Решение по делу № 2-407/2024 от 28.02.2024

УИД 37RS0020-01-2024-000361-69

Дело № 2 - 407/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тейково Ивановская область                                                                     11 июня 2024 года

    Тейковский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Димитриенко Т.А.,

при секретаре Ломоносовой Т.А.,

с участием представителя администрации Ильинского муниципального района Ивановской области по доверенности Балуевой И.Г., представителя Махмудовой Л.И., ООО «Колосс», АОЗТ «Аньково» по доверенностям Коротковой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Ильинского муниципального района Ивановской области к Махмудовой Л.И., ООО «Колос», администрации Аньковского сельского поселения Ильинского муниципального района Ивановской области об исправлении реестровой ошибки, по иску АОЗТ «Аньково» к Администрации Ильинского муниципального района Ивановской области о признании отсутствующим права собственности на автомобильную дорогу, оспаривании постановления,

УСТАНОВИЛ:

    Администрация Ильинского муниципального района Ивановской области обратилась в суд с вышеназванным иском к Махмудовой Л.И., ООО «Колосс», в обоснование которого указала, что между администрацией Ильинского муниципального района Ивановской области и публично-правовой компанией «Роскадастр» (ППК«Роскадастр») в лице филиала ППК «Роскадастр» по Ивановской области 04.10.2023 г. заключен муниципальный контракт №42, предметом которого является выполнение кадастровых работ по подготовке технических планов в отношении 3-х сооружений <адрес> и межевых планов в связи с образованием земельных участков, занятых автомобильными дорогами.

    В рамках исполнения муниципального контракта от 04.10.2023 г. №42 были произведены кадастровые работы в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>

    Кадастровые работы по образованию земельного участка проведены в соответствии с утвержденной постановлением администрации Ильинского муниципального района Ивановской области от 03.11.2023 г. № 339 схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также с учетом актуальных сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН). На образуемом земельном участке расположен объект капитального строительства – сооружение – автомобильная дорога <адрес>, которому присвоен кадастровый . В соответствии с распоряжением администрации Ильинского муниципального района Ивановской области от 21.08.2015 № 344-р «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения Ильинского муниципального района» (в редакции распоряжения от 16.08.2023 № 309-р) сооружение относится к автомобильной дороге общего пользования местного значения Ильинского муниципального района и имеет идентификационный номер дороги –

    Координаты характерных точек границы образуемого земельного участка определены аналитическим методом, при этом ось автомобильной дороги определена методом спутниковых геодезических измерений. По результатам камеральной обработки данных, полученных при полевых и аналитических измерениях установлено наличие реестровой ошибки в местоположении границ смежных земельных участков с кадастровыми номерами , а именно: имеется пересечение границы образуемого земельного участка, занятого автомобильной дорогой <адрес>, с границами данных земельных участков.

     Согласно сведениям ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами (находится в аренде Общества с ограниченной ответственностью "Колосс"), (находится в собственности Махмудовой Л.И.), (находится в собственности Махмудовой Л.И.) отнесены к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Полевой осмотр на местности границы образуемого земельного участка позволяет сделать однозначный вывод, что образуемый земельный участок используется на протяжении длительного времени именно в этих границах, год завершения строительства автомобильной дороги <адрес>

    В соответствии с требованиями ч.10 ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О кадастровой деятельности" собственники и арендаторы смежных земельных участков Махмудова Л.И., ООО «Колос» надлежащим образом извещались о проведении собрания о согласовании местоположения границы образуемого земельного участка, занятого автомобильной дорогой <адрес> В срок, указанный в извещении, возражения по проекту межевого плана в адрес исполнителя кадастровых работ не поступали. На собрание заинтересованных лиц по поводу согласования местоположения границ смежных земельных участков 22.12.2023 г. правообладатели, арендаторы смежных с образуемым земельных участков не явились.

    В результате исправления реестровой ошибки площадь земельного участка с кадастровым номером изменилась и составила <данные изъяты> (по сведениям ЕГРН - <данные изъяты> площадь земельного участка с кадастровым номером изменилась и составила <данные изъяты> (по сведениям ЕГРН <данные изъяты> площадь земельного участка с кадастровым номером изменилась и составила <данные изъяты>по сведениям ЕГРН -<данные изъяты>

    На основании изложенного истец просит суд:

    1. Установить местоположение образованного земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> согласно межевому плану, подготовленному 26.12.2023 г. кадастровым инженером Петровым А.С. сотрудником Филиала ППК "Роскадастр" по Ивановской области.

