Решение по делу № 2а-1634/2021 от 14.10.2021

Дело № 2а-1634/2021 (УИД 50RS0050-01-2021-002815-56)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Шатура Московской области                                15 декабря 2021 г.

Шатурский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Грошевой Н.А.,

с участием адвоката Мосалевой О.Н.,

при секретаре Родиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области к Синичкину Олегу Евгеньевичу о взыскании транспортного налога, страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пени,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 4 по Московской области обратилась в суд с административным иском к Синичкину О.Е. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, транспортному налогу, пени, в обоснование заявленных требований указывая, что по сведениям, имеющимся в базе данных налогового органа, Синичкин О.Е. с 13.12.2017 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, основной вид деятельности ОКВЭД – 47.71 «Торговля розничная одеждой в специализированных магазинах».

В соответствии со ст. 419 НК РФ административный ответчик является плательщиком страховых взносов, за ним числится задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, в размере 79299 руб. за 2017-2019 г.г., и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 17314 руб. за 2017-2019 г.г.

Также ответчик имел в собственности в период с 15.03.2012 по 21.08.2014 легковой автомобиль марки «Хэндэ Н-100», 2012 года выпуска, государственный регистрационный знак ; в период с 19.07.2012 по 12.07.2014 автомобиль Лада Самара, 2011 года выпуска, государственный регистрационный знак ; в период с 19.07.2012 по 24.07.2014 автомобиль Фольксваген Гольф, 1999 года выпуска, государственный регистрационный знак .

В связи с чем, на основании ст. 357 НК РФ, а также Закона Московской области «О транспортном налоге» Синичкин О.В. является плательщиком транспортного налога. За 2014 год имеет задолженность по транспортному налогу в размере 2044 руб.

В связи с тем, что в установленный срок сумму страховых взносов в фиксированном размере, транспортный налог Синичкин О.Е не уплатил, инспекцией на сумму недоимки в порядке положений ст. 75 НК РФ исчислена сумма пени в размере 2877,35 руб.

Налоговая инспекция выставила и направила в адрес административного ответчика требования об уплате сумм налога, пени и штрафа, в которых сообщалось о наличии у него задолженности по налогам, а также предлагалось оплатить их в установленные сроки, которые остались без исполнения.

В связи с тем, что обязанность по уплате налога не была исполнена, инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 271 Шатурского судебного района Московской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности.

Мировым судьей 271 судебного участка Шатурского судебного района Московской области 03.03.2021 было вынесено определение о возврате заявления о вынесении судебного приказа.

Просит взыскать с Синичкина О.Е. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, в размере 79299 руб., пени – 2357,41 руб. за 2017-2019 г.г., страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 17314 руб., пени в размере 465,54 руб. за 2017-2019 г.г., задолженность по транспортному налогу за 2014 год в размере 2044 руб., пени - 54,40 руб.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Административный ответчик Синичкин О.Е. в судебное заседание не явился, его местожительство неизвестно. В соответствии со ст. 54 КАС РФ в качестве представителя ему назначен адвокат.

Представитель административного ответчика - адвокат Мосалева О.Н. в судебном заседании административный иск не признала, просила в его удовлетворении отказать по причине пропуска срока на обращение в суд.

Выслушав мнение представителя административного ответчика, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности по правилам ст. ст. 59, 62, ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.

Согласно положениям части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы и другие самоходные машины и механизмы, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статьей 363 НК РФ установлен порядок и сроки уплаты транспортного налога.

Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Правовая норма, закрепленная в п. 3 ст. 363 НК РФ, предусматривает обязанность налоговых органов по вручению налогоплательщикам - физическим лицам налогового уведомления о подлежащей уплате сумме транспортного налога.

В силу п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).

Материалами дела подтверждается наличие в собственности у Синичкина О.Е. в период с 15.03.2012 по 21.08.2014 легкового автомобиля марки «Хэндэ Н-100», 2012 года выпуска, государственный регистрационный знак ; в период с 19.07.2012 по 12.07.2014 автомобиля Лада Самара, 2011 года выпуска, государственный регистрационный знак ; в период с 19.07.2012 по 24.07.2014 автомобиля Фольксваген Гольф, 1999 года выпуска, государственный регистрационный знак , в связи с чем Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области ему выставлено налоговое уведомление от 25.09.2017 об оплате транспортного налога за 2014-2016 г.г. на сумму 4044 руб. в срок до 01.12.2017 (л.д. 25).

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно части 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Как установлено судом и подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, административный ответчик в период с 13.12.2007 по 28.12.2020 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 16-24).

В соответствии с пунктом 5 статьи 430 НК РФ определено, что, если индивидуальный предприниматель прекращает осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате им за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором индивидуальный предприниматель снят с учета в налоговых органах. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату снятия с учета в налоговых органах индивидуального предпринимателя включительно.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Частью 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, в качестве плательщика страховых взносов.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно части 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 этого же Кодекса.

В связи с неисполнением Синичкиным О.Е. в добровольном порядке обязанности по уплате страховых взносов Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области были начислены пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

14.03.2018 налоговым органом Синичкину О.Е. направлено требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 год в размере 27990 руб., пени за просрочку уплаты страховых взносов в размере 380,98 руб., срок исполнения требования установлен до 03.04.2018 (л.д. 27-28, 31).

15.03.2018 направлено требование об уплате транспортного налога в размере 2044 руб. и пени в размере 54,40 руб. со сроком исполнения до 20.04.2018 (л.д. 32, 33, 34).

05.02.2019 было направлено требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 год в размере 32385 руб., пени за просрочку уплаты страховых взносов в размере 58,56 руб., срок исполнения требования установлен до 27.02.2019 (л.д. 35-36, 37).

05.09.2019 было направлено требование об уплате пени по страховым взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 год в размере 2441,97 руб., срок исполнения требования установлен до 27.09.2019 (л.д. 46-47, 48-49, 51-55).

13.01.2020 было направлено требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 год в размере 36238 руб., пени за просрочку уплаты страховых взносов в размере 90,59 руб., срок исполнения требования установлен до 18.02.2020 (л.д. 55-56, 57, 58-61).

Доказательств, подтверждающих исполнение административным ответчиком требования налогового органа об уплате налога и пени, в материалы дела не представлено.

Определением мирового судьи судебного участка № 271 Шатурского судебного района Московской области от 03.03.2021 в принятии заявление о вынесении судебного приказа на взыскание с Синичкина О.Е. задолженности по обязательным платежам и санкциям за 2017 г. в размере 101534,35 руб. отказано в связи с пропуском шестимесячного срока для подачи заявления в суд (л.д. 15).

Разрешая ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, приведенных в пункте 26 Постановления от 27 декабря 2016 года № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве» истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 3 статьи 46, пункте 1 статьи 47, пункте 2 статьи 48, пункте 1 статьи 115 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа (пункт 3 статьи 229.2, глава 26 АПК РФ). В указанном случае арбитражный суд отказывает в принятии заявления о выдаче судебного приказа (пункт 3 части 3 статьи 229.4 АПК РФ).

Аналогичные требования предъявляются к производству по административным делам о вынесении судебного приказа (глава 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Так, на основании пункта 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа по основаниям, предусмотренным статьей 128 настоящего Кодекса, а также в случае, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным. Поэтому заявление о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогу и пени, поданное с пропуском срока, установленного частью 2 статьи 48 НК РФ, в отсутствие ходатайства о восстановлении пропущенного срока, не подлежит удовлетворению.

Определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа вынесено мировым судьей 03.03.2021, налоговому органу разъяснено право обратиться в суд с административным иском в порядке, установленном главой 32 КАС РФ (л.д. 13). Административный иск подан в Шатурский городской суд Московской области 14.10.2021.

Пунктом 3 статьи 48 НК РФ установлено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Из приведенных положений статьи 48 НК РФ следует, что Налоговым кодексом Российской Федерации урегулирован как срок на первоначальное обращение к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, так и срок обращения в суд с иском после отмены судебного приказа.

При этом статья 48 НК РФ не допускает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 января 2020 года № 12-О разъяснено, что принудительное взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, предусмотренное статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 данной статьи). При этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

Положениями статьи 48 НК РФ и части 1 статьи 286 КАС РФ, действующей во взаимосвязи с положениями статьи 48 НК РФ, установлено право уполномоченных органов обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, при условии, что требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке.

Приведенные нормы, регулирующие процедуру принудительного взыскания сумм налоговой задолженности с физических лиц, не предполагают произвольного и бессрочного взыскания сумм налоговой задолженности.

Таким образом, в связи с пропуском налоговым органом срока на подачу заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с Синичкина О.Е. обязательных платежей и санкций, и, как следствие, пропуска процессуального срока на предъявление административного иска, принимая во внимание разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в определении от 30 января 2020 года № 12-О, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.

Ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании недоимки по транспортному налогу, страховым взносам и пени не подлежит удовлетворению, поскольку у налогового органа имелось достаточно времени для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке, тем более, что Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Каких-либо доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом не представлено, и как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с требованиями о взыскании задолженности по транспортному налогу, страховым взносам, пени и отсутствии уважительных причин для его восстановления.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области к Синичкину Олегу Евгеньевичу о взыскании транспортного налога, страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пени, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательном виде.

Судья                                                                                                           Н.А. Грошева

Мотивированное решение изготовлено 17.12.2021

Судья                                               Н.А. Грошева

2а-1634/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 4 по Московской области
Ответчики
Синичкин Олег Евгеньевич
Другие
Мосалева О.Н.
Суд
Шатурский городской суд Московской области
Судья
Грошева Наталья Александровна
Дело на странице суда
shatura.mo.sudrf.ru
14.10.2021Регистрация административного искового заявления
14.10.2021Передача материалов судье
15.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
15.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.10.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.11.2021Предварительное судебное заседание
15.12.2021Судебное заседание
17.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2022Дело оформлено
14.02.2022Дело передано в архив
15.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее