Дело № 2а-805/2021 Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Семилуки 22 сентября 2021г.
Семилукский районный суд Воронежской области в составе судьи Воробьевой С.В.,
при секретаре Кузнецовой Т.О.,
с участием представителя истца по ордеру адвоката Жбанковой З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Кораблина Сергея Николаевича к администрациигородского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с образованием земельного участка путем перераспределения,
УСТАНОВИЛ:
Кораблин С.Н. обратился в суд с иском в связи с тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства; кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> кв. метров на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 20 января 2021 года и передаточного акта от 20 января 2021 года. Право собственности на земельный участок зарегистрировано, о чем 04 марта 2021 года в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации номер №.17 марта 2021 года истцом было подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером № на кадастровом плане территории в связи с образованием земельного участка путем перераспределения. Площадь земельного участка согласно схеме расположения составила <данные изъяты> кв.метров. По результатам рассмотрения заявления администрация городского поселения - город Семилуки в ответе от 22.04.2021 года № 1-1074отказала в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем перераспределения земельных участков. Отказ был мотивирован тем, что формирование земельных участков возможно, но не более чем до границ красной линии существующей застройки с последующим приобретением в порядке перераспределения в соответствии со ст. 39.28 Земельного кодекса РФ при условии согласования планов земельных участков со всеми ресурсоснабжающими организациями (газ, свет, вода, канализация, линии связи). Земельный участок по адресу: <адрес>, сформирован и поставлен на кадастровый учет согласно утвержденному проекту планировки территории, в связи с чем администрация отказала в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем перераспределения земельных участков. С данным доводом истец не согласен, поскольку согласно пп. 3 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.Согласно ст. 8.4 Правил землепользования и застройки городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области, максимальный размер земельного участка для зоны застройки индивидуальными жилыми домами (индекс зон Ж) составляет 5000 кв.метров. Таким образом, основание перераспределения, указанное в пп. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, соблюдено.Кроме того, в п. 9 ст. 39.28 ЗК РФ указаны основания принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Однако, отказ ответчика не содержит ни одного из указанных оснований.Администрация городского поселения - город Семилуки в ответе от 22.04.2021 года № 1-1074 иных мотивов для отказа в перераспределении земельного участка не приводит.При этом на аналогичное заявление, поданное истцом в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, администрацией городского поселения - город Семилуки было вынесено Постановление от 10 февраля 2021 года № 28 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем перераспределения, в кадастровом квартале №». Поэтому истец просит признать отказ администрации городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области, содержащийся в ответе от 22.04.2021 года № 1-1074 в перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, и земельного участка из земель общего пользования, государственная собственность на которые не разграничена, незаконным; обязать администрацию городского поселения - город Семилуки повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью <данные изъяты> кв.метров, расположенного по адресу: <адрес>, в территориальной зоне с индексом Ж1, из категории земель: земли населенных пунктов в кадастровом квартале №, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства; для индивидуальной жилой застройки.
В судебном заседании представитель административного истца Кораблина С.Н. по ордеру адвокат Жбанкова З.А. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области по доверенности Соцкая А.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, в заявлении просила дело рассмотреть в ее отсутствие, решение вынести на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Воронежской области Волков А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие. Ранее представитель Управления Росреестра по Воронежской области Сентищева О.М. предоставила отзыв на иск, в котором указала, что органом государственного земельного надзора проводилась плановая проверка соблюдения Кораблиной И.Н. и Кораблиным С.Н. требований земельного законодательства в отношении земельных участков по адресу: <адрес>, № и №. Кораблина И.Н. и Кораблин С.Н. привлечены к административной ответственности по ст.7.1 КоАП РФ и ч.3 ст.8.8 КоАП РФ за нарушение требований земельного законодательства (л.д.48-62).
Заинтересованное лицо Черноусов А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела.
В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом, явка которых не является обязательной и не признана судом таковой.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами ( ч.1 ст. 4 КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Пункт 11 указанной статьи устанавливает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что административному истцу Кораблину С.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства,для индивидуальной жилой застройки; кадастровый номер № площадь земельного участка <данные изъяты> кв.метров, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 20 января 2021 года и передаточного акта от 20 января 2021 года. Право собственности на земельный участок зарегистрировано, о чем 04 марта 2021 года в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации № (л.д.10-13, 63-68).
17 марта 2021 года административным истцом было подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером № на кадастровом плане территории в связи с образованием земельного участка путем перераспределения. Площадь земельного участка согласно схеме расположения земельного участка составила <данные изъяты> кв.метров (л.д.14-15, 78).
По результатам рассмотрения заявления и.о. главы администрации городского поселения - город Семилуки Черноусовым А.В. предоставлен ответ от 22.04.2021 года № 1-1074, которым истцу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем перераспределения земельных участков. Отказ мотивирован тем, что формирование земельных участков возможно, но не более чем до границ красной линии существующей застройки с последующим приобретением в порядке перераспределения в соответствии со ст. 39.28 Земельного кодекса РФ при условии согласования планов земельных участков со всеми ресурсоснабжающими организациями (газ, свет, вода, канализация, линии связи). Земельный участок по адресу: <адрес>, сформирован и поставлен на кадастровый учет согласно утвержденному проекту планировки территории, в связи с чем администрацией отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем перераспределения земельных участков (л.д.17).
Административным истцом предоставлено постановление администрации городского поселения - город Семилуки № 28 от 10.02.2021г., которым утверждена схема расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.метров с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории, образованного путем перераспределения, в кадастровом квартале №; и соглашение №24 от 27.08.2021г. о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности. Данный земельный участок принадлежит Кораблину С.Н. и является смежным с земельным участком по адресу: <адрес> (л.д.18-19, 69-76, 96-98).
В ответе главы администрации городского поселения - город Семилуки Жеребцова С.П. от 22.07.2021г. № 1-4474 сообщено, что в администрации городского поселения - город Семилуки отсутствуют сведения о прохождении коммуникаций на земельном участке по адресу: <адрес>. «Красная линия» земельного участка по адресу: <адрес>, проходит по границам указанного земельного участка, установленным в соответствии с действующим законодательством (л.д.47, 84).
Административным ответчиком предоставлена выписка из проекта планировки мкр. Южный прохождения «красной линии» и линии застройки по ул. Заречная г.Семилуки, из которой следует, что «красная линия» не проходит по границам земельного участка истца (л.д.92-93).
Из Правил землепользования и застройки городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области, утвержденных решением Совета народных депутатов городского поселения г.Семилуки от 23.06.2010 года № 14, следует, что индивидуальный жилой дом должен отстоять от красной линии улиц не менее 5 метров, от красной линии проездов – не менее 3 метров. Расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов должно быть не менее 5 метров. В отдельных случаях допускается размещение индивидуальных жилых домов по красной линии улиц в условиях сложившейся застройки. Размеры земельных участков: минимальный - 100 кв.метров, максимальный - 5000 кв. метров.
В соответствии с п.1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пп.3 п.1 ст.39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае: перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка(п.2, 3ст.39.28 ЗК РФ).
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (п.1 ст.39.29 ЗК РФ).
В соответствии с п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных п.1 ст.39.28 Кодекса; 2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в п.4 ст.11.2 Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц; 3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения, размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с п.3 ст.39.36 Кодекса; 4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в пп. 7 п.5 ст.27 Кодекса; 5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с п.19 ст.39.11 Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек; 7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении; 8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков; 9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 Кодекса,за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с пп. 1 и 4 п.1 ст.39.28 Кодекса; 10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; 11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п.16 ст.11.10 Кодекса; 12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа. Уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на десять процентов (п.10, 14 ст.39.29 ЗК РФ).
Согласно п.1, 2 ст.11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
Согласно п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п.12 данной статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В случае, если границы земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения земельного участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения. Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных Кодексом (п.17, 19 ст.11.10 ЗК РФ).
В п.11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ указано, что красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 28.01.2016г. №109-О указал, что административное процессуальное законодательство исходит из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
В ходе рассмотрения дела установлено, что истцу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.метров на кадастровом плане территории, образованного путем перераспределения, в кадастровом квартале №, поскольку формирование земельных участков возможно до границ красной линии при условии согласования планов земельных участков с ресурсоснабжающими организациями.
Однако, из предоставленной ответчиком выписки из проекта планировки прохождения «красной линии» и линии застройки по ул. Заречная г.Семилуки не усматривается, что «красная линия» проходит по границам земельного участка истца. В материалах дела отсутствуют также документы о том, что на образуемом земельном участке проходят коммуникации. При этом следует обратить внимание, что административным ответчиком утверждена схема расположения смежного земельного участка, принадлежащего истцу.
Также из Правил землепользования и застройки городского поселения - город Семилуки следует, что максимальный размер земельных участков составляет <данные изъяты> кв. метров, а площадь земельного участка истца после перераспределения составит <данные изъяты> кв.метров. Кроме того, в отказе административного ответчика не указано ни одно из оснований, предусмотренных п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ и п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемым отказом нарушаются права административного истца, без отмены которого невозможно восстановление и защита прав и законных интересов истца. Поэтому суд считает необходимым признать незаконным отказ административного ответчика, содержащийся в ответе от 22.04.2021 года № 1-1074 и обязать повторно рассмотреть заявлениеадминистративного истца об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером № кадастровом плане территории площадью <данные изъяты> кв.метров, расположенного по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст. ст.175-177, 227-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Кораблина Сергея Николаевича к администрации городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с образованием земельного участка путем перераспределения удовлетворить.
Признать отказ администрации городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области, содержащийся в ответе от 22.04.2021 года № 1-1074, в перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным.
Обязать администрацию городского поселения - <адрес> муниципального района Воронежской области повторно рассмотреть заявление Кораблина Сергея Николаевича об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером № кадастровом плане территории площадью <данные изъяты> кв.метров, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Воробьева С.В.
Мотивированное решение изготовлено 15.10.2021г.
Дело № 2а-805/2021 Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Семилуки 22 сентября 2021г.
Семилукский районный суд Воронежской области в составе судьи Воробьевой С.В.,
при секретаре Кузнецовой Т.О.,
с участием представителя истца по ордеру адвоката Жбанковой З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Кораблина Сергея Николаевича к администрациигородского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с образованием земельного участка путем перераспределения,
УСТАНОВИЛ:
Кораблин С.Н. обратился в суд с иском в связи с тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства; кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> кв. метров на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 20 января 2021 года и передаточного акта от 20 января 2021 года. Право собственности на земельный участок зарегистрировано, о чем 04 марта 2021 года в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации номер №.17 марта 2021 года истцом было подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером № на кадастровом плане территории в связи с образованием земельного участка путем перераспределения. Площадь земельного участка согласно схеме расположения составила <данные изъяты> кв.метров. По результатам рассмотрения заявления администрация городского поселения - город Семилуки в ответе от 22.04.2021 года № 1-1074отказала в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем перераспределения земельных участков. Отказ был мотивирован тем, что формирование земельных участков возможно, но не более чем до границ красной линии существующей застройки с последующим приобретением в порядке перераспределения в соответствии со ст. 39.28 Земельного кодекса РФ при условии согласования планов земельных участков со всеми ресурсоснабжающими организациями (газ, свет, вода, канализация, линии связи). Земельный участок по адресу: <адрес>, сформирован и поставлен на кадастровый учет согласно утвержденному проекту планировки территории, в связи с чем администрация отказала в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем перераспределения земельных участков. С данным доводом истец не согласен, поскольку согласно пп. 3 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.Согласно ст. 8.4 Правил землепользования и застройки городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области, максимальный размер земельного участка для зоны застройки индивидуальными жилыми домами (индекс зон Ж) составляет 5000 кв.метров. Таким образом, основание перераспределения, указанное в пп. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, соблюдено.Кроме того, в п. 9 ст. 39.28 ЗК РФ указаны основания принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Однако, отказ ответчика не содержит ни одного из указанных оснований.Администрация городского поселения - город Семилуки в ответе от 22.04.2021 года № 1-1074 иных мотивов для отказа в перераспределении земельного участка не приводит.При этом на аналогичное заявление, поданное истцом в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, администрацией городского поселения - город Семилуки было вынесено Постановление от 10 февраля 2021 года № 28 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем перераспределения, в кадастровом квартале №». Поэтому истец просит признать отказ администрации городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области, содержащийся в ответе от 22.04.2021 года № 1-1074 в перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, и земельного участка из земель общего пользования, государственная собственность на которые не разграничена, незаконным; обязать администрацию городского поселения - город Семилуки повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью <данные изъяты> кв.метров, расположенного по адресу: <адрес>, в территориальной зоне с индексом Ж1, из категории земель: земли населенных пунктов в кадастровом квартале №, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства; для индивидуальной жилой застройки.
В судебном заседании представитель административного истца Кораблина С.Н. по ордеру адвокат Жбанкова З.А. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области по доверенности Соцкая А.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, в заявлении просила дело рассмотреть в ее отсутствие, решение вынести на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Воронежской области Волков А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие. Ранее представитель Управления Росреестра по Воронежской области Сентищева О.М. предоставила отзыв на иск, в котором указала, что органом государственного земельного надзора проводилась плановая проверка соблюдения Кораблиной И.Н. и Кораблиным С.Н. требований земельного законодательства в отношении земельных участков по адресу: <адрес>, № и №. Кораблина И.Н. и Кораблин С.Н. привлечены к административной ответственности по ст.7.1 КоАП РФ и ч.3 ст.8.8 КоАП РФ за нарушение требований земельного законодательства (л.д.48-62).
Заинтересованное лицо Черноусов А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела.
В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом, явка которых не является обязательной и не признана судом таковой.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами ( ч.1 ст. 4 КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Пункт 11 указанной статьи устанавливает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что административному истцу Кораблину С.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства,для индивидуальной жилой застройки; кадастровый номер № площадь земельного участка <данные изъяты> кв.метров, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 20 января 2021 года и передаточного акта от 20 января 2021 года. Право собственности на земельный участок зарегистрировано, о чем 04 марта 2021 года в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации № (л.д.10-13, 63-68).
17 марта 2021 года административным истцом было подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером № на кадастровом плане территории в связи с образованием земельного участка путем перераспределения. Площадь земельного участка согласно схеме расположения земельного участка составила <данные изъяты> кв.метров (л.д.14-15, 78).
По результатам рассмотрения заявления и.о. главы администрации городского поселения - город Семилуки Черноусовым А.В. предоставлен ответ от 22.04.2021 года № 1-1074, которым истцу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем перераспределения земельных участков. Отказ мотивирован тем, что формирование земельных участков возможно, но не более чем до границ красной линии существующей застройки с последующим приобретением в порядке перераспределения в соответствии со ст. 39.28 Земельного кодекса РФ при условии согласования планов земельных участков со всеми ресурсоснабжающими организациями (газ, свет, вода, канализация, линии связи). Земельный участок по адресу: <адрес>, сформирован и поставлен на кадастровый учет согласно утвержденному проекту планировки территории, в связи с чем администрацией отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем перераспределения земельных участков (л.д.17).
Административным истцом предоставлено постановление администрации городского поселения - город Семилуки № 28 от 10.02.2021г., которым утверждена схема расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.метров с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории, образованного путем перераспределения, в кадастровом квартале №; и соглашение №24 от 27.08.2021г. о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности. Данный земельный участок принадлежит Кораблину С.Н. и является смежным с земельным участком по адресу: <адрес> (л.д.18-19, 69-76, 96-98).
В ответе главы администрации городского поселения - город Семилуки Жеребцова С.П. от 22.07.2021г. № 1-4474 сообщено, что в администрации городского поселения - город Семилуки отсутствуют сведения о прохождении коммуникаций на земельном участке по адресу: <адрес>. «Красная линия» земельного участка по адресу: <адрес>, проходит по границам указанного земельного участка, установленным в соответствии с действующим законодательством (л.д.47, 84).
Административным ответчиком предоставлена выписка из проекта планировки мкр. Южный прохождения «красной линии» и линии застройки по ул. Заречная г.Семилуки, из которой следует, что «красная линия» не проходит по границам земельного участка истца (л.д.92-93).
Из Правил землепользования и застройки городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области, утвержденных решением Совета народных депутатов городского поселения г.Семилуки от 23.06.2010 года № 14, следует, что индивидуальный жилой дом должен отстоять от красной линии улиц не менее 5 метров, от красной линии проездов – не менее 3 метров. Расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов должно быть не менее 5 метров. В отдельных случаях допускается размещение индивидуальных жилых домов по красной линии улиц в условиях сложившейся застройки. Размеры земельных участков: минимальный - 100 кв.метров, максимальный - 5000 кв. метров.
В соответствии с п.1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пп.3 п.1 ст.39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае: перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка(п.2, 3ст.39.28 ЗК РФ).
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (п.1 ст.39.29 ЗК РФ).
В соответствии с п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных п.1 ст.39.28 Кодекса; 2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в п.4 ст.11.2 Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц; 3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения, размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с п.3 ст.39.36 Кодекса; 4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в пп. 7 п.5 ст.27 Кодекса; 5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с п.19 ст.39.11 Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек; 7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении; 8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков; 9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 Кодекса,за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с пп. 1 и 4 п.1 ст.39.28 Кодекса; 10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; 11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п.16 ст.11.10 Кодекса; 12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа. Уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на десять процентов (п.10, 14 ст.39.29 ЗК РФ).
Согласно п.1, 2 ст.11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
Согласно п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п.12 данной статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В случае, если границы земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения земельного участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения. Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных Кодексом (п.17, 19 ст.11.10 ЗК РФ).
В п.11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ указано, что красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 28.01.2016г. №109-О указал, что административное процессуальное законодательство исходит из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
В ходе рассмотрения дела установлено, что истцу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.метров на кадастровом плане территории, образованного путем перераспределения, в кадастровом квартале №, поскольку формирование земельных участков возможно до границ красной линии при условии согласования планов земельных участков с ресурсоснабжающими организациями.
Однако, из предоставленной ответчиком выписки из проекта планировки прохождения «красной линии» и линии застройки по ул. Заречная г.Семилуки не усматривается, что «красная линия» проходит по границам земельного участка истца. В материалах дела отсутствуют также документы о том, что на образуемом земельном участке проходят коммуникации. При этом следует обратить внимание, что административным ответчиком утверждена схема расположения смежного земельного участка, принадлежащего истцу.
Также из Правил землепользования и застройки городского поселения - город Семилуки следует, что максимальный размер земельных участков составляет <данные изъяты> кв. метров, а площадь земельного участка истца после перераспределения составит <данные изъяты> кв.метров. Кроме того, в отказе административного ответчика не указано ни одно из оснований, предусмотренных п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ и п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемым отказом нарушаются права административного истца, без отмены которого невозможно восстановление и защита прав и законных интересов истца. Поэтому суд считает необходимым признать незаконным отказ административного ответчика, содержащийся в ответе от 22.04.2021 года № 1-1074 и обязать повторно рассмотреть заявлениеадминистративного истца об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером № кадастровом плане территории площадью <данные изъяты> кв.метров, расположенного по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст. ст.175-177, 227-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Кораблина Сергея Николаевича к администрации городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с образованием земельного участка путем перераспределения удовлетворить.
Признать отказ администрации городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области, содержащийся в ответе от 22.04.2021 года № 1-1074, в перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным.
Обязать администрацию городского поселения - <адрес> муниципального района Воронежской области повторно рассмотреть заявление Кораблина Сергея Николаевича об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером № кадастровом плане территории площадью <данные изъяты> кв.метров, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Воробьева С.В.
Мотивированное решение изготовлено 15.10.2021г.