Дело № 2а-491/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Почеп Брянской области 28 октября 2016 года
Почепский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Почепского районного суда Брянской области Разнатовской И. А., при секретаре ФИО3, с участием истца помощника прокурора Почепского района Брянской области ФИО4, ответчика ООО «Свободный труд» ФИО5, его представителя ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Почепского района Брянской области, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Свободный труд» о признании бездействия, выразившегося в не обращении в межмуниципальный отдел по Почепскому и Выгоничскому районам Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением о принятии на учет безхозяйного недвижимого имущества – скотомогильника, площадью 600 кв.м, расположенного в 2 000 м от д. Пашково Почепского района Брянской области, в 1 000 м от фермы, в 200 м от пастбища, в 1 000 м от водоема, в 2 000 м от дороги и возложении обязанности обратиться в межмуниципальный отдел <адрес> Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес> с заявлением о регистрации права на скотомогильник общей площадью 600 кв.м, расположенный в 2 000 м от <адрес>, в 1000 м от фермы, в 200 м от пастбища, 1 000 м от водоема, в 2 000 м от дороги,
у с т а н о в и л.
Прокурор Почепского района Брянской области обратился в суд с указанным иском, указав следующее. Прокуратурой Почепского района в апреле 2016 года была проведена проверка исполнения требований ветеринарно-санитарного законодательства в деятельности ООО «Свободный труд», в части содержания скотомогильника с захоронением в нем биологических отходов, выявленных после ветеринарно-санитарной экспертизы, а также других отходов, полученных при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, расположенного в 2 000 м от д. <адрес>, в 1000 м от фермы, в 200 м от пастбища, 1 000 м от водоема, в 2 000 м от дороги, общей площадью 600 кв.м. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 года № 13-7-2/469, территория скотомогильника не огорожена забором высотой не менее 2 метров, отсутствует вытяжная труба, размеры навеса над скотомогильником не соответствуют требованиям законодательства, то есть скотомогильник не отвечает ветеринарно-санитарным требованиям, его эксплуатация осуществляется с нарушением ветеринарно-санитарных правил, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека, и, соответственно, предполагает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций. Также в ходе проверки было установлено, что указанный скотомогильник, на балансе ни у кого не числится, право собственности на скотомогильник и земельный участок под ним в установленном законом порядке ни за кем не зарегистрировано, фактически никто не следит за его техническим состоянием, то есть скотомогильник является бесхозяйным объектом недвижимости.
Истец прокурор Почепского района просил суд признать бездействия ООО «Свободный труд», выразившееся в не обращении в межмуниципальный отдел по <адрес> Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес> с заявлением о принятии на учет безхозяйного недвижимого имущества – скотомогильника, площадью 600 кв.м, расположенного в 2 000 м от д. <адрес>, в 1 000 м от фермы, в 200 м от пастбища, в 1 000 м от водоема, в 2 000 м от дороги и возложить обязанность обратиться в межмуниципальный отдел <адрес> Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о регистрации права на скотомогильник общей площадью 600 кв.м, расположенный в 2 000 м от д. <адрес>, в 1000 м от фермы, в 200 м от пастбища, 1 000 м от водоема, в 2 000 м от дороги.
Истец помощник прокурора Почепского района ФИО4 исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, предоставив срок для совершения необходимых действий для постановки на кадастровый учет, с последующей регистрацией права собственности скотомогильника до ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик генеральный директор ООО «Свободный труд» ФИО5, его представитель адвокат ФИО7 исковые требования не признали, просили в иске по основаниям указанным в отзыве на административное исковое заявление.
Выслушав стороны, исследовав представленные суду письменные материалы, суд приходит к следующему.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184–ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Для осуществления вышеуказанных полномочий согласно п.п. «Ц» п. 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184–ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания биотермической ямы законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» не предусматривает.
Как следует из Приложения № 3 Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» скотомогильники не могут находиться в муниципальной собственности.
В приложении № 1 указанного Пленума, в котором указаны объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности, скотомогильники и биотермические ямы не указаны.
В Приложении № 2 указанного Пленума скотомогильники и биотермические ямы не указаны, как объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, г. Москва и г. Санкт-Петербурга.
Следовательно, скотомогильники и биотермические ямы относятся к собственности субъекта Российской Федерации, в данном случае – <адрес>.
<адрес> в соответствии с Уставом Брянской области является высшим исполнительным органом государственной власти <адрес>, постоянно действующим органом государственной власти области и возглавляющим систему органов исполнительной власти <адрес>, обладает правами юридического лица.
В суде генеральный директор ООО «Свободный труд» ФИО5 пояснил, что спорный скотомогильник был построен хозспособом за счет средств предприятия в 60-х годах, которым пользуются несколько сельскохозяйственных предприятий находящихся на территории поселения. Спорный скотомогильник не является собственностью ООО «Свободный труд», на его балансе не состоит.
Представитель ГБУ «<адрес>» ФИО8 суду пояснила, что согласно ветеринарно-санитарной карточки на спорный скотомогильник, расположенный в окрестностях <адрес>, он принадлежат ООО «Свободный труд», построен в 1960 году, в этом же году произведено первое захоронение биологических отходов. В 2015 года данный скотомогильник был обследован, в том числе с участием главного ветврача ООО «Свободный труд», который не оспаривал, что скотомогильник эксплуатируется ООО «Свободный труд».
Суду ГБУ «<адрес>» представлена информация о падеже с\х животных за период с 2014 года по 2016 год, из которой следует, что падеж животных в ООО «Свободный труд» происходит ежегодно.
Представитель ГБУ «<адрес>» ФИО8 суду пояснила, при падеже животных на предприятии составляется акт утилизации биологических отходов, а также выдаются сопроводительные ветеринарные документы на захоронение. Ежегодно на предприятии проходит отел, в ходе которого скапливаются последы отела, которые относятся к биологическим отходам, которые также подлежат захоронению в скотомогильник.
Судом были исследованы акты утилизации биологических отходов, корешки ветеринарных справок, которые частично приобщены к материалам данного дела.
Свидетель ФИО9 – КТО суду пояснила, что дважды в год КТО проводит обследование скотомогильников на территории <адрес>, в том числе расположенного в д. Пашково, который принадлежит ООО «Свободный труд». До 2016 года обследование скотомогильника д. Пашково проходило с участием представителя ООО «Свободный труд», который всегда признал, что скотомогильник является собственностью ООО «Свободный труд». В 2016 году, при обследовании скотомогильника, участие принимал генеральный директор ФИО5, который отказался подписать акт обследования скотомогильника, заявив, что скотомогильник не состоит на балансе предприятия, поэтому не является его собственностью.
В ветеринарно-санитарной карточке на скотомогильник, хранящейся в ГБУ «<адрес> ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных», указано, что скотомогильник д. Пашково принадлежит ООО «Свободный труд», который его использует, карточка подписана председателем СПК «Свободный труд» ФИО5.
ФИО5 в суде не отрицал факт, что до 2015 года ООО «Свободный труд» пользовалось скотомогильником, но он на балансе предприятия не числится и в собственность предприятие не желает его оформлять, так как 29.03.2016 года между ООО «Свободный труд» и Унечским ветсанутильзаводом заключен договор на утилизацию биоотходов.
Глава Польниковского сельского поселения ФИО10 пояснил, что спорным скотомогильником жители поселения не пользуются из-за отсутствия поголовья в подворьях, скотомогильником пользуется только ООО «Свободный труд».
Таким образом, обращение в последующем бесхозяйного скотомогильника в собственность ООО «Свободный труд» позволит содержать его в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Неприятие мер по постановке скотомогильника на учет бесхозяйных объектов недвижимости нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду, влечет невозможность принятия исполнительным органом области мер по обеспечению сохранности и безопасности объекта недвижимости, по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Поскольку бездействием ООО «Свободный труд» нарушаются права неопределенного круга лиц и муниципального образования по решению вышеназванных вопросов местного значения сельского поселения, то в силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе заявить иск о понуждении к совершению действий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципальных образований.
Довод представителя ООО «Свободный труд» о том, что предприятие не пользуется скотомогильником, поскольку между предприятием и ГУП «Унечский ветсанутильзавод» заключен договор по утилизации биоотходов, суд признает несостоятельным, поскольку данный договор был заключен лишь 29.03.2016 года, а представленные суду ветеринарные документы подтверждают, что спорным скотомогильником ООО «Свободный труд» пользовался на протяжении ряда лет, для захоронения биоотходов, в плоть до конца 2015 года.
Довод стороны административного ответчика о том, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника, с учетом его назначения, является важной составляющей мерой по предупреждению чрезвычайных ситуаций, возложена на местную администрацию, суд признает несостоятельным, поскольку данная мера может быть возложена на орган местного самоуправления в силу федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в случае если спорное недвижимое имущество не имеет собственника либо об отказе собственника от недвижимого имущества. В данном случае, в ходе судебного заседания, подтверждено, что собственником спорного скотомогильника является ООО «Свободный труд», который уклоняется от регистрации права на скотомогильник, заявляя, что таковым не является.
Руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд
р е ш и л.
Административное исковое заявление прокурора Почепского района Брянской области удовлетворить.
Признать бездействия общества с ограниченной ответственностью «Свободный труд», выразившегося в не обращении в межмуниципальный отдел по <адрес> с заявлением о принятии на учет безхозяйного недвижимого имущества – скотомогильника, площадью 600 кв.м, расположенного в 2 000 м от д. Пашково Почепского района Брянской области, в 1 000 м от фермы, в 200 м от пастбища, в 1 000 м от водоема, в 2 000 м от дороги.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Свободный труд» обратиться в межмуниципальный отдел по <адрес> с заявлением о регистрации права на скотомогильник общей площадью 600 кв.м, расположенный в 2 000 м от д. <адрес>, в 1 000 м от фермы, в 200 м от пастбища, в 1 000 м от водоема, в 2 000 м от дороги, в срок до 01.06.2019 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Почепский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, через Почепский районный суд Брянской области.
Председательствующий - И. А. Разнатовская
Мотивированное решение суда изготовлено 31 октября 2016 года