского района совместно со специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Ярославской области проведена проверка по вопросу соблюдения законодательства в сфере недропользования ООО «Инвестнеруд».

При проведении проверочных мероприятий установлено, что земельный участок принадлежит на праве собственности ООО «Инвестнеруд», имеет следующие характеристики: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, площадь 64,61 га. Участок не огорожен, имеет свободный доступ, на части обследуемого участка в границах земельного участка с кадастровым номером <адрес> вырыт котлован. На момент выезда работы в котловане не велись, какая-либо техника отсутствовала. Земляные работы производились с августа 2019 года по 12.02.2020.

В процессе проведения проверки установлено, что ООО «Инвестнеруд» допустило существенные нарушения условий пользования недрами по лицензии ЯРО 00170 ТЭ в результате несоблюдения установленного лицензией ежегодного уровня добычи полезного ископаемого и не выхода на проектную мощность на лицензируемом участке в установленный срок, а также в результате ведения горных работ на земельном участке, относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 28.01.2020 №14 право пользования участком недр местного значения по лицензии ЯРО 00170 ТЭ было приостановлено с 28.01.2020 сроком на три месяца.

Нарушения отражены в справке от 18.02.2020 с приложениями в виде схематического чертежа и фототаблицы.

25.02.2020 заместителем прокурора Ярославского района ФИО9 в отношении ООО «Инвестнеруд» возбуждено дело по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении рассмотрено 22.10.2020 в отсутствии законного представителя ООО «Инвестнеруд», при этом вопреки доводам жалобы о дате, времени и месте рассмотрения дела Общество было извещено надлежащим образом, что подтверждается списком №21 внутренних почтовых отправлений от 14.10.2020 со штриховым почтовым идентификатором 800809534511476 и отчетом об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором 800809534511476, согласно которому данное письмо вручено ООО «Инвестнеруд» 17.10.2020.

В ходе проведения проверки установлено, что ООО «Инвестнеруд» нарушены ст.ст.11, 22, 23, 23.2 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 №2395-1 (далее по тексту - Закона №2395-1), п.п.7.1. 7.3, 7.4 Условий пользования недрами к лицензии ЯРО 00170 ТЭ.

Деятельность, связанная с пользованием недрами, имеет разрешительный характер (является деятельностью, ограниченной рамками специальной правоспособности по смыслу ст.49 ГК РФ).

Из ч.1, ч.3 ст.11 Закона №2395-1 следует, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, удостоверяющей право ее владельца на пользование участком недр в соответствии с указанной в ней целью, включающей текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

В силу ч.7 ст.9 Закона №2395-1 права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование недрами.

Императивной нормой - п.10 ч.2 ст.22 Закона №2395-1 установлена обязанность пользователя недр обеспечить выполнение лицензионных условий.

Как усматривается из материалов дела ООО «Инвестнеруд» имеет лицензию ЯРО 00170 ТЭ 07.12.2015 на разведку и добычу песка строительного на месторождении <данные изъяты>

К лицензии имеется ряд изменений, в том числе, от 04.03.2016, от 29.03.2017 в части площади предоставленного в пользование участка недр, сроков подготовки и согласования с соответствующими органами технического проекта разработки месторождения и получения горного отвода в уточненных границах и срока составления и согласования в установленном порядке технического проекта разработки и рекультивации месторождения на лицензируемом участке.

