№2-495/2022 мотивированное решение
УИД 76RS0010-01-2022-000485-93 изготовлено 09.06.2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 июня 2022 года п. Борисоглебский Ярославской области
Ростовский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Демича А.Н.,
при секретаре Макаровой О.В.,
с участием помощника прокурора Курепневой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении постоянного судебного присутствия в составе Ростовского районного суда Ярославской области в поселке Борисоглебский Борисоглебского района Ярославской области гражданское дело по иску прокурора Борисоглебского района в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ярославской области «Борисоглебская центральная районная больница» об обеспечении оснащения Красновского фельдшерско-акушерского пункта,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Борисоглебского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Борисоглебская центральная районная больница», с учетом уточненных требований просит обязать ответчиков в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить оснащение Красновского фельдшерско-акушерский пункта, расположенного по адресу: <адрес>, медицинским оборудованием в соответствии с Приложением № 14 Стандарта оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 года № 543н, а именно: рабочее место врача (фельдшера) персональным компьютером с выходом в информационно-коммуникационную сеть «Интернет»; шкафом для одежды; тумбочками медицинскими в количестве 2 штук, столом манипуляционным; пеленальным столом; электрокардиографом портативным 3- или 6-канальным; тонометром для измерения артериального давления на периферических артериях манжетами для измерения артериального давления у детей, в том числе до 1 года; бактерицидным облучателем/очистителем воздуха/устройством для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей; пузырями для льда в количестве 2 штуки; шинами для транспортной иммобилизации (разной конструкции) в количестве 2 штук; анализатором уровня сахара крови портативным с тест-полосками; весами напольными для взрослых, весами для детей до 1 года; дыхательным аппаратом ручным (мешок Амбу); холодильником для хранения лекарственных препаратов; емкостями для дезинфекции инструментария и расходных материалов; емкостями для сбора бытовых и медицинских отходов; укладкой для оказания помощи при желудочно-кишечном (внутреннем) кровотечении); укладкой с педикулоцидными средствами; укладкой экстренной профилактики парентеральных инфекций для оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, специализированной медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи.
В обоснование заявленных требований указывает, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере соблюдения прав несовершеннолетних, федерального законодательства в сфере здравоохранения. Проверкой установлено, что на территории Борисоглебского муниципального района медицинская помощь населению оказывается государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Борисоглебская центральная районная больница» (далее - ГБУЗ ЯО «Борисоглебская ЦРБ»). Красновский ФАП, являющийся структурным подразделением ГБУЗ ЯО «Борисоглебская ЦРБ», расположен по адресу: <адрес> Красновский ФАП оказывает первичную доврачебную медико-санитарную помощь населению в амбулаторных условиях, согласно лицензии № ЛО-76-01-001998 от 26.09.2016 (приложение № 2) на осуществление медицинской деятельности. В ходе проверки выявлены факты нарушения требований законодательства со стороны ГБУЗ ЯО «Борисоглебская ЦРБ» по оснащению Красновского ФАПа необходимым медицинским оборудованием.
В нарушение Приложения №14 Стандарта оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 № 543н:
- рабочее место врача (фельдшера) не оборудовано персональным компьютером с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (п. 1);
- отсутствует шкаф для одежды (п. 3);
- отсутствуют тумбочки медицинские в количестве 2 штук (п.7);
- отсутствует стол манипуляционный (п. 8);
- отсутствует пеленальный стол (п. 11);
- отсутствует электрокардиограф портативный 3- или 6-канальный (п. 14);
- отсутствует тонометр для измерения артериального давления на периферических артериях манжетами для измерения артериального давления детей, в том числе до 1 года (п. 16);
- отсутствует бактерицидный облучатель/очиститель воздуха/устройство для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей (п. 20);
- отсутствуют пузыри для льда в количестве 2 штук (п. 27)
- отсутствуют шины для транспортной иммобилизации (разной конструкции) в количестве 2 штук (п. 28);
- отсутствует анализатор уровня сахара крови портативный с тест- полосками (п. 34);
- отсутствуют весы для детей до 1 года (п. 39);
- отсутствует дыхательный аппарат ручной (мешок Амбу) (п. 40);
- отсутствует холодильник для хранения лекарственных препаратов (п. 42);
- отсутствуют емкости для дезинфекции инструментария и расходных материалов (п. 48);
- отсутствуют емкости для сбора бытовых и медицинских отходов (п. 49);
- отсутствует укладка для оказания помощи при желудочно-кишечном (внутреннем) кровотечении (п. 53);
- отсутствует укладка с педикулоцидными средствами (п. 54);
-отсутствует укладка экстренной профилактики парентеральных инфекций тля оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, специализированной медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи (п. 55).
В судебном заседании помощник прокурора Курепнева А.В. настаивала на удовлетворении исковых требований в отношении Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области, ГБУЗ «Борисоглебская центральная районная больница» в солидарном порядке.
Ответчик ГБУЗ «Борисоглебская центральная районная больница» в суд не явился, о времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом, представил письменный отзыв, указав, что против удовлетворения исковых требований не возражает, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения.
Ответчик Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области в суд не явился, о времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом, представил письменный отзыв, просил отказать в удовлетворении исковых требований, а также о рассмотрении дела без участия их представителя.
Ответчик Департамент финансов Ярославской области - в суд не явился, о времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление, полагает, что департамент финансов является не надлежащим ответчиком, просил исключить из их числа, а также рассмотреть дело в отсутствии представителя департамента.
Выслушав лиц участвующих в рассмотрении дела, и исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Борисоглебского района Ярославской области подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323)
установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно ст. 4 Закона № 323, основными принципами охраны здоровья
являются, в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья
и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
доступность и качество медицинской помощи.
В силу ч. 2 ст. 5 Закона № 323 государство обеспечивает гражданам охрану
здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия
заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного
положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности
к общественным объединениям и от других обстоятельств.
В соответствии со ст. 10 Закона № 323, доступность и качество
медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской
помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, а также Правила организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта (далее Положение, Правил).
Согласно п. 2 Положения организация оказания первичной медико - санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями.
В силу п. 5 Положения первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня фактов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническому просвещению.
В соответствии с п. 9 Положения, первичная медико-санитарная помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
На основании п. 2 Правил, фельдшерско-акушерский пункт (далее – ФАП) является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения). ФАП организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи (далее – доврачебная медицинская помощь) и паллиативной медицинской помощи населению в сельских пунктах.
Согласно п.10 Правил, оснащение ФАПа осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, установленным приложением № 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н.
В силу п. 11 Правил, основными задачами ФАПа в числе прочих являются: диагностика и лечение неосложненных острых заболеваний, хронических заболеваний и их обострений, других состояний, травм, отравлений по назначению врача; организация патронажа детей и беременных женщин; осуществление мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства.
В соответствии с Положением о департаменте здравоохранения и фармации Ярославской области, утвержденном постановлением Правительства Ярославской области № 52 от 20.03.2008, названный департамент является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции в сфере охраны здоровья граждан на территории Ярославской области, в том числе по защите прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья на территории Ярославской области, разработке, утверждению и реализации программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также по участию в санитарно-гигиеническом просвещении населения. В своей деятельности департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством Ярославской области и настоящим Положением.
Департамент организует оказание населению Ярославской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, функционально подчиненных департаменту (пункт 3.1.1.2.). Создает в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условия для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности (пункт 3.1.1.5.). Организует осуществление мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории Ярославской области (пункт 3.1.1.7.). Организует осуществление мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (пункт 3.1.1.8.). Реализует мероприятия, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико - санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах (пункт 3.1.1.10.). Осуществляет функции и полномочия учредителя функционально подчиненных департаменту государственных предприятий и государственных учреждений Ярославской области (пункт 3.2.3). Департамент является главным распорядителем, распорядителем и получателем соответствующих бюджетных средств, главным администратором, администратором доходов областного бюджета. Департамент организует и осуществляет исполнение бюджета Ярославской области в соответствии с общими принципами, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 5.5.).
В соответствии с п.4,5 Устава ГБУЗ ЯО «Борисоглебская ЦРБ» руководитель бюджетного учреждения является распорядителем финансов, имеет право первой подписи, обеспечивает расходование бюджетных и внебюджетных средств по целевому назначению в соответствии с действующим законодательством, а также определяет потребность, приобретает и распределяет выделенные материальные ресурсы.
В соответствии с пунктами 4,5,7 Порядка предоставления субсидии на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства области от 28.02.2011 114-п, предоставления такой субсидии медицинской организации осуществляется департаментом здравоохранения, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете, в соответствии с соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии.
Отсутствие необходимого медицинского оборудования на фельдшерско - акушерском пункте нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, на охрану здоровья, доступность и качество медицинской помощи.
При таких обстоятельствах заявленные требования обоснованы, подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом обстоятельств дела, характера действий, надлежащих выполнить, суд считает возможным установить Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области, ГБУЗ ЯО «Борисоглебская ЦРБ» срок исполнения решения – в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковые требования прокурора Борисоглебского района в интересах неопределенного круга лиц.
Возложить на Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области, ГБУЗ ЯО «Борисоглебская ЦРБ» обязанность в солидарном порядке в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить оснащение Красновского фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: <адрес>, медицинским оборудованием в соответствии с Приложением № 14 Стандарта оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 года № 543н, а именно: рабочее место врача (фельдшера) персональным компьютером с выходом в информационно-коммуникационную сеть «Интернет»; шкафом для одежды; тумбочками медицинскими в количестве 2 штук, столом манипуляционным; пеленальным столом; электрокардиографом портативным 3- или 6-канальным; тонометром для измерения артериального давления на периферических артериях манжетами для измерения артериального давления у детей, в том числе до 1 года; бактерицидным облучателем/очистителем воздуха/устройством для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей; пузырями для льда в количестве 2 штуки; шинами для транспортной иммобилизации (разной конструкции) в количестве 2 штук; анализатором уровня сахара крови портативным с тест-полосками; весами напольными для взрослых, весами для детей до 1 года; дыхательным аппаратом ручным (мешок Амбу); холодильником для хранения лекарственных препаратов; емкостями для дезинфекции инструментария и расходных материалов; емкостями для сбора бытовых и медицинских отходов; укладкой для оказания помощи при желудочно-кишечном (внутреннем) кровотечении); укладкой с педикулоцидными средствами; укладкой экстренной профилактики парентеральных инфекций для оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, специализированной медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд Ярославской области в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.Н. Демич