    2. Признать наличие реестровых ошибок в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами , выраженных в пересечении с образованным земельным участком из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных по адресу: <адрес>

3. Установить смежную границу между образуемым земельным участком под автомобильной дорогой <адрес> и земельным участком с кадастровым номером по характерным точкам с координатами

Земельный участок с кадастровым номером

Установить смежную границу между образуемым земельным участком под автомобильной дорогой <адрес> и земельным участком с кадастровым номером по характерным точкам с координатами

Земельный участок с кадастровым номером

Протокольным определением суда от 01.04.2024 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Аньковского сельского поселения Ильинского муниципального района Ивановской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - АОЗТ «Аньково» (т.2 л.д. 55-58).

Протокольным определением суда от 01.04.2024 года АОЗТ «Аньково» привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования (т.2 л.д. 232-242), к производству суда принят иск АОЗТ «Аньково» к администрации Ильинского муниципального района Ивановской области, в котором АОЗТ «Аньково», с учетом увеличения предмета исковых требований (т.3 л.д. 3-4) просит суд признать отсутствующим право собственности Администрации Ильинского муниципального района Ивановской области на объект недвижимости с кадастровым номером     местоположение:    Ивановская область, Ильинский муниципальный район, автомобильная дорога <адрес>; признать не действующим со дня принятия Приложение к распоряжению администрации Ильинского муниципального района Ивановской области от 16.08.2023 года № 309-р «Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Ильинского муниципального района» в части, исключить из Перечня пункт 39 - наименование автомобильной дороги <адрес>, идентификационный номер

Требования обоснованы тем, что АОЗТ «Аньково» существует с 1992 года, является правопреемником совхоза «Аньковский». В 1985 году совхозом «Аньковский» хозяйственным способом для использования в целях ведения хозяйственной деятельности - передвижения сельскохозяйственных машин между сельскохозяйственными полями были проложены ряд грунтовых дорог, в том числе и дорога между <адрес>, при этом созданными дорогами никогда не запрещалось пользоваться жителям близлежащих населенных пунктов. В процессе реорганизации совхозом «Аньковский» в АОЗТ «Аньково» были переданы основные средства, в том числе и вышеуказанная дорога.

Указанная    дорога находилась    на балансе    совхоза «Аньковский», а в дальнейшем на балансе АОЗТ «Аньково», на протяжении всего срока существования и до настоящего времени по данным книг учета числится в основных средствах АОЗТ «Аньково». При этом на протяжении всего срока существования указанной дороги АОЗТ «Аньково» осуществляло се эксплуатацию и обслуживание своими силами и за свой счет. АОЗТ «Аньково» данную дорогу никогда и никому на баланс не передавало и намерений передавать не имело. Полагает, что администрацией Ильинского муниципального района Ивановской области фактически произведено незаконное изъятие автомобильной дороги <адрес> процедура изъятия уполномоченными органами не соблюдена, решение об изъятии не принято, какого-либо возмещения за изъятое имущество АОЗТ «Аньково» не предоставлено. Доказательств того, что Администрация Ильинского муниципального района Ивановской области проинформировала АОЗТ «Аньково» о предстоящем изъятии имущества в материалы дела не представлено.

Полагает, что администрация незаконно внесла в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения вышеуказанную дорогу, которая по своей сути является односторонней грунтовой дорогой без какого-либо покрытия, изначально предназначенной для передвижения сельскохозяйственной техники, и на этом основании    зарегистрировала    право    собственности,    нарушив имущественные права АОЗТ «Аньково» и препятствует Махмудовой Л.И. осуществлять свои права собственника в отношении земельных участков с кадастровыми номерами в отношении которого заявлено требование об расправлении реестровой ошибки. Таким образом, Распоряжение администрации Ильинского муниципального района Ивановской области от 16.08.2023 года № 309-р «Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Ильинского муниципального района» в части, включения в него пункта 39 – автомобильная дорога <адрес> является незаконным, не соответствует законодательства и нарушает права АОЗТ «Аньково».

Также указывает, что сведения об имеющемся наложении земельного участка, содержащиеся в межевом плане, нарушают имущественные права Махмудовой Л.И., не подтверждены правоустанавливающими документами истца по первоначальному иску, координаты определены картометрическим способом, реальных замеров на местности не проводилось, соответствия заявленных координат реальному расположению дороги на местности истцом по первоначальному иску не предоставлено.

Представитель истца (ответчика по иску АОЗТ «Аньково») администрации Ильинского муниципального района Ивановской области по доверенности Балуева И.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что спорная автомобильная дорога была построена примерно в 1985 году. Указанной автомобильной дорогой пользуется неограниченный круг лиц, в том числе, экстренные службы, она является единственной дорогой к таким населенным пунктам как <адрес>. В 2009 году при межевании земельных участков коллективно-долевой собственности были допущены кадастровые ошибки и сведения о наличии на земельном участке автомобильной дороги учтены не были. Вместе с тем, после прекращения осуществления фактической деятельности совхозом, впоследствии реорганизованным в АОЗТ «Аньково», данную дорогу содержали органы местного самоуправления в лице администрации Аньковского сельского поселения, а с 2019 года администрация Ильинского района – дорогу грейдировали, подсыпали, чистили от снега. В 2023 году во исполнение мер прокурорского реагирования автомобильная дорога <адрес> была включена в реестр муниципального имущества, на нее зарегистрировано право муниципальной собственности. В настоящее время формируется земельный участок под указанной дорогой. Иск АОЗТ «Аньково» просила оставить без удовлетворения, указав, что автомобильная дорога <адрес> никогда не находилась на балансе ни совхоза «Аньковский», ни АОЗТ «Аньково», доказательств, подтверждающих факт обустройства дороги за счет совхоза, ее постановки на баланс, дальнейшее содержание суду не представлено. Постановление об отнесении данной дороги к дорогам общего пользования местного значения принято администрацией в рамках предоставленных ей полномочий во устранение выявленных прокурором нарушений и не нарушает прав участников по делу.

Представитель ответчика администрации Аньковского сельского поселения Лошкарев Ю.В. в судебном заседании 18.04.2024 года требования истца, заявленные к администрации Аньковского сельского поселения, признал в полном объеме, в целом требования администрации полагал законными и подлежащими удовлетворению. Пояснил, что действительно автомобильная дорога <адрес> является востребованной среди местных жителей, более того, по ней на регулярной основе осуществляется движение автомобилей скорой медицинской помощи, МЧС, газовой службы, которая подвозит сжиженный газ для населения и т.д. Данная дорога обслуживалась администрациями сельских поселений с момента их образования в 2006 году в пределах своих территорий, а межселенные территории – администрацией района. Полагает, что данная дорога не может находиться в частной собственности, право муниципальной собственности на нее зарегистрировано в установленном порядке, а потому необходимо выделить земельный участок для ее обслуживания.

Ответчик Махмудова Л.И., будучи извещенной, в судебное заседание не явилась, доверила представление своих интересов Коротковой С.В..

Представитель ответчиков по первоначальному иску Махмудовой Л.И., ООО «Колос», третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, АОЗТ «Аньково» по доверенностям Короткова С.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения первоначального иска, пояснив, что автомобильная дорога <адрес> была построена совхозом «Аньковский» для хозяйственных нужд (проезда техники, обработки земель) и числилась на балансе предприятия как основное средство. В процессе реорганизации основные средства, в том числе, спорная дорога переданы на баланс АОЗТ «Аньково», которое осуществляло ее эксплуатацию и обслуживание своими силами. В собственность сельского поселения дорога не передавалась, каких-либо соглашений не заключалось. Полагает, что администрацией произведено незаконное изъятие дороги в муниципальную собственность, процедура изъятия не соблюдена, какого-либо возмещения АОЗТ «Аньково» не предоставлено, Распоряжение о включении дороги в реестр автомобильных дорог общего пользования местного значения является незаконным, поскольку принято без каких-либо на то оснований, в связи с чем, право администрации на автомобильную дорогу <адрес> подлежит признанию отсутствующим, что исключает возможность удовлетворения иска администрации.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ивановской области, Публично-правовой компании «Роскадастр» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие. В ходе судебного заседания 24.04.2024 года представители ППК «Роскадастр» по Ивановской области по доверенностям Дружинина Е.Н., Питерцева Е.Г. пояснили, что сооружение – автомобильная дорога <адрес> проходит по четырем земельным участкам: с кадастровыми номерами , при этом, при формировании земельных участков с кадастровыми номерами полоса отвода автомобильной дороги не учитывалась, при межевании земельного участка полоса отвода дороги учтена некорректно, а земельный участок находится в собственности Ильинского муниципального района и при его формировании дорога учтена надлежащим образом. Также пояснила, что при формировании межевого плана для определения оси сооружения автомобильной дороги использовался метод геодезических спутниковых измерений, а координаты земельного участка для ее обслуживания определялись аналитическим методом.

Исследовав материалы гражданского дела, оценив доказательства, имеющиеся в деле, по правилам статей 59, 60, 67 ГПК Российской Федерации, суд приходит к следующему.

Согласно статьям 3, 6, 12 Гражданского процессуального кодекса РФ любое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан, на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 9 Конституции Российской Федерации земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Исходя из положений п. 2 ст. 214 ГК РФ и ст. 16 Земельного кодекса РФ, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В силу ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Указанная норма предоставляет собственнику право требовать устранения именно того нарушения, которое препятствует ему в реализации прав собственника.

В соответствии со ст. 60 Земельного кодекса РФ, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу статей 68, 70 ЗК РФ формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.