Согласно п.п.7.1, 7.3, 7.4 Условий пользования недрами к лицензии (Приложение №1 к Лицензии) (далее по тексту – Условий), нарушение которых вменено ООО «Инвестнеруд», недропользователь обязан: соблюдать требования Законов РФ и Ярославской области при пользовании недрами, обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия по безопасному ведению работ и охране недр; проводить все виды горных работ в соответствии с технической проектной документацией и годовыми планами развития горных работ. Изменения проектных решений отработки и рекультивации участка согласовываются с заинтересованными органами дополнительно, с внесением в условия пользования недрами соответствующих изменений и дополнений в установленном порядке; при производстве горных работ: - ежегодно составлять и согласовывать в установленном порядке Планы развития горных работ и объёмы потерь полезного ископаемого при добыче; - допускать к работе лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; - руководство горными работам на участке осуществлять лицами, имеющими право ответственного ведения горных работ; - вести учёт аварий, инцидентов, несчастных случаев на производстве, анализировать причины их возникновения, принимать меры по их профилактике и устранению причин; - организовать и осуществлять геолого-маркшейдерский контроль за разработкой участка недр и авторский надзор за реализацией проектных решений, обеспечить ведение геологической, маркшейдерской документации в процессе пользования недрами в соответствии с действующими нормативными документами и утверждёнными проектными решениями, сохранность документации; - не допускать самовольной застройки площади месторождения; - ежегодно в срок до 05 февраля по результатам маркшейдерских замеров составлять статистическую отчетность о состоянии и движении запасов по месторождению по форме 5-ГР и представлять её с пояснительной запиской в орган, выдавший лицензию, и в органы, указанные в форме; - ежегодно в срок до 25 января по результатам работ представлять статистическую отчетность о выполнении условий пользования недрами при добыче твёрдых полезных ископаемых по форме 2-ЛС в орган, выдавший лицензию и в органы, указанные в форме; - в соответствии с Порядком пользования участками недр местного значения, утвержденным постановлением Правительства области от 26.08.2010 №638-п (с изменениями от 01.07.2015 №718-п) в срок до 05 февраля представлять сведения о месторождении ОПИ, прилагаемые к отчётному балансу о запасах по форме согласно приложению к Порядку; - предоставлять контролирующим органам необходимую документацию, давать объяснение по вопросам, входящим в компетенцию контрольных органов, обеспечивать условия проведения проверок, своевременное выполнение предписаний контролирующих недропользование органов.

На момент проведения проверки установлено, что в нарушение указанных лицензионных условий, недропользователем были осуществлены горные работы на земельном участке, относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Указанный факт подтверждается материалами дела, в том числе справкой от 18.02.2020 с приложениями, объяснениями генерального директора ООО «Инвестнеруд» ФИО3 от 18.02.2020 и приказом Департамента имущественных и земельных отношений ЯО №14 от 28.01.2020, вступившим в силу с момента подписания, согласно которому право пользования недрами, предоставленное ООО «Инвестнеруд» по лицензии ЯРО 00170 ТЭ, приостановлено в связи с нарушением Обществом существенных условий лицензии в части несоблюдения уровня добычи полезного ископаемого, выхода на проектную мощность на лицензируемом участке в установленный срок, а также в части рационального использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны окружающей среды (п.п.3.5, 4.1 и 7.1 Условий).

Доводы жалобы о том, что Общество не производило добычу полезного ископаемого на территории месторождения <данные изъяты> с момента получения лицензии до момента ее приостановления, а лишь проводило подготовительные работы, основаны на неверном толковании норм права, так как такого вида деятельности, как подготовительные вкрышные работы законодательство о недрах не содержит. Выполнение Условий лицензии должно осуществляться при осуществлении любого вида деятельности по Лицензии (в том числе, горных и связанных с ними вспомогательных работ для разработки месторождения), в соответствии с условиями которой земельный участок имеет статус горного отвода.

Заключение специалистов <данные изъяты> по результатам комплексного правового и экологического исследования №420/20 от 06.07.2020, в соответствии с выводами которого добыча полезного ископаемого на территории месторождения <данные изъяты> с момента получения лицензии на пользование недрами и до 12.02.2020 не осуществлялась, а вина юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, административным органом не доказана и материалами дела не подтверждается, который законный представитель ООО «Инвестнеруд» просит принять во внимание при вынесении решения по своему содержанию заключением эксперта, не соответствует требованиям, предусмотренным ст.26.4 КоАП РФ, следовательно, является недопустимым доказательством.

Иные нарушения, указанные в обжалуемом Обществом постановлении, а именно: несоблюдение установленного лицензией ежегодного уровня добычи полезного ископаемого и не выхода на проектную мощность на лицензируемом участке в установленный срок, - подлежат исключению, поскольку ни в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, ни в постановлении о привлечении к административной ответственности нарушение п.п.3.5 и 4.1 Условий, которыми установлены сроки выхода на проектную мощность и утвержден планируемый уровень добычи полезного ископаемого с начала ведения горных работ, в которые в последующем вносились изменения, ООО «Инвестнеруд» не вменялось, кроме того, указанные нарушения описаны в постановлении неконкретно, без указания уровня добычи, а также сроков, к которым совершен не выход на проектную мощность на лицензируемом участке, что, в свою очередь, препятствует исчислению сроков давности привлечения к административной ответственности в этой части.

В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.

В данном случае из материалов дела не усматривается, что Заявителем были предприняты все зависящие от него необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение нарушения требований закона.

Таким образом, вина ООО «Инвестнеруд» в пользовании недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, что выразилось в осуществлении горных работ на земельном участке, относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения, подтверждается материалами дела об административном правонарушении.

Порядок привлечения общества к административной ответственности, установленный ст.ст.28.2, 25.1, 25.3 КоАП РФ, соблюден.

Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены обжалуемого постановления, не установлено. Факт вынесения постановления до рассмотрения жалобы ООО «Инвестнеруд» на постановление об отмене предыдущего постановления о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ таковым не является и доводы жалобы в этой части основаны на неправильном толковании положений КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что факт привлечения Общества к административной ответственности по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ исключает возможность привлечения к ответственности по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, поскольку повторное привлечение к административной ответственности по аналогичному факту недопустимо, не могут быть приняты во внимание, поскольку в данном случае Обществом были допущены разные правонарушения - пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и пользование недрами без лицензии, совершенные в разные временные периоды. Вместе с тем, в этой связи считаю необходимым изменить обжалуемое постановление и уточнить дату совершения правонарушения, указав, что правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, совершено в период с августа 2019 года до 28.01.2020, то есть до момента вынесения Департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области приказа №14, которым право пользования ООО «Инвестнеруд» участком недр местного значения по лицензии ЯРО 00170 ТЭ было приостановлено с 28.01.2020 сроком на три месяца, поскольку за пользование недрами без лицензии, факт чего выявлен 12.02.2020, постановлением старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды ФИО7 от 11.08.2020 ООО «Инвестнеруд» было привлечено к ответственности по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ.

Относительно доводов жалобы ООО «Инвестнеруд» о том, что оно является микропредприятием со сложным финансовым положением, связанным с невозможностью осуществления предпринимательской деятельности ввиду приостановления деятельности лицензии и сложившейся в мире эпидемиологической обстановкой, прихожу к следующему.

Исходя из смысла ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В соответствии с ч.3 ст.3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Таким образом, диспозиция ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ предусматривает замену административного штрафа на предупреждение только являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение.

Наличие таких специальных правил (особых условий) назначения административных наказаний, касающихся субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их работников (руководителей и иных должностных лиц), ориентирует органы административной юрисдикции на приоритетное применение к ним за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное посредством государственных или муниципальных контрольно-надзорных мероприятий, административного наказания в виде предупреждения, в том числе в случаях, когда санкция соответствующей статьи Особенной части КоАП РФ не предусматривает возможности его назначения, что, по сути, согласуется с основными целями и принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (ст.6 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства определено в п.1 ст.3 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными названным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Как следует из представленной выписки из ЕГРЮЛ ООО «Инвестнеруд» является средним предприятием, сведений о привлечении ранее к административной ответственности за аналогичное правонарушением не имеется, работы приостановлены, что так же нашло отражение в обжалуемом постановлении, в этой связи считаю возможным изменить постановление в части назначенного Обществу наказания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды ФИО7 от 22.10.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.3 ч.2 КоАП РФ, в отношении ООО «ИНВЕСТНЕРУД» изменить:

- уточнить дату совершения правонарушения, указав, что правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, совершено в период с августа 2019 года до 28.01.2020;

- исключить указание на несоблюдение ООО «Инвестнеруд» установленного лицензией ежегодного уровня добычи полезного ископаемого и не выхода на проектную мощность на лицензируемом участке в установленный срок;

- изменить назначенное ООО «ИНВЕСТНЕРУД» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.7.3 ч.2 КоАП РФ, административное наказание на предупреждение,

в остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу ООО «Инвестнеруд» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ярославский районный суд Ярославской области в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Голикова Е.П.

12-25/2021

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
ООО "ИНВЕСТНЕРУД"
Другие
Смирнов А.В.
Суд
Ярославский районный суд Ярославской области
Судья
Голикова Е.П.
Статьи

7.3

Дело на сайте суда
yaroslavsky.jrs.sudrf.ru
10.11.2020Материалы переданы в производство судье
18.11.2020Истребованы материалы
27.11.2020Поступили истребованные материалы
24.12.2020Судебное заседание
12.01.2021Судебное заседание
13.01.2021Судебное заседание
18.01.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
18.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее