Решение по делу № 2-2447/2024 от 03.10.2024

Дело № 2-2447/2024

УИД 33RS0014-01-2024-003067-32

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 ноября 2024 г.                             г. Муром Владимирской области

Муромский городской суд Владимирской области

в составе

председательствующего судьи                                           Евсяковой А.А.,

при секретаре                                                                    Гришаковой О.Д.,

с участием помощника прокурора                                         Волкова А.С.,

представителя ответчика и третьего лица                          Хохловой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Муроме Владимирской области гражданское дело по исковому заявлению Муромского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» о возложении обязанности по совершению действий,

установил:

Муромский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что городской прокуратурой проведен мониторинг исполнения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов при обеспечении доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры ипредоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи вМБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4». На основании лицензии школа осуществляет образовательную деятельность по адресу: г. Муром, ул. Орловская, д. 23а, здание принадлежит образовательной организации на основании права оперативного управления.

На здание и помещения, в которых расположена образовательная организация, как на объект социальной инфраструктуры, в полной мере распространяются требования вышеназванных правовых норм, в связи с чем, указанной организацией должны быть созданы надлежащие условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов, самостоятельного передвижения инвалидов по территории, на которой расположен объект.

Вопреки установленным требованиям законодательства на момент осмотра здания образовательной организации (20 сентября 2024 г.) входная группа учреждения, предназначенная для доступа маломобильных групп населения, не оборудована вывеской с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Законные права инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку и создание для них доступной среды проживания не могут зависеть от даты постройки и ввода объектов, используемых под соответствующие учреждения. Несоблюдение требований действующего законодательства, является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.

Ссылаясь на положения ст. 45 ГПК РФ Муромский городской прокурор просит обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести здание образовательной организации в соответствие с СП 59.13330.2020. Свод Правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНИП 35-01-2001, утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 г. № 904/пр, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № 1309, а именно оборудовать входную группу, предназначенную для доступа маломобильных групп населения, вывеской с названием организации, графиком её работы, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

В судебном заседании помощник Муромского городского прокурора - Волков А.С. поддержал исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика МБОУ «СОШ № 4» и третьего лица Управления образования администрации округа Муром Хохлова О.В., действующая на основании доверенностей от 20 июля 2023 г. и от 9 ноября 2023 г. (л.д. 27-28), в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов вРоссийской Федерации определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181 -ФЗ).

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ федеральныеорганы государственной власти, органы государственной власти субъектовРоссийской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на образовательные организации возложено осуществление публично-значимых функций.

В соответствии с ч. 7 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать, в том числе досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений, безопасность путей движения. Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.

Согласно п. 6.5.9 СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 г. № 904/пр (далее - СП 59.13330.2020), информирующие тактильные таблички (в том числе тактильнозвуковые) для идентификации помещений с использованием рельефнолинейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения, перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных, рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.

В силу п. 3, 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № 1309, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечиваются условия доступности объектов и услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в частности: наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также надлежащее размещение носителей информации, необходимой для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничения их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

При этом согласно Письму Минобрнауки России от 12 февраля 2016 г. № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования» надлежащее размещение означает, что необходимая информация размещена в тех местах, где она доступна инвалиду. Например, тактильные таблички с указателями выходов, поворотов, лестниц должны быть не только в одном месте на входе, но и по всему пути передвижения инвалида.

В судебном заседании установлено, что Муромской городской прокуратурой проведен мониторинг исполнения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов при обеспечении доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры ипредоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи вМБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4».

На основании лицензии школа осуществляет образовательную деятельность по адресу: г. Муром, ул. Орловская, д. 23а, здание принадлежит образовательной организации на основании права оперативного управления (л.д. 11-12).

На здание и помещения, в которых расположена образовательная организация, как на объект социальной инфраструктуры, в полной мере распространяются требования вышеназванных правовых норм, в связи с чем, указанной организацией должны быть созданы надлежащие условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов, самостоятельного передвижения инвалидов по территории, на которой расположен объект.

Вопреки установленным требованиям законодательства на момент осмотра здания образовательной организации (20 сентября 2024 г.) входная группа учреждения, предназначенная для доступа маломобильных групп населения, не оборудована вывеской с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, что подтверждено актом осмотра (проверки) и фототаблицей (л.д. 8-9, 10).

Вышеуказанные нормы федерального законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда было построено то или иное здание, являющееся объектом социальной инфраструктуры, кому из субъектов оно принадлежит на праве собственности.

Законные права инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку и создание для них доступной среды проживания не могут зависеть от даты постройки и ввода объектов, используемых под соответствующие учреждения.

Несоблюдение перечисленных требований действующего законодательства, является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.

Принимая во внимание, что ответчик МБОУ «СОШ № 4», в целях исполнения обязанностей, предусмотренных ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», соблюдения прав граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, обязан принять меры по выполнению мероприятий по оборудованию входной группы, предназначенной для доступа маломобильных групп населения, вывеской с названием организации, графиком её работы, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, установив, что в ходе проведенной проверки, и на дату рассмотрения иска, что не оспаривалось представителем ответчика, входная группа учреждения, предназначенная для доступа маломобильных групп населения, не оборудована вывеской с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Муромского городского прокурора удовлетворить.

Обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» (ИНН 3307013380, ОГРН 1023302159540) в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести здание образовательной организации в соответствие с СП 59.13330.2020. Свод Правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНИП 35-01-2001, утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 г. № 904/пр, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № 1309, а именно оборудовать входную группу, предназначенную для доступа маломобильных групп населения, вывеской с названием организации, графиком её работы, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы, а прокурором принесено апелляционное представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд Владимирской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья                                                                                        А.А. Евсякова

        Мотивированное решение изготовлено: 27 ноября 2024 г.

Дело № 2-2447/2024

УИД 33RS0014-01-2024-003067-32

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 ноября 2024 г.                             г. Муром Владимирской области

Муромский городской суд Владимирской области

в составе

председательствующего судьи                                           Евсяковой А.А.,

при секретаре                                                                    Гришаковой О.Д.,

с участием помощника прокурора                                         Волкова А.С.,

представителя ответчика и третьего лица                          Хохловой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Муроме Владимирской области гражданское дело по исковому заявлению Муромского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» о возложении обязанности по совершению действий,

установил:

Муромский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что городской прокуратурой проведен мониторинг исполнения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов при обеспечении доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры ипредоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи вМБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4». На основании лицензии школа осуществляет образовательную деятельность по адресу: г. Муром, ул. Орловская, д. 23а, здание принадлежит образовательной организации на основании права оперативного управления.

На здание и помещения, в которых расположена образовательная организация, как на объект социальной инфраструктуры, в полной мере распространяются требования вышеназванных правовых норм, в связи с чем, указанной организацией должны быть созданы надлежащие условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов, самостоятельного передвижения инвалидов по территории, на которой расположен объект.

Вопреки установленным требованиям законодательства на момент осмотра здания образовательной организации (20 сентября 2024 г.) входная группа учреждения, предназначенная для доступа маломобильных групп населения, не оборудована вывеской с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Законные права инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку и создание для них доступной среды проживания не могут зависеть от даты постройки и ввода объектов, используемых под соответствующие учреждения. Несоблюдение требований действующего законодательства, является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.

Ссылаясь на положения ст. 45 ГПК РФ Муромский городской прокурор просит обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести здание образовательной организации в соответствие с СП 59.13330.2020. Свод Правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНИП 35-01-2001, утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 г. № 904/пр, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № 1309, а именно оборудовать входную группу, предназначенную для доступа маломобильных групп населения, вывеской с названием организации, графиком её работы, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

В судебном заседании помощник Муромского городского прокурора - Волков А.С. поддержал исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика МБОУ «СОШ № 4» и третьего лица Управления образования администрации округа Муром Хохлова О.В., действующая на основании доверенностей от 20 июля 2023 г. и от 9 ноября 2023 г. (л.д. 27-28), в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов вРоссийской Федерации определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181 -ФЗ).

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ федеральныеорганы государственной власти, органы государственной власти субъектовРоссийской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на образовательные организации возложено осуществление публично-значимых функций.

В соответствии с ч. 7 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать, в том числе досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений, безопасность путей движения. Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.

Согласно п. 6.5.9 СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 г. № 904/пр (далее - СП 59.13330.2020), информирующие тактильные таблички (в том числе тактильнозвуковые) для идентификации помещений с использованием рельефнолинейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения, перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных, рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.

В силу п. 3, 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № 1309, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечиваются условия доступности объектов и услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в частности: наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также надлежащее размещение носителей информации, необходимой для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничения их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

При этом согласно Письму Минобрнауки России от 12 февраля 2016 г. № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования» надлежащее размещение означает, что необходимая информация размещена в тех местах, где она доступна инвалиду. Например, тактильные таблички с указателями выходов, поворотов, лестниц должны быть не только в одном месте на входе, но и по всему пути передвижения инвалида.

В судебном заседании установлено, что Муромской городской прокуратурой проведен мониторинг исполнения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов при обеспечении доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры ипредоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи вМБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4».

На основании лицензии школа осуществляет образовательную деятельность по адресу: г. Муром, ул. Орловская, д. 23а, здание принадлежит образовательной организации на основании права оперативного управления (л.д. 11-12).

На здание и помещения, в которых расположена образовательная организация, как на объект социальной инфраструктуры, в полной мере распространяются требования вышеназванных правовых норм, в связи с чем, указанной организацией должны быть созданы надлежащие условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов, самостоятельного передвижения инвалидов по территории, на которой расположен объект.

Вопреки установленным требованиям законодательства на момент осмотра здания образовательной организации (20 сентября 2024 г.) входная группа учреждения, предназначенная для доступа маломобильных групп населения, не оборудована вывеской с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, что подтверждено актом осмотра (проверки) и фототаблицей (л.д. 8-9, 10).

Вышеуказанные нормы федерального законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда было построено то или иное здание, являющееся объектом социальной инфраструктуры, кому из субъектов оно принадлежит на праве собственности.

Законные права инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку и создание для них доступной среды проживания не могут зависеть от даты постройки и ввода объектов, используемых под соответствующие учреждения.

Несоблюдение перечисленных требований действующего законодательства, является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.

Принимая во внимание, что ответчик МБОУ «СОШ № 4», в целях исполнения обязанностей, предусмотренных ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», соблюдения прав граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, обязан принять меры по выполнению мероприятий по оборудованию входной группы, предназначенной для доступа маломобильных групп населения, вывеской с названием организации, графиком её работы, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, установив, что в ходе проведенной проверки, и на дату рассмотрения иска, что не оспаривалось представителем ответчика, входная группа учреждения, предназначенная для доступа маломобильных групп населения, не оборудована вывеской с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Муромского городского прокурора удовлетворить.

Обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» (ИНН 3307013380, ОГРН 1023302159540) в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести здание образовательной организации в соответствие с СП 59.13330.2020. Свод Правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНИП 35-01-2001, утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 г. № 904/пр, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № 1309, а именно оборудовать входную группу, предназначенную для доступа маломобильных групп населения, вывеской с названием организации, графиком её работы, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы, а прокурором принесено апелляционное представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд Владимирской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья                                                                                        А.А. Евсякова

        Мотивированное решение изготовлено: 27 ноября 2024 г.

Дело № 2-2447/2024

УИД 33RS0014-01-2024-003067-32

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 ноября 2024 г.                             г. Муром Владимирской области

Муромский городской суд Владимирской области

в составе

председательствующего судьи                                           Евсяковой А.А.,

при секретаре                                                                    Гришаковой О.Д.,

с участием помощника прокурора                                         Волкова А.С.,

представителя ответчика и третьего лица                          Хохловой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Муроме Владимирской области гражданское дело по исковому заявлению Муромского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» о возложении обязанности по совершению действий,

установил:

Муромский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что городской прокуратурой проведен мониторинг исполнения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов при обеспечении доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры ипредоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи вМБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4». На основании лицензии школа осуществляет образовательную деятельность по адресу: г. Муром, ул. Орловская, д. 23а, здание принадлежит образовательной организации на основании права оперативного управления.

На здание и помещения, в которых расположена образовательная организация, как на объект социальной инфраструктуры, в полной мере распространяются требования вышеназванных правовых норм, в связи с чем, указанной организацией должны быть созданы надлежащие условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов, самостоятельного передвижения инвалидов по территории, на которой расположен объект.

Вопреки установленным требованиям законодательства на момент осмотра здания образовательной организации (20 сентября 2024 г.) входная группа учреждения, предназначенная для доступа маломобильных групп населения, не оборудована вывеской с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Законные права инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку и создание для них доступной среды проживания не могут зависеть от даты постройки и ввода объектов, используемых под соответствующие учреждения. Несоблюдение требований действующего законодательства, является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.

Ссылаясь на положения ст. 45 ГПК РФ Муромский городской прокурор просит обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести здание образовательной организации в соответствие с СП 59.13330.2020. Свод Правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНИП 35-01-2001, утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 г. № 904/пр, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № 1309, а именно оборудовать входную группу, предназначенную для доступа маломобильных групп населения, вывеской с названием организации, графиком её работы, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

В судебном заседании помощник Муромского городского прокурора - Волков А.С. поддержал исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика МБОУ «СОШ № 4» и третьего лица Управления образования администрации округа Муром Хохлова О.В., действующая на основании доверенностей от 20 июля 2023 г. и от 9 ноября 2023 г. (л.д. 27-28), в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов вРоссийской Федерации определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181 -ФЗ).

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ федеральныеорганы государственной власти, органы государственной власти субъектовРоссийской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на образовательные организации возложено осуществление публично-значимых функций.

В соответствии с ч. 7 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать, в том числе досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений, безопасность путей движения. Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.

Согласно п. 6.5.9 СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 г. № 904/пр (далее - СП 59.13330.2020), информирующие тактильные таблички (в том числе тактильнозвуковые) для идентификации помещений с использованием рельефнолинейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения, перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных, рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.

В силу п. 3, 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № 1309, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечиваются условия доступности объектов и услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в частности: наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также надлежащее размещение носителей информации, необходимой для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничения их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

При этом согласно Письму Минобрнауки России от 12 февраля 2016 г. № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования» надлежащее размещение означает, что необходимая информация размещена в тех местах, где она доступна инвалиду. Например, тактильные таблички с указателями выходов, поворотов, лестниц должны быть не только в одном месте на входе, но и по всему пути передвижения инвалида.

В судебном заседании установлено, что Муромской городской прокуратурой проведен мониторинг исполнения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов при обеспечении доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры ипредоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи вМБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4».

На основании лицензии школа осуществляет образовательную деятельность по адресу: г. Муром, ул. Орловская, д. 23а, здание принадлежит образовательной организации на основании права оперативного управления (л.д. 11-12).

На здание и помещения, в которых расположена образовательная организация, как на объект социальной инфраструктуры, в полной мере распространяются требования вышеназванных правовых норм, в связи с чем, указанной организацией должны быть созданы надлежащие условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов, самостоятельного передвижения инвалидов по территории, на которой расположен объект.

Вопреки установленным требованиям законодательства на момент осмотра здания образовательной организации (20 сентября 2024 г.) входная группа учреждения, предназначенная для доступа маломобильных групп населения, не оборудована вывеской с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, что подтверждено актом осмотра (проверки) и фототаблицей (л.д. 8-9, 10).

Вышеуказанные нормы федерального законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда было построено то или иное здание, являющееся объектом социальной инфраструктуры, кому из субъектов оно принадлежит на праве собственности.

Законные права инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку и создание для них доступной среды проживания не могут зависеть от даты постройки и ввода объектов, используемых под соответствующие учреждения.

Несоблюдение перечисленных требований действующего законодательства, является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.

Принимая во внимание, что ответчик МБОУ «СОШ № 4», в целях исполнения обязанностей, предусмотренных ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», соблюдения прав граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, обязан принять меры по выполнению мероприятий по оборудованию входной группы, предназначенной для доступа маломобильных групп населения, вывеской с названием организации, графиком её работы, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, установив, что в ходе проведенной проверки, и на дату рассмотрения иска, что не оспаривалось представителем ответчика, входная группа учреждения, предназначенная для доступа маломобильных групп населения, не оборудована вывеской с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Муромского городского прокурора удовлетворить.

Обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» (ИНН 3307013380, ОГРН 1023302159540) в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести здание образовательной организации в соответствие с СП 59.13330.2020. Свод Правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНИП 35-01-2001, утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 г. № 904/пр, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № 1309, а именно оборудовать входную группу, предназначенную для доступа маломобильных групп населения, вывеской с названием организации, графиком её работы, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы, а прокурором принесено апелляционное представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд Владимирской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья                                                                                        А.А. Евсякова

        Мотивированное решение изготовлено: 27 ноября 2024 г.

2-2447/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Муромский городской прокурор
Ответчики
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 4"
Другие
Управление образования администрации округа Муром
Суд
Муромский городской суд Владимирской области
Судья
Евсякова Александра Алексеевна
Дело на сайте суда
muromsky.wld.sudrf.ru
03.10.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.10.2024Передача материалов судье
07.10.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.10.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.10.2024Подготовка дела (собеседование)
22.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.11.2024Судебное заседание
27.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее