ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-8332/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Санкт-Петербург 7 июня 2021 г.
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирнова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-710/2020-127 по иску общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 1 Московского района» (далее – ООО «Жилкомсервис № 1 Московского района») к Ершкову Кириллу Петровичу, Шепелевич Татьяне Александровне о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги по кассационной жалобе Шепелевич Т.А. на решение мирового судьи судебного участка № 127 города Санкт-Петербурга от 30 июня 2020 г. и апелляционное определение Московского районного суда города Санкт-Петербурга от 23 декабря 2020 г.
установил:
ООО «Жилкомсервис № 1 Московского района» обратилось к мировому судье с иском к Ершову К.П., Шепелевич Т.А., просило взыскать с каждого ответчика задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за период 1 июля 2018 г. по 30 апреля 2019 г. в размере 11 254,16 руб., пени за период с 1 мая 2018 г. по 31 марта 2019 г. 65,47 руб., государственную пошлину 879,18 руб.
Решением мирового судьи судебного участка № 127 города Санкт-Петербурга от 30 июня 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением Московского районного суда города Санкт-Петербурга от 23 декабря 2020 г., исковые требования ООО «Жилкомсервис № 1 Московского района» удовлетворены.
В кассационной жалобе Шепелевич Т.А. ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, дополнения к кассационной жалобе, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский процессуальный кодекс) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса).
Такие нарушения допущены судом.
Судом при рассмотрении дела установлено, что ответчики являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (далее – квартира, жилое помещение), по 1/2 доли каждый.
Согласно справке о регистрации в квартире зарегистрирован Ершков К.П., Шепелевич Т.А. зарегистрирована по иному адресу: <адрес>.
ООО «Жилкомсервис № 1 Московского района» является управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Квартира ответчиков не оборудована индивидуальными приборами учёта. Согласно акту от 19 июля 2018 г. об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении (далее – акт от 19 июля 2018 г.) во время его осмотра установлено, что в нём фактически проживают три человека. Расчёт задолженности коммунальных услуг за период с 1 июля 2018 г. по 30 апреля 2019 г. произведён по нормативу потребления коммунальных ресурсов исходя из количества временно проживающих в жилом помещении потребителей, не зарегистрированных в нём по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, мировой судья, руководствуясь статьями 210, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 30, 39, 153–155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 28 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, пунктами 32, 56 (1), 57 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354), исходил из обязанности собственников своевременно и в полном объёме вносить плату за жилое помещение, коммунальные услуги, признавая расчёт истца арифметически правильным, основанным на нормативном потреблении коммунальных ресурсов с учётом временно проживающих потребителей в жилом помещении, указанных в акте от 19 июля 2018 г., о чём достоверно было известно ответчикам, соответствующим фактически внесённым ими платежами.
С выводами мирового судьи согласился суд апелляционной инстанции.
Между тем данные выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела: при проверке правильности расчётов начисления задолженности по коммунальным услугам суд с учётом оспаривания ответчиками числа временно проживающих в жилом помещении обязан был исходить из следующего.
Формулы 4, 4 (1), 5, 7, 9, 20, 21, 23, 23 (1), 26, 27 приложения 2 к Правилам № 354, а также формулы, предусмотренные пунктами 12, 14 приложения 2 к Правилам № 354, используют понятие количество постоянно и временно проживающих граждан. Указанное количество применяется при расчётах размера платы и объёма потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению в случаях, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учёта соответствующего коммунального ресурса.
Постоянно или временно проживающими в жилом помещении являются граждане, которые зарегистрированы в указанном жилом помещении по месту жительства или месту пребывания соответственно.
В соответствии с абзацем вторым пункта 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 (далее – Правила N 713), местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Таким образом, количество постоянно проживающих в жилом помещении граждан равняется количеству граждан, зарегистрированных в указанном жилом помещении по месту жительства.
В соответствии с абзацем первым пункта 3 Правил № 713 местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. В случае, если временно проживающий в жилом помещении гражданин не является собственником указанного помещения и не является нанимателем указанного помещения, то есть право пребывания в таком помещении предоставлено гражданину лицом, имеющим право пользования указанным помещением, в качестве одного из документов для регистрации гражданина в качестве временно пребывающего пункт 9 Правил № 713 устанавливает заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение.
Помимо граждан, зарегистрированных в жилом помещении по месту пребывания, к временно проживающим жилищное законодательство относит также граждан, проживающих в жилом помещении без регистрации в указанном жилом помещении – то есть тех граждан, у которых отсутствует регистрация в указанном жилом помещении и по месту жительства, и по месту пребывания.
В соответствии с пунктом 56 (1) Правил № 354 в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении (далее – акт).
Между тем, что сам по себе акт не может являться основанием для применения количества указанных в акте граждан в расчётах платы за коммунальные услуги. Составленный исполнителем коммунальных услуг акт в соответствии с тем же пунктом 56 (1) Правил № 354 в течение трёх дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
После получения акта от исполнителя коммунальных услуг соответствующие уполномоченные органы проводят проверку и в случае подтверждения факта проживания в жилом помещении граждан, не имеющих в указанном помещении регистрации, составляют протокол об административном правонарушении. В соответствии с таким протоколом об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно пункту 58 Правил № 354 определяется количество временно проживающих в жилом помещении потребителей. Применение в расчётах платы за коммунальные услуги акта, составленного исполнителем коммунальных услуг, в отсутствие составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, недопустимо.
В нарушение части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса суд первой инстанции не проверил соблюдение предусмотренного Правилами № 354 порядка и процедуры составления акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, в том числе не направил запрос в уполномоченные органы о составлении протокола об административном правонарушении.
Несмотря на доводы апелляционной жалобы об оспаривании временно проживающих в жилом помещении, в нарушение статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса, суд апелляционной инстанции не устранил допущенные нарушения, оставив без изменения судебное постановление суда первой инстанции.
С учётом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса), полагаю необходимым отменить апелляционное определение Московского районного суда города Санкт-Петербурга от 23 декабря 2020 г. как несоответствующим принципам законности и обоснованности судебного постановления с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей.
Вместе с тем, суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, с учётом всех установленных обстоятельств и с соблюдением требований закона разрешить заявленные требования.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение Московского районного суда города Санкт-Петербурга от 23 декабря 2020 г. отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей.
Судья