Решение по делу № 33-5700/2022 от 17.06.2022

Судья Столповская Д.И.

Судья-докладчик Малиновская А.Л.      по делу № 33-5700/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 июля 2022 года г. Иркутск

    

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Амосова С.С.,

судей Малиновской А.Л., Егоровой О.В.,

при секретаре Макаровой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-175/2022 по иску Карпухиной Татьяны Анатольевны к администрации Мамонского муниципального образования, Министерству социального развития опеки и попечительства Иркутской области № 1, Министерству имущественных отношений Иркутской области об обязании предоставить жилое помещение

по апелляционной жалобе представителя истца А. на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 14 февраля 2022 года,

                 УСТАНОВИЛА:

В обоснование исковых требований указано, что Карпухина Т.А. являлась в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ребенком-сиротой.

С 18.04.2018 истец проживает вместе с двумя несовершеннолетними детьми в жилом помещении, расположенном по адресу: <...> Данный жилой дом приобретен по договору купли-продажи от 02.04.2018. Общая площадь жилого помещения составляет 16 кв.м., истец является собственником 1/3 доли, по 1/3 доли в жилом помещении принадлежат детям истца: Б., 25.06.2013 года рождения, В., <...> года рождения. Иных объектов недвижимости истец в собственности не имеет.

Карпухина Т.А. обращалась с письменным заявлением в администрацию Мамонского муниципального образования по вопросу предоставления жилого помещения, вместе с тем, ответа на заявление не последовало. До настоящего времени жилое помещение ответчиком не предоставлено, что свидетельствует о нарушении ее прав.

В связи с изложенным, истец просила суд обязать Мамонское муниципальное образование предоставить Карпухиной Т.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма по месту жительства в Иркутском районе Иркутской области

Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 14.02.2022 исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель истца А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

Полагает выводы суда первой инстанции в части того, что до достижения 23 лет истец не обращалась в соответствующие органы с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в списке детей-сирот не состояла, необоснованными, поскольку соответствующие обращения истцом подавались, на что был дан ответ, о том, что истец не относится к категории граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Также в обоснование приводит доводы о том, что решение суда вынесено без учета п. 1 ст. 3 Закона Иркутской области от 28.12.2020 № 164-ОЗ, решения Думы г.Иркутска от 05.07.2002 № 004-20-140161/5 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в Иркутске», а также сведений МУ «Социально-реабилитационный центр несовершеннолетних Иркутского района», согласно которым проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, в том числе и на праве собственности, признается невозможным, если площадь такого помещения менее учетной нормы площади жилого помещения, установленного региональным законодательством. Таким образом истец имеет законное право на получение жилого помещения в соответствии с положениями законодательства, согласно которому на учет в качестве нуждающихся принимаются граждане, уровень обеспеченности жильем которых менее 15 кв.м. общей площади на одного человека.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства имущественных отношений Иркутской области Г. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Заслушав доклад судьи Малиновской А.Л., объяснения представителя истца А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, обсудив приведенные в ней доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту ФЗ № 159-ФЗ) который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со ст. 1 ФЗ № 159-ФЗ, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 30.09.1998 несовершеннолетняя Карпухина Т.А. поступила в муниципальное учреждение «Социально-реабилитационный центр».

Из ответа отдела опеки и попечительства граждан по Иркутскому району Межрайонного управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1 сведения о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области Карпухиной Т.А., 29.10.1985 года рождения - отсутствуют.

В ходе судебного заседания представитель Министерства имущественных отношений Иркутской области Г. подтвердил, что на момент рассмотрения спора сведения о принятии Карпухиной Т.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении также отсутствуют.

В настоящее время Карпухина Т.А. достигла возраста 36 лет.

Разрешая спор и отказывая Карпухиной Т.А. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец до достижения возраста 23 лет самостоятельно или через своих законных представителей в уполномоченный орган по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращалась. При этом включение в список детей-сирот для обеспечения жильем носит заявительный характер. Доказательств наличия уважительных причин, по которым истец не обратилась в компетентные органы с заявлением о постановке на учет с целью предоставления ей жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 23 лет, не представила. Таким образом, истцом утрачено право на меру социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных доказательствах и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Довод апелляционной жалобы о том, что Карпухина Т.А. своевременно до достижения 23 лет обращалась в соответствующие органы с заявлением о принятии ее на учет, судебная коллегия признает голословным, поскольку в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлено доказательств такого обращения.

Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для обеспечения истца жилым помещением специализированного жилого фонда Иркутской области повторяют позицию истца в суде первой инстанции, основаны на иной оценке фактических обстоятельствах дела, ином толковании норм материального права, были предметом судебного рассмотрения, судом дана им надлежащая правовая оценка.

Из смысла ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ следует, что предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц или их законных представителей в соответствующий орган для принятия на учет нуждающихся в жилом помещении.

В данном случае обращение истца за реализацией права на обеспечение жильем, основанного на статусе лица из числа детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, последовало только в 2021 году, тогда как сам указанный статус и обусловленное им право на получение мер социальной поддержки, были утрачены истцом в октябре 2008 года по достижении возраста 23 лет.

Следовательно, требуемый заявительный порядок в предусмотренные законом сроки истцом соблюден не был.

Поскольку Карпухина Т.А. до достижения 23 лет в государственный орган для включения ее в список детей-сирот самостоятельно не обращалась, и доказательств, наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших своевременному обращению истца в компетентный орган суду, не представила, оснований для удовлетворения ее требований у суда не имелось.

Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем, решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Иркутского районного суда Иркутской области от 14 февраля 2022 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судья-председательствующий

С.С. Амосов

Судьи

А.Л. Малиновская

О.В. Егорова

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 25 июля 2022 года.    

33-5700/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Карпухина Татьяна Анатольевна
Ответчики
Министерство имущественных отношений Иркутской области
Администрация Мамонского муниципального образования
Другие
Межрайонное управление минсоцразвития, опеки и попечительства Иркутской области № 1
Суд
Иркутский областной суд
Судья
Малиновская Анна Леонидовна
Дело на сайте суда
oblsud.irk.sudrf.ru
17.06.2022Передача дела судье
18.07.2022Судебное заседание
04.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2022Передано в экспедицию
18.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее