Судья: Тураева Н.Р. № 33а-9529/2021
Докладчик: Тройнина С.С. (№ 2а-798/2021)
(42RS0012-01-2021-001698-92)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«13» октября 2021 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего Тройниной С.С.,
судей Бегуновича В.Н., Быковой С.В.,
при секретаре Давыдовой Т.С.
с участием прокурора Шестера Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тройниной С.С. административное дело по иску ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу к Растегаеву Виталию Юрьевичу об установлении административного надзора
по апелляционной жалобе Растегаева В.Ю. на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 17 августа 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении осужденного Растегаева В.Ю.
Требования мотивированы тем, что Растегаев В.Ю. осужден приговором Мирового судьи судебного участка № 3 Березовского городского судебного района Кемеровской области от 05.09.2019 по ч.1 ст.158 УК РФ, ч.5 ст.69 УК РФ (приговор от 18.07.2019) на срок 2 года 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.
Растегаев В.Ю. совершил преступление при рецидиве преступлений. Осужденный Растегаев В.Ю. подлежит освобождению из ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу 14.01.2022.
За время отбывания наказания Растегаев В.Ю. характеризуется положительно.
Просил установить в отношении ответчика административный надзор сроком на 8 лет, установить следующие виды административных ограничений:
- обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрет на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, и если иное не предусмотрено трудовой деятельностью.
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 17.08.2021 исковые требования удовлетворены частично.
В отношении Растегаева В.Ю. установлен административный надзор сроком на 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с исчислением срока административного надзора со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В отношении Растегаева В.Ю. установлены следующие административные ограничения:
- обязательная явка один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут.
В апелляционной жалобе Растегаев В.Ю. просит решение суда отменить.
Указывает, что он отбывает наказание за совершение преступлений небольшой тяжести, в связи с чем срок административного надзора не может быть 8 лет.
Считает, что суд первой инстанции не конкретизировал, где он будет проживать и где должны исполняться ограничения. Также суд не мотивировал применение указанных в решении ограничений.
На апелляционную жалобу прокурором, участвующим в деле, Тулиной Т.Б. принесены возражения, содержащие указание на законность принятого решения, отсутствие правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Растегаева В.Ю.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный ответчик Растегаев В.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить.
Представитель административного истца ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. С учетом требований ст.ст. 307, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Растегаева В.Ю., заключение прокурора Шестера Л.А., полагавшего необходимым оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон № 64-ФЗ).
В силу части 1 статьи 3 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 части 2 статьи 3 Закона N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Исходя из требований статьи 4 Закона № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (пункт 2 части 1 статьи 5 названного закона)
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Растегаев В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р., осужден приговором мирового судьи судебного участка №3 Березовского городского судебного района Кемеровской области от 05.09.2019 за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 158 УК РФ (два эпизода) на срок 1 год 2 месяца лишения свободы. на основании ч.5 ст.69 УК РФ назначенное наказание частично сложено с наказанием, назначенным по приговору Березовского городского суда Кемеровской области от 18.07.2019. окончательно назначено нак5азание в виде лишения свободы сроком на 2 года 6 месяцев с отбыванием наказния в исправительной колонии строгого режима.
Приговором от 18.07.2019 Растегаев В.Ю. осужден по п. «г», ч. 3 ст. 158 УК РФ, назначено наказание в виде 2 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Приговором установлено наличие в действиях Растегаева В.Ю. опасного рецидива преступлений.
Таким образом, Растегаев В.Ю. отбывает наказание в виде лишения свободы и имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, предусмотренного п. «г» ч.3 ст.158 УК РФ при опасном рецидиве (приговор от 18.07.2019).
Осужденный Растегаев В.Ю. подлежит освобождению из ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу 14.01.2022 по отбытии срока наказания.
Согласно характеристике ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу Растегаев В.Ю. за отбытый срок наказания характеризуется положительно, не имеет дисциплинарных взысканий, имеет 3 поощрения.
Принимая во внимание, что административный ответчик имеет не снятую и не погашенную судимость за совершение тяжкого преступления, совершенного при опасном рецидиве, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что в силу ст.3 ч.1 п.1, ст.3 ч.2 п.2 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» имеются основания для установления в отношении административного ответчика административного надзора.
Согласно п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действующей на момент совершения преступления по приговору от 01.08.2018) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, по истечении восьми лет после отбытия наказания.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что в отношении Растегаева В.Ю. необходимо назначить административный надзор сроком на 8 лет в связи с наличием непогашенной судимости по приговору от 01.08.2018.
Срок административного надзора установлен судом в соответствии с императивными требованиями пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы». Порядок исчисления срока административного надзора установлен судом правильно.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном установлении административного надзора на срок 8 лет, являются несостоятельными, так как они основаны на неверном толковании норм права.
С учетом положений Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», исходя из обстоятельств дела и личности административного ответчика, суд правомерно установил в отношении Растегаева В.Ю. административные ограничения в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут.
Установленные административные ограничения предусмотрены статьей 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» и чрезмерными не являются.
В соответствии со статьей 2 закона об административном надзоре административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Установленные судом ограничения, по мнению судебной коллегии, являются необходимыми, обусловлены интересами общественной безопасности и соответствуют задачам административного надзора, учитывают характер и степень общественной опасности совершенных административным ответчиком преступлений, обстоятельств их совершения, а также характеристику осужденного за весь период отбывания наказания.
Установление судом административного ограничения в виде явки одного раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации соответствует положениям пункта 1 части 2 статьи 4 Закона об административном надзоре, согласно которому обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Административное ограничение в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, судом первой инстанции установлено в полном соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 64-ФЗ, с учетом характеристики осужденного и обстоятельств совершения им преступлений (про приговору от 18.07.2019 преступление совершено в ночное время). Оснований для изменения данного административного ограничения не имеется.
Примененные к Растегаеву В.Ю. административные ограничения соответствуют требованиям статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ. При этом суд первой инстанции принял во внимание характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, данные о личности административного ответчика, его поведение за весь период отбывания наказания.
Доказательств, свидетельствующих о том, что установленные административные ограничения влекут нарушение прав административного ответчика, не представлено.
Установленные судом ограничения являются профилактической мерой, направленной на предупреждение совершения новых правонарушений, не ограничивают законных прав и интересов административного ответчика как осужденного, не отягчают его ответственности, а устанавливают контроль за его поведением по месту жительства уже после отбытия наказания.
Доводы жалобы о неуказании судом первой инстанции места проживания поднадзорного лица и места исполнения ограничений, не являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно заявления Растегаева В.Ю. начальнику ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, имеющегося в материалах дела (л.д. 24), осужденный планирует по отбытии наказания убыть по адресу: <адрес>
В силу ст.11 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ поднадзорное лицо обязано прибыть в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы, явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы.
Нарушений норм процессуального права, повлекших принятие неправильного решения, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, соответствующим нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела, в связи с чем оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 17 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 13 октября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи: