Дело №2-3772/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 ноября 2022 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе: председательствующего судьи И.В. Пляцок,
при секретаре судебного заседания Суздальцевой Ю.А.,
с участием представителя истца Никитченко Ирины Петровны - Чивкунова Игоря Михайловича, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика администрации <адрес> Круковской Полины Викторовны, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №ДД.ММ.ГГГГ-№, представителя ответчика Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ» Соломенниковой Светланы Сергеевны, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
представителя третьего лица Федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ Быкова Антона Алексеевича, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Никитченко Ирины Петровны к администрации города Хабаровска, Министерству обороны РФ, Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ» об обязании предоставить жилье по договору социального найма,
установил:
Никитченко И.П. обратилась в суд к администрации <адрес> с исковым заявлением об обязании предоставить жилье по договору социального найма, в обосновании исковых требований указала, что проживает по адресу <адрес>, <адрес> <адрес>. Площадь указанного жилого помещения составляет 22,4 кв.м. Указанное жилое помещение предоставлено истцу на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, истец является нанимателем жилья по договору социального найма. В настоящее время жилой дом по пер. Отрадный 11 находится в непригодном для проживания состоянии. В соответствии с заключением комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ выявлены основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. В числе прочего в заключении комиссии указано, что состояние фундамента и стен - аварийное, состояние крыши недопустимое, состояние системы канализации - неудовлетворительное. Постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом по адресу <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Истец обратилась с заявлением о предоставлении иного жилого помещения по договору социального найма. Письмом начальника жилищного фонда и приватизации жилья от ДД.ММ.ГГГГ заявление Никитченко И.П. было оставлено без удовлетворения.
На основании изложенного просит обязать администрацию <адрес> предоставить Никитченко Ирине Петровне жилое помещение по договору социального найма площадью не менее чем 22,4 кв. метра в пределах <адрес>.
Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ», в качестве третьих лиц Министерство обороны РФ, ФГАУ «Росжилкомплекс».
Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в протокольной форме изменен процессуальный статус соответчика ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ» на третье лицо, третьих лиц Министерство обороны РФ, ФГАУ «Росжилкомплекс» на соответчиков.
Истец Никитченко И.П., представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, сведений о причинах своей не явки не представили, истец представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Учитывая, что оснований для отложения разбирательства по делу не имеется, с учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании представитель истца Никитченко И.П. - Чивкунов И.М. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель администрации <адрес> Круковская П.В. требования не признала, указала, что жилой <адрес> <адрес> в <адрес> в муниципальную собственность не передавался, находится в собственности Министерства обороны и в оперативном управлении ФГАУ «Росжилкомплекс». Указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, что само по себе не является основанием для предоставления истцу жилого помещения, поскольку она в установленном законом порядке не признана малоимущей и не включена в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании представители ответчика ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ» Соломенникова С.С., третьего лица ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ Быков А.А. указали, что оснований для предоставления жилья истца по договору социального найма за счет средств Министерства обороны не имеется.
Суд, выслушав пояснения сторон по делу, изучив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.51, п.1 ст.57, ст.85 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Из материалов дела следует, что Никитченко И.П. было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> площадью 12,9 кв.м., на состав семьи 1 человек, что подтверждается ордером исполнительного комитета Индустриального Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно из выписки ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> является Российская Федерация, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ» владеет указанным жилым помещением на праве оперативного управления, что подтверждается приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, актом приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ Право оперативного управления ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ
Заключением межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома авариным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ № были выявлены основания для признания многоквартирного <адрес> <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный жилой <адрес> по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Из выписки из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № № следует, что у ФИО8 отсутствуют права собственности на жилые помещения.
Из ответа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что жилой <адрес> <адрес> к муниципальному жилому фонду не относится, жилых помещений, являющихся муниципальной собственностью в указанном доме нет, технический паспорт отсутствует. На учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в администрации <адрес> гр. Никитченко И.П. не состоит, малоимущей не признавалась.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, указанной в определении от 05.03.2009 №376-О-П, Конституция РФ возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40 Конституции РФ).
Нормами Жилищного кодекса РФ не установлена обязанность обеспечения граждан, указанных в п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ и не состоящих на военной службе, не являющихся членами семьи военнослужащих либо в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ другим жилым помещением за счет жилищного фонда Министерства обороны РФ.
Такие лица подлежат обеспечению жилым помещением в общем порядке, то есть органами местного самоуправления, в компетенцию которых входит это полномочие (ст.14 ЖК РФ).
Согласно п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
При этом порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке гражданам, занимающим непригодные для проживания жилые помещения, урегулирован положениями ст.ст.85-87,89 ЖК РФ.
В соответствии со ст.86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ст.87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Вместе с тем, предоставление жилого помещения в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ) – при условии соблюдения общий требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст. 49, ч.1 ст. 52 ЖК РФ).
В соответствии с п.37 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Согласно позиции Конституционного суда РФ, указанной в определении от 05.03.2009 №376-О-П согласно которой указано, что, реализуя эту конституционную обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии со ст.52 жилищного Кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст.53 и 55). Принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления (ч.5 ст.57).
Из материалов дела следует, что Никитченко И.П. не состоит на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, малоимущей в целях постановки на указанный учет не признавалась.
Принимая во внимание вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Никитченко Ирины Петровны к администрации <адрес>, Министерству обороны РФ, Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ» об обязании предоставить жилье по договору социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Никитченко Ирины Петровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, паспорт №, к администрации <адрес> (ИНН №), Министерству обороны РФ (ИНН №), Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ» (ИНН №) об обязании предоставить жилье по договору социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Мотивированное решение суда изготовлено 16 ноября 2022 года.
Председательствующий И.В. Пляцок
Копия верна: судья И.В. Пляцок