Дело № 2-1-512/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 августа 2018 г. г. Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Ноздриной О.О.,
с участием истца Васюковой Н.А., представителя истца – Фоминой Ю.А., представителя ответчика – Арнаутовой И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пугачевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда гражданское дело по иску Васюковой Н.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Агроторг» о взыскании задолженности по оплате работы в праздничные дни и сверхурочной работы, компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда,
установил:
Васюкова Н.А. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Агроторг» (далее ООО «Агроторг») о взыскании задолженности по оплате работы в праздничные дни и сверхурочной работы, компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указала, что она работает в ООО «Агроторг» в обособленном структурном подразделении «Мценский» в должности <информация скрыта> с Дата по настоящее время. В 2017 г. и в 1 полугодии 2018 г. она привлекалась к сверхурочной работе и работе в нерабочие праздничные дни. Однако в нарушение трудового законодательства данная работа не была оплачена ей не менее чем в двойном размере. Так, не была оплачена в двойном размере работа в праздничные дни 3, 4 и 7 января, 8 марта, 8 мая и 12 июня 2017 г., 4, 5 и 8 января, 23 февраля, 8 марта и 9 мая 2018 г., а также сверхурочная работа в предпраздничный день 7 мая 2017 г. в течение 1 часа. Кроме этого, аванс за март 2018 г. ей был выплачен только 11 мая 2018 г., с нарушением установленного срока.
Ссылаясь на данные обстоятельства, с учетом изменения и уточнения размера исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, Васюкова Н.А. просит взыскать с ООО «Агроторг» задолженность по оплате за работу в праздничные дни в 2017 г. и 1 полугодии 2018 г. в сумме 11970 рублей; компенсацию за задержку оплаты за работу в праздничные дни и переработку в предпраздничный день в порядке ст. 236 ТК РФ в сумме 1832,96 рублей; компенсацию за задержку выплаты аванса за март 2018 г. в порядке ст. 236 ТК РФ в сумме 128,99 рублей; компенсацию морального вреда в сумме 15000 рублей; расходы на оплату услуг представителя в сумме 9000 рублей.
В судебном заседании истец Васюкова Н.А. и ее представитель – Фомина Ю.А. поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика ООО «Агроторг» – Арнаутова И.В. иск не признала.
Ссылается на то, что по условиям трудового договора истцу установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом один календарный год. В связи с этим факт наличия сверхурочно отработанных часов может быть установлен только по окончании учетного периода, в данном случае года, при сравнении количества отработанных истцом часов за год с нормальным числом рабочих часов, установленным для данной категории работников. В связи с этим требования истца об оплате сверхурочной работы являются необоснованными.
Указала, что работодателем не оспаривается то факт, что в 2017 г. и 1 полугодии 2018 г. Васюкова Н.А. работала в нерабочие праздничные дни. Однако истцом было подано заявление о предоставлении ей дополнительных дней отдыха за работу в праздничные дни.
Заявила о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о взыскании оплаты за работу в праздничные дни 2017 г., сверхурочной работы в предпраздничный день 7 мая 2017 г., а также компенсации, исчисленной исходя из этих выплат.
Пояснила, что аванс за март 2018 г. был выплачен истцу с нарушением установленного срока в связи с тем, что Васюкова Н.А. закрыла счет, на который ранее по ее заявлению работодателем перечислялась заработная плата, однако о перемене банковских реквизитов для перевода заработной платы не сообщила. Оплата была произведена по факту получения от истца новых банковских реквизитов.
Полагает, что оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется, так как ООО «Агроторг» не нарушало прав истца, доказательства причинения истцу физических и нравственных страданий не представлены, требуемый размер компенсации морального вреда завышен. Также считает неразумными и завышенными расходы на оплату услуг представителя.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки.
Оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов).
По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
Согласно статье 112 ТК РФ нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются: 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово; 23 февраля - День защитника Отечества; 8 марта - Международный женский день; 1 мая - Праздник Весны и Труда; 9 мая - День Победы; 12 июня - День России; 4 ноября - День народного единства.
Статьей 99 ТК РФ предусмотрено, что сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
В соответствии со статьей 95 ТК РФ продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час.
В непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) в предпраздничный день, переработка компенсируется предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или, с согласия работника, оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы.
