Решение по делу № 2а-369/2018 от 05.10.2018

Дело № 2а-369/2018

Решение

Именем Российской Федерации

23 ноября 2018 года      г. Мариинский Посад

Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Мальчугина А.Н.,

при секретаре Маловой М.А.,

с участием представителя административного истца Степанова О.И., представителя административного ответчика Ефимовой С.И., представителей заинтересованного лица Яковлева Е.А., Тимофеева А.В., Остяк М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Степановой А.А., Степановой А.А. о признании недействительным решения Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики,

установил:

Львова О.И., Степанова А.А. обратились в суд с административным иском о признании незаконным решения от 06.08.2018г. о внесении изменений в реестр лицензий Чувашской Республики - Чувашии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, вынесенное руководителем - главным государственным жилищным инспектором Чувашской Республики - Чувашии, об обязании Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики - Чувашии внести соответствующие изменения в реестр лицензий на основании решения общего собрания собственников помещений МКД <адрес>, проведенного в форме заочного голосования с 03.01.2018 по 15.01.2018г. (протокол от 17.01.2018г.). Административное исковое заявление мотивировано тем, что с 03.01.2018г. по 15.01.2018г. в многоквартирном жилом доме <адрес> было проведено общее собрание собственников помещений в форме заочного голосования. Инициаторами проведения указанного собрания были Львова О.И. и Степанова А.А., как собственники квартир в данном доме. В повестку собрания были включены следующие вопросы: 1. избрание председателя, секретаря общего собрания и членов счетной комиссии; 2. выбор способа управления многоквартирным домом; 3. избрание управляющей организации; 4. утверждение проекта договора управления многоквартирным домом между организацией и собственниками; 5. определение места хранения протоколов и решений собственников; 6. выбор уполномоченного лица по уведомлению Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики - Чувашии, администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики - Чувашии о принятом решении. Собственники помещений в доме были уведомлены о проведении общего собрания в установленном законом порядке. По результатам подсчета переданных собственниками помещений анкет (решений) голосования в общем собрании приняло участие 139 собственников (4112,4 кв.м.), что составляет 62,69% от общей площади дома (6526,5 кв.м.) Кворум для принятия решений имелся. Решением вышеуказанного общего собрания собственников помещений был выбран способ управления товариществом собственников недвижимости, товарищество собственников недвижимости «Советский» было избрано управляющей организацией. По итогам голосования был составлен протокол общего собрания собственников помещений дома по <адрес> от 17.01.2018г. Протокол собрания с решениями (анкетами) был направлен в Государственную жилищную инспекцию Чувашской Республики - Чувашии, копия протокола с соответствующим уведомлением были направлены в бывшую управляющую организацию ООО «Компания Сервисные технологии» и администрацию Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики. 15 мая 2018г. истцу Степановой А.А. ответчик направил письмо , из которого следует, что оформленное протоколом решение от 17.01.2018г. было неправомочно из-за отсутствия кворума. В тоже время в этом письме указывалось, что решение собственников помещений многоквартирного дома может быть признано недействительным только в судебном порядке.Ответчик не оспорил до настоящего времени решение общего собрания собственников помещений, оформленное протоколом от 17.01.2018г. 24.07.2018г. ТСН «Советский» направило Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики - Чувашии заявление о внесении изменений в реестр лицензий Чувашской Республики - Чувашии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами об исключении из реестра лицензий бывшей управляющей организации ООО «Компания Сервисные технологии» дома по <адрес>. 06 августа 2018г. решением ответчика было отказано во внесении изменений в реестр лицензий и о возврате заявления от 24.07.2018г. в связи с несоответствием заявления и документов требованиям, установленным подпунктом «е» п.5 Приказа Минстроя России от 02.03.2018г. в связи с наличием признаков ничтожности решения общего собрания по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации. Решение от 06.08.2018г. основано на заключении главного специалиста-эксперта отдела Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики - Чувашии Ефимовой С.И. от 06.08.2018г. . Истцы не согласны с решением ответчика от 06.08.2018г., поскольку согласно заключению от 06.08.2018г. о собственниках помещений №№ имеются разногласия со сведениями из Единого государственного реестра недвижимости. По мнению представителя ответчика, за долевых собственников в указанных помещениях проголосовал только один из них. Данное утверждение не соответствует действительности, поскольку все собственники данных помещений расписались в анкетах голосования (решениях), также организаторами собрания обоснованно учитывались доли собственности несовершеннолетних детей, если за них голосовал один из родителей. По мнению представителя административного ответчика, по собственникам помещений № отсутствует подпись голосовавшего, в связи с чем не представляется возможным учесть их результаты. Данное утверждение необоснованно, поскольку анкеты для заочного голосования передавались собственникам помещений в незаполненном виде. Собственники собственноручно заполняли анкету. Согласно п.5 Письма Минстроя РФ от 05.10.2017г. -ЕС/04 решение собственника должно содержать сведения о лице, участвующем в голосовании, которые должны обеспечивать возможность идентифицировать указанного участника. То есть собственник сам определяет - как он будет за себя подписываться. Согласно Заключению от 06.08.2018г., по кв. № проголосовали лица, не являющиеся собственниками. Однако данные обстоятельства не подтверждены такими сведениями из Единого государственного реестра недвижимости.

Степанова А.А. и Львова О.И. являются собственниками квартир и дома по <адрес>, оспариваемое решение руководителя Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики - Чувашии от 06.08.2018г. нарушает их жилищные права, а именно право выбора способа управления многоквартирным домом.

В судебном заседании представитель Львовой О.И. и ТСН «Советский» Степанов О.И. иск поддержал по изложенным в нем основаниям. Дополнительно пояснил, что требования, предусмотренные ч.4 ст.45 ЖК РФ, по своевременному уведомлению собственников помещений о проведении общего собрания собственников помещений с 03.01.2018г. по 15.01.2018г., были соблюдены. Инициатор собрания Степанова А.А. лично 23.12.2018г. поместила текст объявления о проведении собрания на входах во все шесть подъездов дома. 18.01.2018г. Степанова А.А. лично разместила объявления о принятых общим собранием собственников помещений решениях на входах во все подъезды дома. При подсчете голосов собственников, принявших участие в голосовании, должны учитываться голоса всех долевых собственников, указанных в анкете (решении) голосования при наличии их собственных подписей. Вышеуказанный вывод следует из норм, указанных в ст.ст. 246, 247 ГК РФ. Долевые собственники, получив бланк анкеты (решения) для заочного голосования, совместно обсудили вопросы, поставленные на голосование, и по взаимному согласию приняли совместное решение по поставленным вопросам, и каждый из них поставил свою подпись. Согласно п.п.5, 7 Письма Минстроя РФ от 05.10.2017г. №35851-ЕС/04 при оценке решения собственника на предмет признания его действительным необходимо исходить из того, позволяет ли указанное решение идентифицировать лицо, принявшее участие в голосовании, и установить волеизъявление этого лица по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений. Собственники помещений жилого дома по <адрес> никаких обращений о фальсификации их подписей в анкетах общего собрания не направляли. В законодательстве отсутствует обязательное требование об оформлении каждым собственником отдельного решения (анкеты) заочного голосования. В то же время, нормами ст.246, 247 ГК РФ допускается участие каждого из собственников в праве владения, пользования принадлежащим им на праве долевой собственности имущества по соглашению сторон.

