Дело № 2а-1634/2021 (УИД 50RS0050-01-2021-002815-56)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области 15 декабря 2021 г.
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Грошевой Н.А.,
с участием адвоката Мосалевой О.Н.,
при секретаре Родиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области к Синичкину Олегу Евгеньевичу о взыскании транспортного налога, страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 4 по Московской области обратилась в суд с административным иском к Синичкину О.Е. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, транспортному налогу, пени, в обоснование заявленных требований указывая, что по сведениям, имеющимся в базе данных налогового органа, Синичкин О.Е. с 13.12.2017 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, основной вид деятельности ОКВЭД – 47.71 «Торговля розничная одеждой в специализированных магазинах».
В соответствии со ст. 419 НК РФ административный ответчик является плательщиком страховых взносов, за ним числится задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, в размере 79299 руб. за 2017-2019 г.г., и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 17314 руб. за 2017-2019 г.г.
Также ответчик имел в собственности в период с 15.03.2012 по 21.08.2014 легковой автомобиль марки «Хэндэ Н-100», 2012 года выпуска, государственный регистрационный знак №; в период с 19.07.2012 по 12.07.2014 автомобиль Лада Самара, 2011 года выпуска, государственный регистрационный знак №; в период с 19.07.2012 по 24.07.2014 автомобиль Фольксваген Гольф, 1999 года выпуска, государственный регистрационный знак №.
В связи с чем, на основании ст. 357 НК РФ, а также Закона Московской области «О транспортном налоге» Синичкин О.В. является плательщиком транспортного налога. За 2014 год имеет задолженность по транспортному налогу в размере 2044 руб.
В связи с тем, что в установленный срок сумму страховых взносов в фиксированном размере, транспортный налог Синичкин О.Е не уплатил, инспекцией на сумму недоимки в порядке положений ст. 75 НК РФ исчислена сумма пени в размере 2877,35 руб.
Налоговая инспекция выставила и направила в адрес административного ответчика требования об уплате сумм налога, пени и штрафа, в которых сообщалось о наличии у него задолженности по налогам, а также предлагалось оплатить их в установленные сроки, которые остались без исполнения.
В связи с тем, что обязанность по уплате налога не была исполнена, инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 271 Шатурского судебного района Московской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности.
Мировым судьей 271 судебного участка Шатурского судебного района Московской области 03.03.2021 было вынесено определение о возврате заявления о вынесении судебного приказа.
Просит взыскать с Синичкина О.Е. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, в размере 79299 руб., пени – 2357,41 руб. за 2017-2019 г.г., страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 17314 руб., пени в размере 465,54 руб. за 2017-2019 г.г., задолженность по транспортному налогу за 2014 год в размере 2044 руб., пени - 54,40 руб.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Синичкин О.Е. в судебное заседание не явился, его местожительство неизвестно. В соответствии со ст. 54 КАС РФ в качестве представителя ему назначен адвокат.
Представитель административного ответчика - адвокат Мосалева О.Н. в судебном заседании административный иск не признала, просила в его удовлетворении отказать по причине пропуска срока на обращение в суд.
Выслушав мнение представителя административного ответчика, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности по правилам ст. ст. 59, 62, ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Согласно положениям части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы и другие самоходные машины и механизмы, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 363 НК РФ установлен порядок и сроки уплаты транспортного налога.
Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Правовая норма, закрепленная в п. 3 ст. 363 НК РФ, предусматривает обязанность налоговых органов по вручению налогоплательщикам - физическим лицам налогового уведомления о подлежащей уплате сумме транспортного налога.
В силу п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).
Материалами дела подтверждается наличие в собственности у Синичкина О.Е. в период с 15.03.2012 по 21.08.2014 легкового автомобиля марки «Хэндэ Н-100», 2012 года выпуска, государственный регистрационный знак №; в период с 19.07.2012 по 12.07.2014 автомобиля Лада Самара, 2011 года выпуска, государственный регистрационный знак №; в период с 19.07.2012 по 24.07.2014 автомобиля Фольксваген Гольф, 1999 года выпуска, государственный регистрационный знак №, в связи с чем Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области ему выставлено налоговое уведомление № от 25.09.2017 об оплате транспортного налога за 2014-2016 г.г. на сумму 4044 руб. в срок до 01.12.2017 (л.д. 25).
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно части 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Как установлено судом и подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, административный ответчик в период с 13.12.2007 по 28.12.2020 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 16-24).
В соответствии с пунктом 5 статьи 430 НК РФ определено, что, если индивидуальный предприниматель прекращает осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате им за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором индивидуальный предприниматель снят с учета в налоговых органах. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату снятия с учета в налоговых органах индивидуального предпринимателя включительно.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Частью 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, в качестве плательщика страховых взносов.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно части 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 этого же Кодекса.
В связи с неисполнением Синичкиным О.Е. в добровольном порядке обязанности по уплате страховых взносов Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области были начислены пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
14.03.2018 налоговым органом Синичкину О.Е. направлено требование № об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 год в размере 27990 руб., пени за просрочку уплаты страховых взносов в размере 380,98 руб., срок исполнения требования установлен до 03.04.2018 (л.д. 27-28, 31).
15.03.2018 направлено требование № об уплате транспортного налога в размере 2044 руб. и пени в размере 54,40 руб. со сроком исполнения до 20.04.2018 (л.д. 32, 33, 34).
05.02.2019 было направлено требование № об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 год в размере 32385 руб., пени за просрочку уплаты страховых взносов в размере 58,56 руб., срок исполнения требования установлен до 27.02.2019 (л.д. 35-36, 37).
05.09.2019 было направлено требование № об уплате пени по страховым взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 год в размере 2441,97 руб., срок исполнения требования установлен до 27.09.2019 (л.д. 46-47, 48-49, 51-55).
13.01.2020 было направлено требование № об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 год в размере 36238 руб., пени за просрочку уплаты страховых взносов в размере 90,59 руб., срок исполнения требования установлен до 18.02.2020 (л.д. 55-56, 57, 58-61).
Доказательств, подтверждающих исполнение административным ответчиком требования налогового органа об уплате налога и пени, в материалы дела не представлено.
Определением мирового судьи судебного участка № 271 Шатурского судебного района Московской области от 03.03.2021 в принятии заявление о вынесении судебного приказа на взыскание с Синичкина О.Е. задолженности по обязательным платежам и санкциям за 2017 г. в размере 101534,35 руб. отказано в связи с пропуском шестимесячного срока для подачи заявления в суд (л.д. 15).
Разрешая ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, приведенных в пункте 26 Постановления от 27 декабря 2016 года № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве» истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 3 статьи 46, пункте 1 статьи 47, пункте 2 статьи 48, пункте 1 статьи 115 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа (пункт 3 статьи 229.2, глава 26 АПК РФ). В указанном случае арбитражный суд отказывает в принятии заявления о выдаче судебного приказа (пункт 3 части 3 статьи 229.4 АПК РФ).
Аналогичные требования предъявляются к производству по административным делам о вынесении судебного приказа (глава 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Так, на основании пункта 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа по основаниям, предусмотренным статьей 128 настоящего Кодекса, а также в случае, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным. Поэтому заявление о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогу и пени, поданное с пропуском срока, установленного частью 2 статьи 48 НК РФ, в отсутствие ходатайства о восстановлении пропущенного срока, не подлежит удовлетворению.
Определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа вынесено мировым судьей 03.03.2021, налоговому органу разъяснено право обратиться в суд с административным иском в порядке, установленном главой 32 КАС РФ (л.д. 13). Административный иск подан в Шатурский городской суд Московской области 14.10.2021.
Пунктом 3 статьи 48 НК РФ установлено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из приведенных положений статьи 48 НК РФ следует, что Налоговым кодексом Российской Федерации урегулирован как срок на первоначальное обращение к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, так и срок обращения в суд с иском после отмены судебного приказа.
При этом статья 48 НК РФ не допускает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 января 2020 года № 12-О разъяснено, что принудительное взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, предусмотренное статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 данной статьи). При этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Положениями статьи 48 НК РФ и части 1 статьи 286 КАС РФ, действующей во взаимосвязи с положениями статьи 48 НК РФ, установлено право уполномоченных органов обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, при условии, что требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке.
Приведенные нормы, регулирующие процедуру принудительного взыскания сумм налоговой задолженности с физических лиц, не предполагают произвольного и бессрочного взыскания сумм налоговой задолженности.
Таким образом, в связи с пропуском налоговым органом срока на подачу заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с Синичкина О.Е. обязательных платежей и санкций, и, как следствие, пропуска процессуального срока на предъявление административного иска, принимая во внимание разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в определении от 30 января 2020 года № 12-О, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании недоимки по транспортному налогу, страховым взносам и пени не подлежит удовлетворению, поскольку у налогового органа имелось достаточно времени для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке, тем более, что Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Каких-либо доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом не представлено, и как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с требованиями о взыскании задолженности по транспортному налогу, страховым взносам, пени и отсутствии уважительных причин для его восстановления.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 4 по Московской области к Синичкину Олегу Евгеньевичу о взыскании транспортного налога, страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пени, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательном виде.
Судья Н.А. Грошева
Мотивированное решение изготовлено 17.12.2021
Судья Н.А. Грошева