Дело № 3а-78\2021 15 января 2021 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Пермь
Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Судневой В.Н.
при помощнике Никулиной Е.В.
с участием прокурора Захарова Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Хакимовой Светланы Александровны к Правительству Пермского края о признании недействующим пункт 4292 таблицы 1 Приложения «Перечень зданий (строений, сооружений) в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,
у с т а н о в и л :
Хакимова С.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Правительству Пермского края о признании недействующим со дня принятия в части нормативного правового акта.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 г. № 874-П «Об определении на 2020 г. перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее-постановление № 874-п) утвержден Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее-Перечень на 2020 г.).
Указанное постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края»», вступило в силу.
В Перечне под пунктом 4292 на 2020 г. включен следующий объект недвижимости, принадлежащий ей на праве собственности
- нежилое здание площадью 1307,1 кв.м. с кадастровым номером **594, расположенное по адресу: ****
Данное здание не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включение их в Перечень 2020 г. не соответствует критериям, установленным ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ).
Вид разрешенного использования земельного участка, на котором он расположен, не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Объект недвижимости, который принадлежит ей на праве собственности и включен в оспариваемый Перечень, используется исключительно для осуществления производственной деятельности в составе производственной базы. Вместе с объектом недвижимости по договору купли-продажи приобретено оборудование, а именно: линия производства профиля ПВХ и еще 13 различных единиц технологического оборудования.
Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает ее права и законные интересы, поскольку незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество юридических лиц в большем размере, чем предусмотрено действующим законодательством.
На основании вышеизложенного, просит признать недействующим со дня принятия пункт № 4292 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость от 28 ноября 2019 г. № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
Административный истец Хакимова С.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца - Митрофанова Ю.С. в судебном заседании заявленное требование поддерживает.
Представитель Правительства Пермского края, Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.
Из положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своём официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Согласно постановлению Правительства Пермского края от 16 октября 2015 г. № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края. Названным Министерством сформирован Перечень на 2020 г., который Правительством Пермского края утвержден в постановлении от 28 ноября 2019 г. № 874-п.
Таким образом, оспариваемое постановление издано Правительством Пермского края в установленном порядке, уполномоченным органом и официально опубликовано (обнародовано), что полностью соответствует положениям пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, статьям 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламенту подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края, утверждённому постановлением Правительства Пермского края от 5 октября 2007 г. № 223-п, Указу губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 г. № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункту 4 Указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 г. № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края», и данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Закон Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» (в редакции, действующей на день утверждения оспариваемого Перечня) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в частности административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1 000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующего имущества: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного ответчика возложена обязанность доказать соответствие оспариваемых пунктов постановления № 874-п нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и представить относимые, допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие наличие оснований для включения зданий в Перечень на 2020 г.
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Правительство Пермского края обязано доказать законность включения спорных объектов недвижимого имущества в оспариваемый Перечень на 2020 г.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Хакимовой С.А. на праве собственности принадлежит следующий объект недвижимости:
2-хэтажное нежилое административное здание с кадастровым номером: **594 общей площадью 1307,1 кв.м., расположенное по адресу: ****, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 11);
Согласно выписке из ЕГРН (л.д.11) указанное здание располагается на земельном участке с кадастровым номером: **60 с видом разрешенного использования - для размещения бокса гаража.
На основании обращения Хакимовой С.А. администрацией Добрянского городского округа 21 декабря 2020г. издано распоряжение за № 113-р-сэд «О внесении изменений в приложение к распоряжению администрации Добрянского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края от 30 июля 2018г. № 290-р « Об утверждении перечня, содержащего информацию о расположении в пределах земельных участков объектов капитального строительства» об исключении сведений о расположении в пределах земельного участка с кадастровым номером **60 объектов недвижимости, в том числе с кадастровым номером **594 и включении сведений о расположении данного объекта на земельном участке с кадастровым номером **54.
Вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка: «для размещения имущественного производственного комплекса» (л.д.178).
Согласно сведениям из технического паспорта (л.д.16), составленного бюро технической инвентаризации по состоянию на 8.09.1999г, объект представляет собой 3-хэтажное, общей площадью 1307, 1 кв.м. (литер А). Как следует из пояснений представителя административного истца здание фактически является 3-хэтажным, а не двухэтажным, как указано в ЕГРН.
Первый этаж данного здания включает в себя следующие помещения: отдел кадров, кабинет, столовая - площадью 138.1 кв.м., мойка - площадью 8.6 кв.м., кабинеты, склады, разделочные цеха, холодильник, бытовка, комната сторожа, с учетом площадей лестничных клеток, коридоров, общая площадь этажа составляет - 488.4 кв.м.
Второй этаж здания включает следующие помещения: бытовки, цеха, с учетом площадей лестничных клеток площадь этажа составляет - 428.2 кв.м.
Третий этаж здания включает коммутаторы, кабинеты, приемные, кладовую, отдел экономики, бухгалтерию, шкафы, кассу и с учетом площади коридоров, санузла и лестничной клетки площадь этажа составляет - 390.5 кв.м.
Возражая против заявленных требований, Правительство Пермского края указывает, что спорные объекты признаны соответствующими критериям, определенным в статье 378.2 НК РФ по наименованию здания.
В силу положений пункта 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), если оно соответствует одному из условий:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1);
- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (абзац второй подпункта 2);
- фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания (абзац третий подпункта 2).
По смыслу вышеприведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.
В соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и вида разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, предусмотрев возможность выбора любого вида разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, указав, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7).
Следовательно, вид разрешенного использования земельного участка является самостоятельным основанием для включения помещения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Содержащиеся в ЕГРН сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером **60 для размещения бокса – гаража, на котором расположено спорное здание, по состоянию на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, не совпадает с кодами 3.3 «Бытовое обслуживание», 4.2 «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы))», 4.6 «Общественное питание» Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540, следовательно, не соответствует необходимым критериям, установленным нормами Налогового кодекса Российской Федерации, позволяющими отнести спорный объект недвижимости к объектам, налоговая база в отношении которых определяется из кадастровой стоимости по этому основанию.
Таким образом, основанием для включения в Перечень на 2020 г. спорного объекта вышеуказанный вид разрешенного использования земельного участка являться не может, поскольку не предусматривает возможность эксплуатации административно-деловых (торговых) центров либо нежилых помещений, в которых могут быть размещены офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания.
Перед включением в оспариваемый Перечень ни Правительством Пермского края, ни Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края фактического обследования спорного объекта недвижимости не проводилось.
Между тем, материалами административного дела подтверждается, что назначение объекта, вид разрешенного использования земельного участка, наименование помещений спорного здания и его фактическое использование не предусматривают размещение объектов, названных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем оно не подлежало включению в Перечень на 2020 г.
Помещения столовой и мойки (146,7 кв.м.) составляют менее 20% от площади здания, соответственно их наличие согласно техническим документам также не подтверждает обоснованность включения здания в Перечень.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
При разрешении дела также следует учесть пояснения административного истца о том, что здание с оборудованием используется в производственной деятельности в составе производственной базы, для производства листов и профиля из ПВХ, используемых для пластиковых окон. Помещения в вышеуказанных объектах в аренду третьим лицам не сдаются. Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
Таким образом, ни по виду разрешенного использования земельного участка, ни по назначению находящихся в них помещений спорные здания не соответствуют критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ, для включения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Поскольку в материалах дела отсутствуют допустимые и относимые доказательства с достоверностью подтверждающие соответствие принадлежащих административному истцу зданий условиям, установленным ст.378.2 НК РФ, и необходимым для включения этих зданий в Перечень на 2020 г., административный иск подлежит удовлетворению.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что административный истец являлся плательщиком налога на имущество организаций, и оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2020 год). Признание отдельных его положений с момента вынесения решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска и исключения спорных зданий из Перечня на 2020 год путем признания соответствующего пункта недействующим.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По смыслу главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Факт уплаты государственной пошлины в размере 300 руб. подтверждается платежным поручением № 214 от 02.11.2020 ( л.д.10).
В связи с тем, что заявленное административным истцом требование судом удовлетворено, расходы, понесенные по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, подлежат взысканию в пользу Хакимовой С.А. с Правительства Пермского края.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление Хакимовой Светланы Александровны удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 4292 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 г. № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
Взыскать в пользу Хакимовой С.А. с Правительства Пермского края расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - подпись