ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело №2-369/2021 (№ 33-13557/2021)
г. Уфа 05 августа 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Вахитовой Г.Д.,
судей Абдрахмановой Э.Я.,
Пономаревой Л.Х.
при секретаре Власове Д.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ишимбайского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах Абдрашитовой З.З. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан «Ишимбайская центральная районная больница» о признании незаконным бездействия по начислению и выплате стимулирующих выплат, обязании выплатить стимулирующие выплаты,
по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан «Ишимбайская центральная районная больница» на решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 31 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Вахитовой Г.Д., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
У С Т А Н О В И Л А:
Ишимбайский межрайонный прокурор Республики Башкортостан в интересах Абдрашитовой З.З. обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан «Ишимбайская центральная районная больница» (далее ГБУЗ РБ "Ишимбайская центральная районная больница", работодатель) о признании незаконным бездействия по начислению и выплате стимулирующих выплат, обязании выплатить стимулирующие выплаты.
В обоснование предъявленных требований указано, что межрайонной прокуратурой по коллективному обращение работников ГБУЗ РБ "Ишимбайская центральная районная больница" проведена проверка исполнения трудового законодательства, в результате которой установлено, что фельдшер скорой медицинской помощи ГБУЗ РБ "Ишимбайская центральная районная больница" Абдрашитова З.З. 27 октября 2020 года выезжала на вызов к ФИО18 у которой в последующем выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19. Несмотря на наличие у ФИО19 указанного диагноза Абдрашитовой З.З. стимулирующие выплаты, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484, за оказание в октябре текущего года медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, не произведены. В целях устранения выявленных нарушений 09 октября 2020 года в адрес главного врача учреждения здравоохранения внесено представление об устранении нарушений трудового законодательства. Между тем, в соответствии с информацией, поступившей в ответ на указанный акт прокурорского реагирования, стимулирующие выплаты работнику не произведены по причине отсутствия подтверждения контакта фельдшера Абдрашитовой З.З. с пациентами, имеющими подтвержденный диагноз COVID-19. До настоящего времени стимулирующие выплаты, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации №484 от 12 апреля 2020 года фельдшеру Абдрашитовой З.З. за октябрь 2020 года работодателем не произведены.
С учетом вышеизложенного, просили признать незаконным бездействие ответчика по непринятию мер по начислению и выплате фельдшеру скорой медицинской помощи ГБУЗ РБ "Ишимбайская центральная районная больница" Абдрашитовой З.З. стимулирующих выплат, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации №484 от 12 апреля 2020 года за октябрь 2020 года, обязать ответчика выплатить Абдрашитовой З.З. стимулирующие выплаты, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации №484 от 12 апреля 2020 года в размере 25 000 рублей.
Решением Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 31 марта 2021 года исковые требования Ишимбайского межрайонного прокурора удовлетворены, постановлено признать незаконным бездействие ГБУЗ РБ "Ишимбайская центральная районная больница" по не принятию мер по начислению и выплате фельдшеру скорой медицинской помощи ГБУЗ РБ "Ишимбайская центральная районная больница" Адрашитовой З.З, стимулирующих выплат, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации №484 от 12 апреля 2020 года.
Обязать ГБУЗ РБ "Ишимбайская центральная районная больница" выплатить Абдрашитовой З.З. стимулирующие выплаты, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации №484 от 12 апреля 2020 года за октябрь 2020 года в размере 25 000 рублей.
Взыскать с ГБУЗ РБ "Ишимбайская центральная районная больница" государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 600 рублей.
В апелляционной жалобе ГБУЗ РБ "Ишимбайская центральная районная больница" ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указано, что в момент выезда фельдшера Абдрашитовой З.З. у пациента ФИО22 не было подтвержденного лабораторными исследованиями вируса COVID-19, в связи с чем в данном случае неприменимо постановление Правительства Российской Федерации №484 от 12 апреля 2020 года. Кроме того, в материалах дела не имеется подтверждений факта взятия биоматериала у ФИО23 в день выезда 27 октября 2020 года именно фельдшером Абдрашитовой З.З., что было положено в основу решения суда об удовлетворении исковых требований. Полагают, что медицинская карта ФИО24 не может являться доказательством по данному делу, поскольку диагноз U07.1 был поставлен лечащим врачом после выезда фельдшера Абрашитовой З.З.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили. Информация о дате и времени рассмотрения дела заблаговременно размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В связи с чем, судебная коллегия на основании статьями 118, 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Учитывая приведенные положения части 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ГБУЗ РБ "Ишимбайская центральная районная больница" – Суляйманову Д.Ф., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Сафина И.Ф., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
В порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, - основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 11 Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 № 484 (в редакции от 29 мая 2020 года), выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанным в пункте 12 настоящих Правил локальным нормативным актом медицинской организации, согласованным с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах:
а) оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 50 тысяч рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу и водителям скорой медицинской помощи - 25 тысяч рублей в месяц;
б) оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 80 тысяч рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу - 50 тысяч рублей в месяц, младшему медицинскому персоналу - 25 тысяч рублей в месяц.
В соответствии с п.п. 11,12 Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484, выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с локальными нормативными актами медицинской организации, устанавливающими:
а) перечень наименований структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера;
б) перечень должностей медицинских и иных работников структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера;
в) размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью независимо от количества отработанных смен (часов), но не выше размеров, указанных в пункте 11 настоящих Правил;
г) срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.
Из разъяснений Министерства здравоохранения Российской Федерации, изложенных в письме от 21 мая 2020 г. N 16-3/И/1-6965 следует, что стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484 полагаются медицинским работникам стационарных подразделений, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусом COVID-19, а также медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, и водителям, в том числе транспортных организаций, работающих в указанных бригадах для оказания (участия в оказании) медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.
Стимулирующая выплата в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484, полагается медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, и водителям, в том числе транспортных организаций, работающих в указанных бригадах скорой медицинской помощи, сформированных в соответствии с Временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденным приказом Минздрава России от 19 марта 2020 г. N 198н, для оказания (участия в оказании) медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, в соответствии с требованиями Временного порядка организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденного приказом Минздрава России от 19 марта 2020 г. N 198н.
Таким образом, спорная стимулирующая выплата положена медицинским работникам и водителям специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, непосредственно участвующих в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция; является единовременной выплатой и выплачивается в полном размере независимо от количества отработанных смен и/или часов за риск работы с больными новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Временным порядком организации оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 198н (приложение N 2), на руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководителей медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь возложено: утвердить схемы маршрутизации пациентов с ОРВИ и внебольничной пневмонией в медицинские организации, специально созданные для данного контингента пациентов, с назначением ответственных лиц, исключив возможность госпитализации указанных пациентов в терапевтические, пульмонологические отделения и отделения анестезиологии и реанимации иных медицинских организаций; определить общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что фельдшер скорой медицинской помощи Абдрашитова З.З., входящая в состав специализированной «эпидемиологической» бригады скорой медицинской помощи осуществляла вызов по адресу адрес к больной ФИО25, которую госпитализировала в ГБУЗ РБ "Ишимбайская центральная районная больница" с диагнозом пневмония неуточненная.
В тот же день у больного ФИО26 в связи с клиническими заболеваниями отобран биоматериал.
Вышеизложенное подтверждается картой вызова №26522, электронной медицинской картой ФИО27
Из электронной медицинской карты ФИО28 представленной как стороной истца, так и стороной ответчика, следует, что ФИО29 в период с 27 октября 2020 года по 03 ноября 2020 года и с 03 ноября 2020 года по 09 декабря 2020 г. находилась на лечении ГБУЗ РБ "Ишимбайская центральная районная больница" с диагнозом U 07.1 - Коронавирусная инфекция, вызванная вирусом COVID-19, вирус идентифицирован (подтвержден лабораторным тестированием независимо от тяжести клинических признаков или симптомов).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что наличие новой коронавирусной инфекции, вызванной вирусом COVID-19, у пациента ФИО30 на день выезда по вызову фельдшера Абдрашитовой З.З. подтверждается информацией электронной медицинской карты, а также результатами лабораторных исследований, внесенных в данную карту; доказательств тому, что выявленная 28 октября 2020 года (по направлению от 27 октября 2020 года) у ФИО31 в результате молекулярно-генетических исследований коронавирусная инфекция, вызванная вирусом COVID-19, не находится в причинно-следственной связи с ранее установленным у нее диагнозом пневмония неуточненная, а также тому, что 27 октября 2020 года ФИО32 не являлась инфицированной новой коронавирусной инфекции (COVID-19), стороной ответчика не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, согласуются с представленными доказательствами и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
При этом доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что диагнозом U 07.1 - Коронавирусная инфекция, вызванная вирусом COVID-19, вирус идентифицирован был поставлен ФИО33 позднее контакта с ней Абдрашитовой З.З. в день выезда 27 октября 2020 года, несостоятельны, поскольку не представлено исчерпывающих и достоверных доказательств отсутствия у ФИО34. новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в момент оказания ей медицинской помощи Абдрашитовой З.З.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющиеся значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, верно применил нормы материального и процессуального права, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционных представления и жалобы.
Из содержания обжалуемого решения следует, что правила оценки доказательств судом первой инстанции соблюдены.
Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционное представление и апелляционная жалоба не содержат.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, вынесено на основании всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств и предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 31 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан «Ишимбайская центральная районная больница» - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Д. Вахитова
Судьи Э.Я. Абдрахманова
Л.Х. Пономарева
Справка:
судья ФИО35