КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья: Кравченко О.В. № 33-3331/2018
А-2.200г
14 марта 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Макурина В.М.,
судей: Авходиевой Ф.Г., Поповой Н.Н.,
с участием прокурора Гайдук Л.Р.,
при секретаре судебного заседания: Кийковой И.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гребешкова М.Г. к ПАО «Сбербанк России» о возмещении убытков и компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе истца Гребешкова М.Г.,
на решение Октябрьского районного суда г.Красноярска от 26 октября 2017 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Гребешкова М.Г. к ПАО «Сбербанк России» о возмещении убытков и компенсации морального вреда – отказать».
Заслушав доклад судьи Макурина В.М., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Гребешков М.Г. обратился в суд с исковым заявлением к ПАО «Сбербанк России» о взыскании убытков в размере 1 419 624 рублей и компенсации морального вреда в размере 1 200 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что на его имя в 2010 году в ПАО «Сбербанк России» был открыт и действовал банковский счет № №, информация о котором была направлена ответчиком в соответствии с запросом №№ от 28.03.2016 года в адрес прокуратуры Красноярского края. На основании поступивших сведений, в результате мер прокурорского реагирования с ним был расторгнут трудового договор (служебный контракт) в Управлении Росприроднадзора по Красноярскому краю в связи с утратой доверия, так как информация о наличии данного счета им при заполнении ежегодной декларации о доходах и расходах не предоставлялась работодателю. Учитывая, что основанием для досрочного расторжения с ним трудового договора послужило разглашение со стороны ответчика банковской тайны, полагает, что в его пользу подлежит недополученный им средний заработок с момента расторжения договора (15 августа 2016 года) до предполагаемого периода ухода на пенсию 15 августа 2019 года. Кроме того, при расторжении трудового договора с формулировкой порочащей его деловую репутацию устроиться на работу он не имеет возможности, в связи с чем, испытывает моральные и нравственные переживания, компенсацию которых оценивает в 1 200 000 рублей.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Гребешков М.Г. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая на ошибочность выводов суда о том, что органы прокуратуры, реализуя полномочия по надзору за исполнением Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, вправе затребовать у ответчика информацию, относящуюся к банковской тайне, необходимую для выявления и устранения нарушений закона.
Признав возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав пояснения истца Гребешкова М.Г., поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя ПАО «Сбербанк России» Журавковой Н.Г., представителей третьих лиц - Межрегионального Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыве Борисовой Л.М., прокурора прокуратуры Красноярского края Гайдук Л.Р., согласных с решением суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения.
В соответствии со ст. 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
Предусматривая обязанность банка обеспечить банковскую тайну и определяя ее основанные объекты, включая тайну банковского вклада, субъекты права на банковскую тайну, их обязанности и гражданско-правовую ответственность, Гражданский кодекс РФ одновременно устанавливает, что пределы возложенной на банк обязанности хранить банковскую тайну определяются законом.
Статья 26 ФЗ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», регулирующая порядок предоставления банками справок по операциям и счетам их клиентов, содержит исчерпывающий перечень лиц, которые вправе получать от банков информацию, составляющую банковскую тайну.
В соответствии с ч. 5 ст. 26 указанного Федерального закона, справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) при наличии запроса, направленного в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, в случае проверки в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов и ограничений.
Пунктом 19 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2013 года № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции» утвержден перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции. При этом органы прокуратуры Российской Федерации и их должностные лица не указаны в данном перечне.
Вместе с тем, при осуществлении надзора в сферах, на которые распространяется действие законодательства о банковской и иной охраняемой законом тайне, прокуроры руководствуются установленным законодательством порядком, что прямо предусмотрено абз. 3 пункта 6 Приказа Генерального прокурора России от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».
В силу п.6 ст. 5 ФЗ "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координирует деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализует иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами. Противодействие коррупции - деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), также предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных преступлений.
В соответствии с ч. 7 ст. 8 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или лица, указанных в пунктах 1 - 3 части 1 настоящей статьи, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данного гражданина или лица.
Пунктом 8.2 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от 07.12.2007 г. № 195 определено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.
Согласно ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1 прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В силу п. 2.1, ст. 4 указанного Закона, органы прокуратуры в осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом проку надзора вправе получать в установленных законодательством Российской случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными закона числе осуществлять обработку персональных данных.
В соответствии с п. 2 ст. 12 ФЗ от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» указано, что контроль за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
На основании ч.6 ст. 20 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О противодействии коррупции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 67 ФЗ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Генеральному прокурору Российской Федерации и подчиненным ему прокурорам предоставлено право осуществлять государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 857 ГК РФ, в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.
Суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к объективному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Гребешкова М.Г.
Выводы суда первой инстанции мотивированны, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, из которых видно, что в период с 09.01.2008 года по 15.08.2016 года Гребешков М.Г. состоял в трудовых отношениях с Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю.
В период с мая по июнь 2016 года прокуратурой края на основании п. 19 плана работы прокуратуры на 1 полугодие 2016 года, п. 21 плана работы отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции на 1 полугодие 2016 года, проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции должностными лицами Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю, осуществляющими процедуру контроля за недропользователями, в ходе которой на основании ст.ст. 6, 22 Закона о Прокуратуре Российской Федерации, ст. 26 ФЗ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» прокуратурой Красноярского края направлен запрос от 28.03.2016 № 86-18-2016 и получены сведения ПАО «Сбербанк России» о денежных средствах, находящихся на открытых в указанном банке счетах на имя служащих Управления, а также, общей сумме денежных поступлений на указанные счета за отчетный период с 01.01.2015 года по 31.12.2015 года.
По итогам данной проверки в адрес руководителя Управления прокурором Красноярского края внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором в числе прочего указано на нарушение Гребешковым М.Г. положений ст. 8 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ, ст. 15 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ.
Приказом № 76/К от 15.08.2016 года по результатам проведенной служебной проверки служебный контракт с Гребешковым М.Г. был расторгнут в связи с утратой доверия.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Красноярска от 02.12.2016 года Гребешкову М.Г. отказано в удовлетворении требований о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула.
Обращаясь с настоящими исковыми требованиями, Гребешков М.Г. ссылается на то, что действиями Банка по предоставлению органам прокуратуры сведений о денежных средствах, находящихся на открытых в указанном банке его счетах, общей сумме денежных поступлений на указанные счета, их истории, были нарушены его права и причинены убытки, а также моральный вред.
Разрешая заявленные истцом требования, дав надлежащую оценку представленным в материалы дела доказательствам, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, при этом верно исходил из того, что из совокупности вышеизложенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что прокурор вправе был проводить проверки исполнения требований Федеральных законов «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О противодействии коррупции», а также требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов, в том числе от ПАО «Сбербанк России» предоставления необходимых документов и материалов о выполнении должностными лицами государственных органов установленных действующим законодательством обязанностей с целью выявления и пресечения коррупционных правонарушений, как это предписывает Федеральный закон № 273-ФЗ ; прокурор относится к тем лицам, которые имеют права на запрос указанных сведений в рамках своей компетенции.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, правильном применении норм материального права, регулирующих спорное правоотношение, подтверждены представленными в материалы дела и исследованными судом доказательствами, надлежащая оценка которым дана в решении по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционного жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции и не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку представленных по делу доказательств, оснований для которой судебная коллегия не находит.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционного представления судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия:
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Октябрьского районного суда г.Красноярска от 26 октября 2017 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Гребешкова М.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий: В.М. Макурин
Судьи: Ф.Г. Авходиева
Н.Н. Попова