№ 2а-522/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялуторовск 04 июня 2020 года
Ялуторовский районный суд Тюменской области
в составе: председательствующего судьи – Ахмедшиной А.Н.,
при секретаре – Боровковой В.Э.,
с участием прокурора Шайкиной А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела № 2а-522/2020 по административному иску Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к Эльзенбаху Николаю Ивановичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Ялуторовский межрайонный прокурор Тюменской области, выступая в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Эльзенбаху Н.А. о прекращении действия права на управление транспортными средствами категории «А,В,С» на основании водительского удостоверения № от 06.10.2011.
Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проведенной Ялуторовской межрайонной прокуратурой проверки исполнения требований Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что Эльзенбаху Н.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Отделом ГИБДД МО МВД России «Ялуторовский» 06.10.2011 выдано водительское удостоверение № с разрешающими категория «А,В,С». В соответствии с информацией ГБУЗ ТО «Областная больница №23» (г. Ялуторовск) ответчик с ноября 2019 года состоит на учете у врача <данные изъяты> с диагнозом <данные изъяты> (код заболевания №). В связи с чем, в соответствии с Перечнем медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 №1604, которым <данные изъяты> (код заболеваний по МКБ-10 №) отнесены к числу медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, у ответчика имеются медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами.
Ссылаясь на ст.ст. 23,23.1,24,25,28 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, Ялуторовский межрайонный прокурор Тюменской области, выступая в интересах неопределенного круга лиц, просит удовлетворить заявленные требования, решение суда направить в МО МВД России «Ялуторовский» для изъятия водительского удостоверения у ответчика.
Помощник Ялуторовского межрайонного прокурора Шайкина А.М. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, настаивая на их удовлетворении.
Административный ответчик Эльзенбах Н.И. в судебное заседание не явился, в силу части 1 статьи 100 КАС РФ, адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия. Суд признает ответчика извещенным о времени и месте судебного заседания, поскольку он уклонился от получения повестки.
Представитель заинтересованного лица МО МВД России «Ялуторовский» Елохова А.Д. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом. В суд представлены возражения на административное исковое заявление, в которых МО МВД России «Ялуторовский» просит возложить обязанность по сдаче водительского удостоверения на Эльзенбах Н.И.
Суд признаёт неявку лиц, участвующих в деле, не препятствующей рассмотрению дела по существу.
Выслушав объяснения лица, участвующего в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворении заявленных требований.
Приходя к такому выводу, суд исходит из следующего:
Из материалов дела следует, что согласно карточке операции с водительскими удостоверениями, Эльзенбах Н.И., ДД.ММ.ГГГГ.р., на основании водительского удостоверения № с разрешающими категория «А,В,С», выданного 06.10.2011 ОГИБДД МО МВД России «Ялуторовский», имеет право на управление транспортными средствами, срок действия указанного водительского удостоверения до 06.10.2021.
Согласно справкам ГБУЗ ТО «Областная больница № 23» (г. Ялуторовск) от 18.03.2020, ответчик у врача <данные изъяты> на учете не состоит, находится на учете у врача <данные изъяты> с диагнозом <данные изъяты>
Из исследованной в судебном заседании медицинской карты пациента, получающего помощь в амбулаторных условиях № на имя ответчика следует, что он впервые был на приеме у врача <данные изъяты> 06.11.2019, по результатам проведенного обследования ответчику поставлен диагноз <данные изъяты> (код заболевания №). Врачебной комиссией ГБУЗ ТО «Областная больница № 23» (гг. Ялуторовск) 06.11.2019 ответчик взят на диспансерное наблюдение с диагнозом <данные изъяты>
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968г. установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Как установлено в ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон №196-ФЗ), основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются, в том числе, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно абзацу 9 статьи 5 Федерального закона №196-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу положений ст. 24 Федерального закона №196-ФЗ, права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона № 196-ФЗ установлено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В пункте 1 статьи 23.1 названного закона указано, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 23.1).
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством.
В соответствии с пунктом 7 раздела II <данные изъяты>, к противопоказаниям к управлению транспортными средствами относятся <данные изъяты>, что соответствует группе кодов №, №, №.
Таким образом, законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и реализация права на управление транспортным средством поставлены в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О <данные изъяты> помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден Перечень медицинских <данные изъяты> противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, которым установлено, что управление транспортным средством возможно при заболеваниях <данные изъяты> лишь при стойкой ремиссии после специального лечения.
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих <данные изъяты>, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.
Ремиссией после лечения <данные изъяты> является воздержание от <данные изъяты>, а стойкая ремиссия – это выздоровление.
В соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю <данные изъяты> и Порядком диспансерного наблюдения за лицами с <данные изъяты>, утвержденными Приказом Минздрава России от 30.12.2015 № 1034н, настоящий Порядок устанавливает правила организации диспансерного наблюдения за больными <данные изъяты> и иными лицами, обратившимися за медицинской помощью по профилю <данные изъяты>
Диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания
Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в случаях, в том числе, наличия не менее года подтвержденной стойкой ремиссии у больных с диагнозом <данные изъяты> (код заболевания по МКБ-10 – №).
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем, такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Материалами дела подтверждено, что Эльзенбах Н.И. с ноября 2019 года состоит на учете у врача <данные изъяты> с диагнозом <данные изъяты> (код заболевания по МКБ-10 – №), предусмотренным Перечнем медицинских противопоказаний к управлению транспортными средством, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 №1604.
Данных диспансерного наблюдения у врача <данные изъяты>, свидетельствующих о стойкой ремиссии заболевания в настоящее время нет.
При таких обстоятельствах, поскольку ответчик имеет заболевание, наличие которого в силу действующего законодательства запрещает его допуск к управлению транспортными средствами, при этом он имеет водительское удостоверение, дающее право на управление транспортными средствами, что противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, создает и может создать реальную опасность причинения вреда, как самому себе, так и жизни и здоровью окружающих – участников дорожного движения, их имуществу, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения его права на управление транспортными средствами категорий «А,А1,В,В1,М(МL)» на основании водительского удостоверения №.
Нормами ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве, прокуроры освобождаются от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в п.40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу п.2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов: государственной пошлины по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
В связи с чем, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей, установленном п.п. 3 п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к Эльзенбаху Николаю Ивановичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами – удовлетворить.
Прекратить действие права Эльзенбаха Николая Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, на управление транспортными средствами категорий «А,В,С» на основании водительского удостоверения № от 06.10.2011.
Взыскать с Эльзенбаха Николая Ивановича государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Настоящее решение является основанием для Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ялуторовский» для изъятия у Эльзенбаха Николая Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, водительского удостоверения № от 06.10.2011 на управление транспортными средствами категорий «А,В,С», выданного ОГИБДД МО МВД России «Ялуторовский».
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 05 июня 2020 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> Судья - А.Н. Ахмедшина