Согласно статье 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
В силу части 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу ст. 392 ТК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17 марта 2004 года «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Васюкова Н.А. работает в ООО «Агроторг» в обособленном структурном подразделении «Мценский» в должности продавца-кассира с 28 декабря 2016 г. по настоящее время.
В 2017 г. истец работала в нерабочие праздничные дни 3, 4 и 7 января, 8 марта, 8 мая и 12 июня 2017 г.
В 2018 г. истец работала в нерабочие праздничные дни 4, 5 и 8 января, 23 февраля, 8 марта и 9 мая 2018 г.
Также истец осуществляла сверхурочную работу в предпраздничный день 7 мая 2017 г. в течение 1 часа.
За осуществление работы в указанные праздничные дни и переработку в предпраздничный день оплата истцу произведена в одинарном размере, другие дни отдыха истцу не предоставлялись.
Данные обстоятельства сторонами при рассмотрении дела не оспаривались.
Как предусмотрено условиями трудового договора и правилами внутреннего трудового распорядка ООО «Агроторг» заработная плата выплачивается каждые полмесяца за фактически отработанное работником время в следующие сроки: за первую половину месяца – 28 числа текущего месяца, за вторую половину месяца – 13 числа месяца, следующего за отработанным.
Заработная плата за работу в нерабочие праздничные дни 3, 4 и 7 января, 8 марта и 8 мая 2017 г., а также за время переработки в предпраздничный день 7 мая 2017 г. должна была быть выплачена истцу в срок до 28 января, 28 марта и 28 мая 2017 г. соответственно. В связи с этим срок исковой давности по требованиям о взыскании заработной платы за указанную работу истек к 28 мая 2018 г.
Истец обратилась в суд с настоящим иском 5 июня 2018 г., то есть с пропуском срока исковой давности по указанным выше требованиям.
Ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности.
Доказательств уважительности пропуска срока обращения в суд истцом не представлено, ходатайства о восстановлении пропущенного срока не заявлено.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований истца о взыскании заработной платы за работу в нерабочие праздничные дни 3, 4 и 7 января, 8 марта и 8 мая 2017 г., и компенсации за просрочку данных выплат и оплаты сверхурочной работы в предпраздничный день 7 мая 2017 г., необходимо отказать.
Требования о взыскании недоплаченной заработной платы за работу в нерабочие праздничные дни 12 июня 2017 г., 4, 5 и 8 января, 23 февраля, 8 марта и 9 мая 2018 г., а также компенсации за задержку данных выплат подлежат удовлетворению частично.
Как следует из копий табелей учета рабочего времени истцом было отработано 12 июня 2017 г. – 10,49 часов, 4, 5 и 8 января, 23 февраля и 8 марта 2018 г. – по 10,5 часов, 9 мая 2018 г. – 8 часов.
Трудовым договором истцу установлена тарифная ставка в размере 95 рублей за один час работы.
В связи с этим с ответчика подлежит взысканию в пользу истца недоплаченная заработная плата в размере 6744,05 рублей (10,49 ч. х 95 руб. + 10,5 ч. х 5 х 95 руб. + 8 ч. х 95 руб. = 6744,05 руб.)
Размер компенсации за задержку оплаты за работу в праздничный день 12 июня 2017 г. составит 200,97 руб. (с 15.07.2017 по 17.09.2017 - 996,55 руб. х 9% х 1/150 х 65 = 38,87 руб.; с 18.09.2017 по 29.10.2017 - 996,55 руб. х 8,5% х 1/150 х 42 = 23,72 руб.; с 30.10.2017 по 17.12.2017 - 996,55 руб. х 8,25% х 1/150 х 49 = 26,86 руб.; с 18.12.2017 по 11.02.2018 - 996,55 руб. х 7,75% х 1/150 х 56 = 27,97 руб.; с 12.02.2018 по 25.03.2018 - 996,55 руб. х 7,5% х 1/150 х 42 = 20,93 руб.; с 26.03.2018 по 02.08.2018 - 996,55 руб. х 7,25% х 1/150 х 130 = 62,62 руб.).
Размер компенсации за задержку оплаты за работу в праздничные дни 4, 5 и 8 января, 23 февраля, 8 марта 2018 г. составит (в пределах заявленных требований) 230,24 рублей (с 14.02.2018 по 13.03.2018 - 2992,50 руб. х 7,5% х 1/150 х 28 = 41,907 руб.; с 14.03.2018 по 25.03.2018 - 3990,00 руб. х 7,5% х 1/150 х 12 = 23,94 руб.; с 26.03.2018 по 13.04.2018 - 3990,00 руб. х 7,25% х 1/150 х 19 = 70,66 руб.; с 14.04.2018 по 05.06.2018 - 4987,50 руб. х 7,75% х 1/150 х 53 = 127,70 руб.).
Таким образом, необходимо взыскать компенсацию за задержку платы работы в нерабочие праздничные дни в сумме 431,21 рублей.
Истец также просит взыскать компенсацию за задержку выплаты аванса за март 2018 г. за период с 14 апреля 2018 г. по 11 мая 2018 г. в сумме 128,99 рублей.
Из материалов дела следует и не оспаривалось при рассмотрении дела представителем ответчика, что заработная плата за первую половину марта 2018 г., срок уплаты которой установлен не позднее 28 марта 2018 г., была фактически выплачена Васюковой Н.А. только 11 мая 2018 г., то есть с нарушением установленного срока.
При этом доводы представителя ответчика о невозможности перечисления данной оплаты ранее 11 мая 2018 г. ввиду закрытия истцом банковского счета и несообщения реквизитов нового счета для зачисления заработной платы, суд отвергает, поскольку как следует из выписки по счету, открытому взамен прежнего, на имя истца в ПАО Сбербанк, работодателем 13 апреля 2018 г. было произведено зачисление на данный счет заработной платы за вторую половину марта 2018 г.
При таких обстоятельствах требование истца о взыскании компенсации, предусмотренной ст. 236 ТК РФ в сумме 128,99 рублей (9531,44 руб. х 7,25% х 1/150 х 28 дн. = 128,00 руб.) является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", учитывая, что ТК РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Поскольку неправомерными действиями ответчика, выразившимися в неоплате в полном объеме работы истца в праздничные дни и задержке выплаты заработной платы, истцу причинен моральный вред, необходимо взыскать с ООО «Агроторг» в пользу Васюковой Н.А. компенсацию морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает характер нарушений трудовых прав истца, степень его нравственных страданий, требования разумности и считает необходимым взыскать компенсацию морального вреда в сумме 4000 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 12, 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ).
При неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов (статьи 98, 100 ГПК РФ, статьи 111, 112 КАС РФ, статья 110 АПК РФ).
Положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении, в частности, иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав (например, о компенсации морального вреда).
Из материалов дела следует, что интересы истца Васюковой Н.А. при рассмотрении настоящего дела представляла Фомина Ю.А., действовавшая на основании договора об оказании юридических услуг от 5 июня 2018 г. и допущенная судом в порядке п. 6 ст. 53 ГПК РФ.
Факт оплаты Васюковой Н.А. услуг представителя в сумме 9000 рублей подтверждается квитанцией № от 5 июня 2018 г.
Учитывая объем оказанных представителем услуг, время, затраченное на подготовку процессуальных документов, сложность рассматриваемого спора, суд считает разумными требуемые истцом расходы на оплату услуг представителя в размере 9000 рублей.
Учитывая, что истцом, в том числе, заявлено требование неимущественного характера о взыскании компенсации морального вреда, которое частично удовлетворено, расходы на оплату услуг представителя необходимо взыскать с ответчика в пользу истца в полном объеме, а доводы представителя ООО «Агроторг» об их пропорциональном распределении, подлежат отклонению.
В связи с частичным удовлетворением иска, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования г. Мценск государственная пошлина, от уплаты которой при обращении в суд истец была освобождена, в сумме 700 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Васюковой Н.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Агроторг» о взыскании задолженности по оплате работы в праздничные дни и сверхурочной работы, компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Агроторг» задолженность по оплате за работу в праздничные дни в сумме 6744 рублей 05 копеек, компенсацию за задержку выплаты заработной платы в сумме 560 рублей 20 копеек; компенсацию морального вреда в сумме 4000 рублей и расходы на оплату услуг представителя в сумме 9000 рублей.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Агроторг» в бюджет муниципального образования город Мценск Орловской области государственную пошлину в сумме 700 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 27 августа 2018 г.
Судья О.О. Ноздрина