Представитель административного ответчика Ефимова С.И. административный иск не признала по основаниям, указанным в письменном отзыве. Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные приказом Минстроя России от 25 декабря 2015г. «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации». Согласно пункту 2 Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3. 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110. частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса. В Инспекцию ДД.ММ.ГГГГ вх.№С-4105 поступило заявление ТСН «Советский» о внесении изменений в реестр лицензий Чувашской Республики на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами по исключению из реестра лицензий ООО «Компания «Сервисные Технологии» многоквартирного дома по <адрес> в связи с изменением способа управления многоквартирным домом и выборе ТСН «Советский», которое соответствует требованиям, установленным пунктами 2 и 3 Порядка. В ходе рассмотрения заявления ТСН «Советский» и документов было установлено, что дом по <адрес> не исключен из реестра лицензий ООО «Компания «Сервисные Технологии». Лицензиатом ООО «Компания «Сервисные Технологии» в порядке ч.2 ст. 198 ЖК РФ сведения о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в Инспекцию не направлялись. По результатам внеплановой проверки установлено, что в МКД по <адрес> проведено внеочередное общее собрание собственников помещений многоквартирного дома в форме заочного голосования. Результаты голосования оформлены протоколом от ДД.ММ.ГГГГ . Не представлены доказательства размещения объявления о проведении собрания в десятидневный срок, как установлено ч.4 ст.45 ЖК РФ. Общая площадь жилых и нежилых помещений дома составляет 6560 кв.м. Для определения кворума собрания необходимо наличие более чем пятидесяти процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в этом доме 3280 кв.м. В соответствии с 4.1 ст. 48 ЖК РФ голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя. По собственникам помещений № имеются разногласия со сведениями из ЕГРН, согласно которым за долевых собственников проголосовал только один из них, что является нарушением ч.3 ст.48 ЖК РФ. В письменных решениях собственников помещений № отсутствует подпись голосовавшего, в связи с чем не представляется возможным учесть их результаты. Также установлено, что по квартирам № проголосовали лица, не являющиеся собственниками, что подтверждается сведениями из ЕГРН. Кворум отсутствовал. Таким образом, в результате проведенных надзорных мероприятий выявлены нарушения требований, установленных ст.46-48 ЖК РФ, ст. 181.5 ГК РФ, к порядку принятия решений на общем собрании собственниками помещений дома , оформленного протоколом от 17.01.2018 , то есть признаки ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, что является нарушением требования, установленного подпунктом «е» пункта 5 Порядка. Кроме того, решением Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 03.07.2018 по делу №2-228/2018 в удовлетворении иска Львовой О.И., Степановой А.А. к ООО «Компания «Сервисные Технологии» о понуждении разместить в системе сведения об исключении МКД по <адрес> из своего управления и направить эти сведения в Госжилинспекцию Чувашии отказано.

Представители заинтересованного лица ООО «Компания «Сервисные технологии» Яковлев Е.А., Тимофеев А.В., Остяк М.А. иск не признали, указав, что истцами не доказан факт нарушения административным ответчиком их прав, истцы не указали в административном иске, какой закон нарушен при принятии оспариваемого решения.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст.ст. 218, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что Львова О.И. является собственником квартиры , Степанова А.А. является собственником квартиры дома по <адрес> Мариинско-Посадского района Чувашской Республики - Чувашии (л.д. 55)

В соответствии со ст.ст. 161, 162, 192, 195, 198 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ).

Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.

Сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах: 1) реестр лицензий субъекта Российской Федерации. Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

Сведения, содержащиеся в реестрах, указанных в части 1 настоящей статьи, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению в системе, за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации.

Сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса.

Согласно данным Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ч. 6.1. ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации), размещенным на сайте https://dom.gosuslugi.ru/#!/licenses, дом по <адрес> управляется ООО «Компания «Сервисные технологии» с 10.06.2015г.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в доме по <адрес> создано Товарищество собственников недвижимости «Советский».

Из материалов дела следует, что в январе 2018г. проведено внеочередное общее собрание собственников помещений многоквартирного дома по <адрес> в форме заочного голосования. Результаты голосования оформлены протоколом от 17.01.2018 .

Также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ вх.№С-4105 в Государственную жилищную инспекцию Чувашской Республики поступило заявление представителя ТСН «Советский» о внесении изменений в реестр лицензий Чувашской Республики на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами по исключению из реестра лицензий ООО «Компания «Сервисные Технологии» многоквартирного дома по <адрес> в связи с изменением способа управления многоквартирным домом и выборе ТСН «Советский». В ходе рассмотрения заявления ТСН «Советский» и документов сотрудниками Государственной жилищной инспекцию Чувашской Республики было установлено, что дом по <адрес> не исключен из реестра лицензий ООО «Компания «Сервисные Технологии». Лицензиатом ООО «Компания «Сервисные Технологии» в порядке ч.2 ст. 198 ЖК РФ сведения о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в Инспекцию не направлялись.

Таким образом, оспариваемое решение влияет на права Львовой О.И. и Степановой А.А. как собственников, имеющих право на участие в принятии решений по вопросам управления многоквартирным домом, поскольку действующее законодательство связывает момент перехода права управления многоквартирным домом от управляющей компании к другой управляющей компании или товариществу собственников жилья с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.

Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации определены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр.

Согласно указанному порядку изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом; в) реквизиты договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия); д) данные о заявителе (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии;

К заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы: а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации; г) копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра; д) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка (в случае, если от имени заявителя обращается его уполномоченный представитель), оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).

В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления.

Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.

Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения.

Решением Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики от 6 августа 2018г. отказано ТСН «Советский» во внесении изменений в реестр лицензий и возврате заявления от 24.07.2018г. в связи с несоответствием заявления и документов требованиям, установленным пп. «е» п. 5 порядка, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр. Решение принято на основании заключения главного специалиста-эксперта отдела правовой и кадровой работы Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики от 06.08.2018г. (л.д. 6).

В заключении главного специалиста-эксперта отдела правовой и кадровой работы Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики от 06.08.2018г. (л.д.7,8) указано, что представителем ТСН «Советский» с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий представлен протокол внеочередного решения собрания собственников помещений многоквартирного дома по <адрес> от 17.01.2018г. Собрание проведено при отсутствии кворума. Данный вывод сделан по причине того, что в помещениях, которые принадлежат на праве долевой собственности нескольким лицам, голосование проводилось в одной анкете, что противоречит требованиям к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор, утвержденным Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр, а также ст. 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя. В части анкет (решений собственника) отсутствуют подписи, по ряду квартир проголосовали лица, не являющиеся собственниками. Также указано, что решением Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 3 июля 2018г. по делу № 2-228/2018 в удовлетворении иска Степановой А.А., Степановой А.А. к ООО «Компания «Сервисные технологии» о понуждении разместить в системе сведения об исключении МКД по <адрес> из своего управления и направить эти сведения в Государственную жилищную инспекцию ЧР, о признании незаконными требований ООО «Компания «Сервисные технологии» к Степановой А.А. и Львовой О.И. по оплате ЖКУ, начиная с февраля 2018г., о взыскании по 10000 рублей каждому в счет компенсации морального вреда отказано.

В силу ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Из объяснений представителя административного ответчика в судебном заседании следует, что основаниями для отказа в удовлетворении заявления ТСН «Советский» послужили отсутствие необходимого кворума, в связи с чем решение собрания ничтожно, а также отсутствие доказательств размещения решения собрания на информационном стенде.

Согласно ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

В силу положений ст. 44.1 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством:

1) очного голосования (совместного присутствия собственников помеще-ний в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование);

2) заочного голосования (опросным путем или с использованием системы в соответствии со ст. 47.1 ЖК РФ);

3) очно-заочного голосования.

В соответствии с положениями ч.ч. 1 - 5 ст. 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме пра-вомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.

Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

В силу ст. 48 ЖК РФ правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя.

Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.

В п.п. 103, 104, 106 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что по смыслу пункта 1 статьи 2, пункта 6 статьи 50 и пункта 2 статьи 181.1 ГК РФ под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е. определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений. В частности, к решениям собраний относятся решения долевых собственников, в том числе решения собственников помещений в многоквартирном доме или нежилом здании. Правила главы 9.1 ГК РФ применяются к решениям собраний постольку, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное (пункт 1 статьи 181.1 ГК РФ). В частности, главой 6 ЖК РФ установлены специальные правила о порядке проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятия ими решений, а также основания и сроки оспаривания таких решений. Нормы главы 9.1 ГК РФ к решениям названных собраний применяются в части, не урегулированной специальными законами, или в части, конкретизирующей их положения, например, о сведениях, указываемых в протоколе (пункты 3 - 5 статьи 181.2 ГК РФ), о заблаговременном уведомлении участников гражданско-правового сообщества о намерении обратиться в суд с иском об оспаривании решения собрания (пункт 6 статьи 181.4 ГК РФ), об основаниях признания решения собрания оспоримым или ничтожным (пункты 1, 2, 7 статьи 181.4, статья 181.5 ГК РФ). Согласно пункту 1 статьи 181.4 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным ГК РФ или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) либо независимо от такого признания (ничтожное решение). Допускается возможность предъявления самостоятельных исков о признании недействительным ничтожного решения собрания; споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого лица, имеющего охраняемый законом интерес в таком признании. Возражение ответчика о том, что требование истца основано на ничтожном решении, оценивается судом по существу независимо от истечения срока исковой давности для признания этого решения недействительным.

Согласно ст.ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:

1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;

2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;

3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;

4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).

Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.

Решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.

Решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.

Согласно ст. 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:

1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;

2) принято при отсутствии необходимого кворума;

3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;

4) противоречит основам правопорядка или нравственности.

Из этого следует, что правом обжалования решения общего собрания собственников помещений дом по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. обладают собственники помещений дома, не принимавшие участие в этом собрании или голосовавшие против принятия такого решения, если таким решением нарушены их права и законные интересы, по любым из предусмотренных ст.ст. 181.4., 181.5. Гражданского кодекса Российской Федерации оснований, а также иные лица, имеющие охраняемый законом интерес в таком признании, по основаниям, предусмотренным 181.5. Гражданского кодекса Российской Федерации для признания решений ничтожными.

Полномочия Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики по государственному жилищному надзору определены в ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения, правомерность заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.Орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса.

Таким образом, недействительным решение общего собрания собственников многоквартирного дома может быть признано только решением суда.

В приказе №938/пр от 25.12.2015г. не содержится конкретных критериев для определения признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома и делается отсылка на положения гражданского законодательства.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что поскольку по общему правилу, содержащемуся в ч. 6 ст. 46 и ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 181.5. Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в п.п. 106, 112 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», определение ничтожности общего собрания собственников многоквартирного дома как гражданско-правового сообщества отнесено к компетенции суда. Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики вправе не применять ничтожное решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома только в случае, если из самого протокола и представленных документов следует, что решение ничтожно, и при этом не требуется проведение дополнительных проверочных мероприятий.

В протоколе от 17.01.2018г. общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по <адрес> указано, что в собрании приняли участие 139 собственников, обладающих помещениями общей площадью 62,69% от общей площади помещений дома, то есть кворум имелся. Правильность определения доли каждого собственника в общей собственности помещений дома сторонами не оспаривалась.

Решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по <адрес> от 17.01.2018г. в судебном порядке собственниками помещений дома не оспорено.

В ходе рассмотрения дела административным ответчиком не представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что при проведении внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по <адрес> отсутствовал кворум.

Доводы представителя административного ответчика и представителей заинтересованного лица ООО «Компания «Сервисные технологии» о том, что каждый собственник помещения многоквартирного дома должен голосовать проставлением подписи на отдельной анкете, основано на неверном толковании норм права.

Часть 1 ст. 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, а равно как и Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденные Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр, не содержат обязательного условия о том, что каждый собственник должен голосовать на отдельном бланке. Эти нормы содержат лишь обязательное условие о том, что каждый собственник имеет право принять участие в голосовании лично или через представителя. Такое утверждение представителей ответчика и заинтересованного лица тем более несостоятельно, поскольку при голосовании в очной форме собственникам вообще никаких бланков не представляется, при этом очная и заочная форма голосования имеют равную юридическую силу. Приказ Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр устанавливает обязательные реквизиты и правила заполнения для решения общего собрания собственников, а не для решений собственников (анкет для голосования).

Не представлены представителем ответчика доказательства того, что по квартирам № за долевых собственников проголосовал только один из них. Напротив, из показаний свидетелей ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 следует, что собственники принадлежащих им квартир голосовали по вопросам повестки дня собрания самостоятельно, каждый собственник расписался, анкета оформлена одна на квартиру по причине того, что все собственники данной квартиры были единодушны. В анкетах голосования (решениях собственников) имеются подписи всех собственников, принимавших участие в голосовании.

Несостоятельным является довод представителя административного ответчика о том, что в письменных решениях собственников помещений № отсутствует подпись голосовавшего. При исследовании в судебном заседании указанных решений собственников (анкет для голосования) установлено, что подписи имеются. Следовательно, при отсутствии заявлений этих собственников об обратном представители Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики не вправе ставить под сомнение подлинность заполнения таких решений собственников.

Суд находит несостоятельным довод представителя административного ответчика и в той части, что о собственниках помещений имеются разногласия сведений из решений собственников (анкет для голосования) со сведениями из Единого государственного реестра недвижимости. Из пояснений представителя административного ответчика в судебном заседании следует, что в Едином государственном реестре недвижимости нет сведений о зарегистрированных правах на данные квартиры. Однако данное обстоятельство в силу 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей. Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.

Не принимается судом и довод представителей заинтересованного лица ООО «Компания «Сервисные технологии» о том, что решением Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 03.07.2018 по делу №2-228/2018, которым в удовлетворении иска Львовой О.И., Степановой А.А. к ООО «Компания «Сервисные Технологии» о понуждении разместить в системе сведения об исключении МКД по <адрес> из своего управления и направить эти сведения в Госжилинспекцию Чувашии отказано, установлена ничтожность решения общего собрания собственников многоквартирного дома по <адрес>. Указанным решением Степановой А.А. и Львовой О.И. отказано в иске по причине непредставления обществу с ограниченной ответственностью «Компания «Сервисные технологии» подлинников решений собственников (анкет для голосования).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком не представлено доказательств законности принятого решения, принятое решение создает препятствие для реализации права Львовой О.И., Степановой А.А. на участие в управлении многоквартирным домом. Требования о признании незаконным решения Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики от 06.08.2018г. об отказе во внесении изменений в реестр лицензий и о возврате заявления №С-4105 от 24.07.2018г., об обязании Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики внести изменения в реестр лицензий Чувашской Республики - Чувашии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами об исключении из реестра лицензий ООО «Компания «Сервисные технологии» многоквартирного дома по <адрес> Мариинско-Посадского района Чувашской Республики - Чувашии подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

решил:

признать незаконным решение Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики от 06.08.2018г. об отказе во внесении изменений в реестр лицензий и возврате заявления №С-4105 от 24.07.2018г. Обязать Государственную жилищную инспекцию Чувашской Республики внести изменения в реестр лицензий Чувашской Республики - Чувашии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами об исключении из реестра лицензий ООО «Компания «Сервисные технологии» многоквартирного дома по <адрес> посад Мариинско-Посадского района Чувашской Республики - Чувашии.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий:      А.Н. Мальчугин

мотивированное решение изготовлено 28.11.2018г.

2а-369/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Степанова Антонина Александровна
Львова Ольга Ивановна
Ответчики
Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики
Другие
ТСН "Советский"
Тимофеев Андрей Витальевич
Яковлев Евгений Алексеевич
ООО "Компания "Сервисные технологии"
Суд
Мариинско-Посадский районный суд Чувашии
Дело на сайте суда
mariinsko-posadsky.chv.sudrf.ru
02.05.2020Регистрация административного искового заявления
02.05.2020Передача материалов судье
02.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.05.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2020Подготовка дела (собеседование)
02.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
02.05.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
02.05.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
02.05.2020Дело оформлено
02.05.2020Дело передано в архив
23.11.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее