Решение по делу № 33-16771/2023 от 04.05.2023

Судья Чугунова М. Ю.                                   Дело № 33-16771/2023

Уникальный идентификатор дела

50RS0015-01-2022-003495-81

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Цуркан Л.С.,

судей Рыбкина М.И., Гулиной Е.М.,

при помощнике судьи Красновой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 17 мая 2023 г. апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Истринского городского суда Московской области от           10 ноября 2022 г. по делу по иску Скакун Е. В. к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи, обязании выдать удостоверение многодетной семьи,

заслушав доклад судьи Рыбкина М.И.,

объяснения истца,

УСТАНОВИЛА:

Скакун Е.В. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи, обязании выдать удостоверение многодетной семьи, указав, что является многодетной матерью, у нее трое детей: дочь – Зайцева А. А. <данные изъяты> г.р., сын – Скакун Д. А. <данные изъяты> г.р., сын Скакун А. А. <данные изъяты> г.р., все дети проживают вместе с матерью по адресу: <данные изъяты>. Истец обратилась в Истринское Управление социальной защиты населения с заявлением выдаче удостоверения многодетной матери, однако в выдаче указанного удостоверения отказано в связи с тем, что дети и муж не имеют места жительства на территории <данные изъяты>. Дочь А. прописана в <данные изъяты>, расположенной по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается выпиской из домовой книги. Сыновья А. и Д. имеют временную регистрацию по указанному адресу, что подтверждается свидетельствами о регистрации по месту пребывания. Полагает, что оформление и выдача удостоверения многодетной матери не может обуславливаться исключительно наличием регистрации по месту жительства, поскольку регистрация носит уведомительный характер. Кроме того, дочь А. и сын Д. учатся в МОУ «СОШ имени А.П. Чехова», то есть в <данные изъяты> на территории <данные изъяты>. С учетом изложенного истец просила суд признать незаконным решение Истринского Управления социальной защиты населения Министерства социального развития <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> об отказе в выдаче удостоверения многодетной матери и обязать ответчика выдать удостоверение многодетной матери.

Решением Истринского городского суда <данные изъяты> от           <данные изъяты> иск Скакун Е.В. удовлетворен.

В апелляционной жалобе Министерство социального развития <данные изъяты> просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Выслушав истца, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что Скакун (Изюмова) Е. В. и Скакун А. В. состоят в зарегистрированном браке, что подтверждается свидетельством о браке.

Истец Скакун Е.В. является многодетной матерью. У нее трое детей: дочь – Зайцева А. А. <данные изъяты> г.р., сын – Скакун Д. А. <данные изъяты> г.р., сын Скакун А. А. <данные изъяты> г.р.

Фактически все дети проживают вместе с матерью по адресу: М.О., <данные изъяты>.

Скакун Е.В. и ее дочь Зайцева А.А. зарегистрированы по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается выпиской из домовой книги.

Сыновья Скакун Д.А. и Скакун А.А. временно зарегистрированы на срок с <данные изъяты> по <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается свидетельствами о регистрации по месту пребывания.

Скакун Е.В. обратилась в Истринское Управление социальной защиты населения с заявлением выдаче удостоверения многодетной семьи.

Решением Министерства социального развития <данные изъяты> в лице Истринского управления социальной защиты населения <данные изъяты> от <данные изъяты> в выдаче удостоверения многодетной семьи отказано в связи с тем, что дети Скакун Д.А., Скакун А.А. и супруг Скакун А.В. не имеют места жительства на территории <данные изъяты>.

Судом установлено также, что дочь А. и сын Д. учатся в МОУ «СОШ имени А.П. Чехова», т.е. в <данные изъяты> на территории <данные изъяты>.

Супруг истца Скакун А.В. работает по основному месту работы в             <данные изъяты> у ИП Юдакова С.А. в должности водителя.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя иск Скакун Е.В., суд руководствовался Законом Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <данные изъяты>», Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об утверждении Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи» (действовал на дату обращения) и исходил из того, что семья Скакун Е.В. отвечает всем критериям многодетной семьи, установленным в <данные изъяты>, все члены семьи фактически проживают на территории Московской области, поэтому истец имеет право на получение удостоверения многодетной семьи, реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от наличия у нее и членов ее семьи регистрации по месту жительства в Московской области.

Судебная коллегия в полной мере соглашается с указанными выводами, поскольку суд верно распределил бремя доказывания между сторонами по правилам статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащим образом оценил доказательства по делу и в соответствии с требованиями части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации результаты оценки отразил в своем решении. Оснований для иной оценки представленных по делу доказателсьтв судебная коллегия не находит и соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и нормах права.

Вместе с тем судебная коллегия находит решение суда в части признания незаконным решения Министерства социального развития Московской области от 12 февраля 2021 г. № 52166 об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи подлежащим отмене исходя из следующего.

В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (часть 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с подпунктами «в», «д», «ж» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со принципами:

верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.

Согласно пункту 3 статьи 29 Устава Московской области образование, формирование, деятельность органов государственной власти Московской области, их полномочия и ответственность основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Московской области, законами Московской области и иными нормативными правовыми актами Московской области.

В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Устава Московской области Правительство Московской области является высшим, постоянно действующим, коллегиальным органом исполнительной государственной власти Московской области, наделенным общей компетенцией.

Согласно подпункту «г» пункта 1 статьи 58 Устава Московской области Правительство Московской области формирует иные исполнительные органы государственной власти Московской области, за исключением случаев, установленных законами Московской области.

Постановлением Правительства Московской области от 04.08.2015                    N 642/29 утверждено Положение о Министерстве социального развития Московской области.

В силу пункта 1 Положения Министерство социального развития Московской области (далее - Министерство) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сферах социальной защиты, труда, охраны труда и занятости населения Московской области, проводящим государственную политику, координирующим деятельность в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью (далее - государственные органы Московской области).

Согласно пункту 2 Положения Министерство руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом Московской области, законами Московской области, актами Губернатора Московской области и Правительства Московской области, международными договорами Российской Федерации и соглашениями Московской области об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, настоящим Положением, а также иными нормативными правовыми актами.

Из содержания приведенных норм права следует, что Министерство социального развития Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции и руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Закон Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1, регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (часть первая статьи 3).

В силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, место жительства гражданина по общему правилу должно совпадать с местом его регистрации.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства является предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (постановления от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 15 января 1998 года N 2-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П, от 2 июня 2011 года N 11-П и от 30 июня 2011 года N 13-П; определения от 13 июля 2000 года N 185-О, от 6 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 года N 1309-О-О и др.).

Сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 15 января 1998 года N 2-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П, от 2 июня 2011 года N 11-П, от 30 июня 2011 года N 13-П; определения от 13 июля 2000 года N 185-О, от 6 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 года N 1309-О-О и др.).

Из приведенных взаимосвязанных положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1, Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что по общему правилу местом жительства лица признается, адрес, по которому лицо зарегистрировано по месту жительства, если иное не установлено судом.

В системе действующего правового регулирования Министерство социального развития Московской области, являясь органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специальной компетенции, не наделено полномочиями по установлению места жительства заявителя, отличного от места его постоянной регистрации.

Установление фактического места жительства лица, которое не совпадает с местом его постоянной регистрации, требует оценки совокупности обстоятельств, подтвержденных относимыми и допустимыми доказательствами, то есть относится к полномочиям суда, осуществляется на предусмотренных процессуальным законодательством принципах судопроизводства, включая принципы состязательности, распределения бремени доказывания и оценки доказательств судом.

Иное применение действующего законодательства, подразумевающее возложение на Министерство социального развития Московской области обязанности устанавливать фактическое место жительства в Московской области на основании доказательств (документов), конкретный перечень которых не установлен нормативными правовыми актами, влечет возложение на Министерство не свойственных ему, как органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, функций по оценке доказательств вне рамок процессуальных принципов судопроизводства, что, в свою очередь, ведет к правовой неопределенности как в сфере реализации гражданами права на получение мер социальной поддержки, так и в сфере расходования бюджетных средств.

Таким образом, требование Министерства социального развития Московской области о предоставлении истцом сведений о регистрации по месту жительства в качестве предусмотренного законом подтверждения места жительства в Московской области соответствует приведенным выше положениям Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 25.06.1993                       N 5242-1, Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, Устава Московской области, Закона Московской области от 23 марта 2006 года N 36/2006-ОЗ, постановления Правительства Московской области от 19 декабря 2017 года N 1082/46 и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения Министерства социального развития Московской области от 12.02.2021 г. № 52166 об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи, поскольку Министерство действовало в пределах своей компетенции и в соответствии с положениями действующего законодательства.

В связи с этим решение Истринского городского суда Московской области от 10 ноября 2022 г. подлежит отмене в части признания незаконным отказа в выдаче удостоверения многодетной семьи с принятием по делу в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Кроме того, абзац 3 резолютивной части решения следует изложить в следующей редакции: «Обязать Министерство социального развития Московской области выдать Скакун Елене Владимировне удостоверение многодетной семьи», поскольку предусмотренных пунктом 2 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи (утв. Постановлением Правительства Московской области от 12.12.2017 N 1029/45) оснований для выдачи истцу удостоверения многодетной матери не имеется, так как истец состоит в зарегистрированном браке.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Истринского городского суда Московской области от                    10 ноября 2022 г. в части признания незаконным решения Министерства социального развития Московской области от 12.02.2021 г. № 52166 об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи отменить.

В отмененной части принять по делу новое решение.

В удовлетворении иска Скакун Е. В. к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи отказать.

Изложить абзац 3 резолютивной части решения в следующей редакции:

«Обязать Министерство социального развития Московской области выдать Скакун Е. В. удостоверение многодетной семьи».

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области удовлетворить частично.

Председательствующий

Судьи

33-16771/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Скакун Е.В.
Ответчики
Управление социальной защиты населения МО
Министерство социальной защиты
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
17.05.2023Судебное заседание
05.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2023Передано в экспедицию
17.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее