Дело № 2-1433/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 августа 2015г. г. Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Макаровой О.В.,
при секретаре Питериной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Орла об обязании поставить на учет бесхозяйную сеть канализации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Железнодорожного района г. Орла обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Орла об обязании поставить на учет бесхозяйную сеть канализации. В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка по выявлению причин подтопления боксов автотранспортного цеха <...>. В ходе проверки установлено, что подтопление гаражных боксов началось после того, как на территории частного домовладения по <...> представителями МКУ «УКХ г. Орла» был затампонирован колодец на недействующей сети ливневой канализации, которая отсутствует на топографических съемках города Орла. Муниципальные сети водоотведения и водоснабжения, проходящие по <...> находятся в технически исправном состоянии, что исключает подтопление боксов от данных сетей. Согласно топографической съемке к колодцу с отм. №*** подходит сеть канализации, проходящая по территории автотранспортного цеха дистанции. При осмотре на данной сети на территории дистанции обнаружен колодец, наполненный водой. Установлено, что к колодцу с отм. №***, отходит сеть по направлению в сторону частного сектора, которая также отсутствует на топографической съемке. Все вышеперечисленное дает возможность утверждать, что подтопление гаражных боксов происходит из колодца с отм. №***. В ходе проведения проверки также было установлено, что колодец с отм. №*** в настоящее время является бесхозяйным объектом. В связи с тем, что администрация г. Орла не принимает действенных мер по принятию бесхозяйного объекта в муниципальную собственность, с целью обслуживания и устранения причин и условий, способствующих нарушению прав граждан, прокуратурой района в адрес главы администрации г. Орла ДД.ММ.ГГ было внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства. Между тем, каких-либо мер во исполнение представления прокуратуры Железнодорожного района г. Орла по устранению выявленных нарушений законодательства администрацией г. Орла предпринято не было. В соответствии с п. 2, 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580, объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых не известны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст. 225, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимаются на учет органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий. Истец просил суд обязать администрацию г. Орла принять меры по постановке бесхозяйной сети канализации, на которой расположен колодец с отм. №*** на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи в органе осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и в последующем принять вышеназванные объекты в муниципальную собственность, с целью дальнейшего обслуживания и устранения причин и условий, способствующих нарушению прав граждан.
В суде прокурор Железнодорожного района г. Орла неоднократно уточнял свои исковые требования, окончательно сформулировал их следующим образом. Просил суд обязать Администрацию г. Орла обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества, а именно участок канализационной системы протяженностью №*** м от колодца с отметкой №*** (расположенный по <...>) до колодца с отметкой №***, расположенный по <...> на которой расположено №*** колодцев с отметками: №***, с отметкой «ОТСК» (отстойник технических вод), №*** (согласно приложенной топографической съемке), в последующем принять вышеназванные объекты в муниципальную собственность, с целью дальнейшего содержания и обслуживания и устранения причин и условий, способствующих нарушению прав граждан.
В судебном заседании ст. помощник прокурора Железнодорожного района г. Орла Болдина С.А. уточненные исковые требования поддержала, просила суд обязать Администрацию г. Орла обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества, а именно участок канализационной системы протяженностью №*** м от колодца с отметкой №*** (расположенный по <...>) до колодца с отметкой №***, расположенный по <...> на которой расположено №*** колодцев с отметками: №*** с отметкой «ОТСК» (отстойник технических вод), №*** №*** (согласно приложенной топографической съемке), с целью последующего принятия вышеназванных объектов в муниципальную собственность, с целью дальнейшего содержания и обслуживания и устранения причин и условий, способствующих нарушению прав граждан.
Представитель ответчика Администрации г. Орла по доверенности Кудряшов С.Л. заявленные исковые требования не признал, просил суд в удовлетворении исковых требований отказать, поддержал свои письменные возражения.
Представитель третьего лица МПП ВКХ «Орелводоканал» по доверенности Гришина Ю.В. исковые требования прокурора не признала, просила суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица ОАО «Российские железные дороги» по доверенности Зенов А.В. исковые требования прокурора поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель третьего лица МКУ «Управление коммунальным хозяйством г. Орла» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Данное мнение сложилось у суда по следующим основаниям.
Прокуратурой Железнодорожного района г. Орла проведена проверка, входе которой установлено, что имеется участок канализационной системы протяженностью №*** м от колодца с отметкой №*** (расположенный по <...>) до колодца с отметкой №***, расположенный по <...> на которой расположено №*** колодцев с отметками: №***, с отметкой «ОТСК» (отстойник технических вод), №***
Согласно топографической съемке к колодцу с отм. №*** подходит сеть канализации, проходящая по территории ОАО «РЖД». На данной сети обнаружен колодец, наполненный водой, к колодцу с отм. №***, отходит сеть в деревянном лотке квадратного сечения по направлению в сторону частного сектора, которая отсутствует на топографической съемке.
В ходе проведения проверки прокуратурой района было установлено, что участок канализационной системы протяженностью №*** м от колодца с отметкой №*** (расположенный по <...>) до колодца с отметкой №***, расположенный по <...> на которой расположено №*** колодцев с отметками: №***, с отметкой «ОТСК» (отстойник технических вод), №*** в настоящее время является бесхозяйным объектом.
ДД.ММ.ГГ. прокуратурой района совместно с сотрудниками МПП ВКХ «Орелводоканал» был проведен осмотр колодца №***, в ходе которого было установлено следующее.
С торца <...> расположен квадратный колодец, выполненный из кирпича. При измерении было установлено, что ширина колодца составляет №*** м, на №*** м №*** см, колодец заполнен водой. На противоположной колодцу стороне на глубине №*** см под землей располагается коллектор, принадлежащий МПП ВКХ «Орелводоканал». Согласно топографической съемке колодец имеет отметку №***.
На момент осмотра колодец был наполнен темной жидкостью со специфическим запахом, характерным хозяйственно бытовой канализации. Согласно топографической основе к данному колодцу подходит керамическая труба, диаметром №***, так же от колодца отходит трубопровод в сторону №***» по <...>.
Согласно информации МППП ВКХ «Орелводоканал» колодец с отм. №*** у них на балансе не состоит и ими не обслуживается.
В связи с наличием в момент проведения осмотра специфического запаха, характерного хозяйственно бытовой канализации, прокуратурой района было направлено поручение главному врачу ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Орловской области» о проведении лабораторных исследований воздуха вблизи колодца с отм. №***, расположенного около <...>
По результатам исследования было установлено, что пробы атмосферного воздуха, отобранные на границе территории жилого дома, расположенного по адресу: <...> не соответствуют требованиям ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» по содержанию аммиака и сероводорода.
Из материалов дела усматривается, что канализационная сеть, протяженностью №*** м от колодца с отметкой №*** (расположенного по <...>) до колодца с отметкой №*** расположенного по <...>, на балансе МППП ВКХ «Орелводоканал», ОАО «РЖД» не состоит.
Согласно письму от ДД.ММ.ГГ. указанная канализационная сеть не является муниципальной собственностью.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что спорная канализационная сеть, протяженностью №*** м от колодца с отметкой №*** (расположенного по <...>) до колодца с отметкой №***, расположенного по <...>, является бесхозяйным имуществом.
Пунктами 4 и 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
В силу пунктов 4.2 и 4.3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Также в ч. 5 ст. 8 данного Закона указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, в том числе канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности.
Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.
В силу п. 3 ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества, обнаруженного на территории муниципального образования, на соответствующий учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать.
В связи с тем, что администрация г. Орла не принимала действенных мер по принятию бесхозяйного объекта в муниципальную собственность, с целью обслуживания и устранения причин и условий, способствующих нарушению прав граждан, прокуратурой района в адрес главы администрации г. Орла ДД.ММ.ГГ. было внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства.
Между тем, каких-либо мер во исполнение представления прокуратуры Железнодорожного района г. Орла по устранению выявленных нарушений законодательства администрацией г. Орла предпринято не было.
Бездействие администрации муниципального образования по постановке на учет бесхозяйного имущества, находящегося на территории этого муниципального образования, является незаконным и нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
Проанализировав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что администрацией г. Орла нарушены требования закона, устанавливающего обязанность органа местного самоуправления принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
Довод ответчика и представителя третьего лица МППП ВКХ «Орелводоканал» о том, что спорный объект принадлежит ОАО «РЖД», поскольку проходит по его территории, является несостоятельным и подлежит отклонению.
При рассмотрении дела установлено отсутствие собственников спорного участка канализационной сети. Доказательств, опровергающие данные обстоятельства, суду не представлено. Само по себе пролегание канализационной сети по территории ОАО «РЖД» не свидетельствует о принадлежности данных инженерных сооружений ОАО «РЖД».
Довод стороны ответчика об отсутствии у прокурора полномочий на обращение в суд, также подлежит отклонению.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Влекущее возникновение аварийных ситуаций ненадлежащее состояние объекта канализационной системы нарушает интересы неопределенного круга лиц, проживающих в непосредственной близости от данного участка канализационной системы, прорыв в канализационной сети может повлечь подтопление дорог, являющихся местами общего пользования. Отсутствие собственника, а также гарантирующей организации, является недопустимым, поскольку приводит к отсутствию контроля за состоянием канализационных сетей, что может привести к аварии, утечке содержимого сети, к загрязнению и отравлению почвы, воды и другим неблагоприятным последствиям как для окружающей среды, так и для человека.
В соответствии с п. 2, 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580, объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых не известны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст. 225, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимаются на учет органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.
Проанализировав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Орла об обязании поставить на учет бесхозяйную сеть канализации удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Орла обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества, а именно участок канализационной системы протяженностью №*** м от колодца с отметкой №*** (расположенный по <...>) до колодца с отметкой №***, расположенный по <...> на которой расположено №*** колодцев с отметками: №***, с отметкой «ОТСК» (отстойник технических вод), №*** (согласно приложенной топографической съемке), с целью последующего принятия вышеназванных объектов в муниципальную собственность, с целью дальнейшего содержания и обслуживания и устранения причин и условий, способствующих нарушению прав граждан.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий: О.В. Макарова