РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Усть-Илимск Иркутской области 14 мая 2020 года
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующий судья Третьяков М.С.,
при секретаре судебного заседания Мутасовой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1033/2020 по административному исковому заявлению Волосенко Василия Васильевича к Федеральному казенному учреждению КП-10 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании решения о постановке на профилактический учет незаконным, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование требований административный истец указал, что постановлением Врио начальника ФКУ КП-10 от 17.01.2020 он был поставлен на профилактический учет (склонен к побегу). Считает вынесенное решение незаконным, принятым с грубейшим нарушением требований законодательства РФ и международных правовых норм. Администрацией колонии не было предоставлено достаточно времени для ознакомления и построения защиты, не предоставлено право на ознакомление с административным регламентом. Действия администрации колонии направлены на то, чтобы вызвать у осужденного чувство страха, подавленности и неполноценности, унизить или сломить его волю, причиняя тем самым нравственные страдания. Просит признать решение врио начальника ФКУ КП-10 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю от 17.01.2020 о постановке осужденного Волосенко В.В. на профилактический учет, незаконным. По факту признания решений и действий должностных лиц незаконными рассмотреть заявление о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в размере 100000 руб.
В судебное заседание административный истец не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Ранее в судебном заседании требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Согласно письменных возражений требования не признает. Указывает, что процедура постановки осужденного на профилактический учет была проведена в строгом соответствии с Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 20.05.2013. Волосенко В.В. был извещен о проведении комиссии по постановке на профилактический учет и присутствовал на заседании комиссии 17.01.2020. На заседании комиссии ему была предоставлена возможность ознакомится с основаниями постановки на учет, дать пояснения. По факту компенсации морального вреда, считает, что истцом не представлены доказательства причинения вреда неправомерными действиями ответчика, наличия вины должностных лиц учреждения в причинении истцу нравственных и физических страданий, причинно-следственной связи между действиями работников учреждения и наступившими последствиями. Просит в удовлетворении требований отказать.
Исследовав представленные сторонами письменные доказательства в соответствии с требованиями статей 68, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований административного истца.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.
Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Приказом Минюста России от 20 мая 2013 года N 72 утверждена Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 2 Инструкции основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, посредством профилактических мероприятий.
Деятельность сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы по предотвращению правонарушений связана с выявлением лиц, имеющих намерение совершить правонарушение, и принятием к ним мер превентивного характера с целью недопущения реализации этих намерений (на стадии обнаружения умысла). При пресечении правонарушений устанавливаются лица, подготавливающие правонарушение, с принятием к ним превентивных мер в целях недопущения перерастания подготовительных действий в оконченное правонарушение (на стадии покушения) (пункт 4 Инструкции).
Согласно пункту 8 Инструкции основанием для постановки осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения уголовно-исполнительной системы, являющегося инициатором постановки на профилактический учет.
На основании пункта 24 Инструкции на профилактический учет берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные, склонные к совершению побега.
В соответствии с пунктом 25 Инструкции индивидуальная профилактика правонарушений осуществляется путем всестороннего изучения личности подозреваемого, обвиняемого и осужденного, его криминальных связей и криминально значимых свойств характера, привычек, наклонностей, мотивации негативного поведения и высказываний; проведения индивидуальных бесед, разъяснения подозреваемым, обвиняемым и осужденным пагубности допускаемых ими правонарушений, а также возможных последствий; изоляции подозреваемого, обвиняемого и осужденного от связей и условий, оказывающих на него негативное влияние; привлечения подозреваемого, обвиняемого и осужденного к общественно полезному труду и учебе; использования в воспитательном процессе возможностей родственных и иных положительных связей, психологического консультирования родственников; применения других форм и методов положительного влияния на лиц, поставленных на профилактический учет, исходя из конкретных условий.
Согласно пункту 32 Инструкции на заседании комиссии в присутствии подозреваемого, обвиняемого и осужденного заслушиваются сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке (снятии) его на профилактический учет (кроме сотрудников психологической службы), и другие должностные лица, имеющие возможность охарактеризовать это лицо. Кроме того, заслушиваются по желанию подозреваемого, обвиняемого и осужденного его объяснения. Материалы психологической диагностики на заседании комиссии не озвучиваются.
Из пункта 34 Инструкции следует, что администрация учреждения уголовно-исполнительной системы после вынесения решения комиссии относительно постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет, снятия с профилактического учета либо продления срока нахождения на профилактическом учете ознакамливает с ним под роспись.
Согласно п. 67 "Минимальных стандартных правил обращения с заключенными", утвержденных Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева, 30 августа 1955 года), одной из целей классификации заключенных является разделение заключенных на категории, облегчающие работу с ними в целях возвращения к жизни в обществе.
Исходя из содержания вышеприведенных норм, и поскольку иное не установлено законом, постановка осужденного (подозреваемого, обвиняемого) на профилактический учет влечет проведение индивидуальной профилактической работы, не налагая каких-либо ограничений.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом, Волосенко В.В. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ КП-10 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 162 УК РФ.
Старшим оперуполномоченным ОО КП-10 капитаном внутренней службы Михневич А.В. составлен рапорт в отношении осужденного Волосенко В.В. о необходимости постановки на профилактический учет, как склонного к совершению побега, поскольку ранее при отбывании наказания в ИК-42 осужденный предпринимал попытку побега в группе осужденных и состоял на профилактическом учете.
Указанная информация подтверждается материалами из личного дела осужденного: рапортом сотрудника ИК-42 о предотвращении попытки группового побега осужденных Волосенко В.В., Метлицкого М.С., Агафонова К.В., сведениями о постановке Волосенко В.В. на профилактический учет в ИК-42.
Пунктом 30 Инструкции установлено, что начальник учреждения УИС после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии учреждения УИС.
О дате и времени рассмотрения комиссией вопроса о постановке на профилактический учет Волосенко В.В. был уведомлен 16.01.2020 начальником отряда.
17.01.2020 состоялось заседание комиссии по рассмотрению вопросов о постановке на профилактический учет осужденных склонных к негативным проявлениям различного характера. Согласно представленного протокола № 1 от 17.01.2020 осужденный Волосенко В.В. участвовал в заседании комиссии, довел до членов комиссии свою позицию по вопросу постановки его на профилактический учет. По итогам голосования принято решение поставить Волосенко В.В. на профилактический учет, как склонного к совершению побега. Закрепить за осужденным, поставленным на профилактический учет, наиболее профессионально подготовленного сотрудника КП-10 оперуполномоченного ОО КП-10 старшего лейтенанта внутренней службы Елисеева А.А.
Согласно акта от 17.01.2020 Волосенко В.В. отказался от росписи в ознакомлении с выпиской из протокола заседания комиссии от 17.01.2020 № 1 о постановке его на профилактический учет как склонного к совершению побега.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что основания для постановки Волосенко В.В. на профилактический учет, у административного ответчика имелись, порядок постановки административного истца на профилактический учет соблюден, при принятии решения о постановке Волосенко В.В. на профилактический учет его права не нарушены. Также не подтверждаются доводы истца о нарушении его прав, поскольку постановка на профилактический учет не влечет за собой наложение каких либо ограничений при отбывании наказания и не влияет на срок назначенного наказания и условия его отбывания.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований Волосенко В.В. не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Волосенко Василия Васильевича к Федеральному казенному учреждению КП-10 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании решения о постановке на профилактический учет незаконным, компенсации морального вреда, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья М.С. Третьяков