Таким образом, собственники (арендаторы) осуществляют владение и пользование земельным участком в пределах его границ, вправе возводить на нем здания и сооружения также только в пределах его границ.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе: межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона); утвержденная карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории) (ч. 2).

Согласно ст. 22 Закона о регистрации местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

Статьей 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" предусмотрено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ч. 1).

Согласно ч. 3 ст. 39, Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О кадастровой деятельности" согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом (ч. 7 ст. 39, Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О кадастровой деятельности").

В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

Согласно ч. 1 ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципом земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

На основании ст. 262 Гражданского кодекса РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

В силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

На основании п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

В соответствии со ст. 72 Земельного кодекса РФ, Градостроительным кодексом РФ, ст. 6 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" контроль за планировкой и застройкой территории муниципальных образований, а также контроль за использованием земель на территории муниципального образования возложен на органы местного самоуправления.

Пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации также установлен запрет на приватизацию земельных участков в границах территорий общего пользования.

В силу абзаца четвертого пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).

Земельные участки, в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания.

Исходя из правовой позиции, отраженной в пункте 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15 ноября 2017 г., установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения.

В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение (п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 12.12.2023) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").

В соответствии с ч. 2 ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этим земельными участками.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме и графической форме и состоит из: реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, лесопарковых зеленых поясов, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ); реестровых дел; кадастровых карт; книг учета документов; перечней координат пунктов геодезической основы в местных системах координат, установленных в отношении кадастровых округов.

Частью 3 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

    В судебном заседании из материалов дела установлено, что на основании обращения жителей с. Аньково Ильинского района по вопросу незаконного перекрытия автомобильных дорог прокуратурой Ильинского района была проведена проверка соблюдения законодательства в области безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, а также земельного законодательства и законодательства о муниципальной собственности. По результатам проведенной проверки было установлено, что на территории Ильинского района имеется ряд участков автомобильных дорог между населенными пунктами, которые являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения, однако, не включены в соответствующий реестр, в реестре муниципального имущества не значатся, земельные участки под ними не сформированы, в связи с чем, не осуществляется их надлежащий ремонт и содержание. В адрес администрации Ильинского муниципального района по данному факту внесено представление прокурора (т.2 л.д. 84-87).

    Во исполнение представления прокурора распоряжением администрации Ильинского муниципального района Ивановской области №309-р от 16.08.2023 о внесении изменений в Распоряжение "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения Ильинского муниципального района» №344-р от 21.08.2015 в реестр автомобильных дорог общего пользования местного значения Ильинского муниципального района под пунктом 39 включена автомобильная дорога <адрес>, протяженностью 7,4 км, и ей присвоен идентификационный (л.д. 320-329 т. 1).

    На основании указанного распоряжения администрации 04.12.2023 года было зарегистрировано право собственности Ильинского муниципального района на сооружение – автомобильная дорога <адрес> с кадастровым номером , протяженностью <данные изъяты> год завершенного строительства – 1985, назначение сооружения – сооружения дорожного транспорта. Согласно выписки из ЕГРН указанное сооружение расположено в пределах объектов недвижимости с кадастровыми номерами: (т.2 л.д. 1-2).

    Из пояснений представителей ППК «Роскадастр» по Ивановской области следует и подтверждается схемой автомобильной дороги, что полоса отвода данной автомобильной дороги также находится в границах земельного участка с кадастровым номером , при этом, само сооружение с ним не пересекается (т.2 л.д. 205-208).

    04.10.2023 между администрацией Ильинского муниципального района Ивановской области и публично-правовой компанией «Роскадастр» (ППК«Роскадастр») в лице филиала ППК «Роскадастр» по Ивановской области заключен муниципальный контракт №42, согласно которому подрядчик обязался по Техническому заданию выполнить кадастровые работы по подготовке технических планов в отношении 3-х сооружений (автомобильных дорог), расположенных в Ильинском муниципальном районе Ивановской области, в том числе, автомобильной дороги <адрес> (ориентировочной протяженностью 7,4 км.); подготовить межевые планы в связи с образованием земельных участков, занятых 3-мя автомобильными дорогами (при необходимости в состав межевых планов включить сведения об исправлении реестровых ошибок в местоположении границ смежных с образуемыми земельных участков), и передать заказчику, подготовленные в результате выполнения этих работ документы, а Заказчик обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы (л.д. 10-13 т. 1).

    В рамках исполнения указанного муниципального контракта от 04.10.2023 г. №42 сотрудником Филиала ППК "Роскадастр" по Ивановской области - кадастровым инженером Петровым А.С. произведены кадастровые работы в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес> с одновременным уточнением описания местоположения границ и изменением площади смежных земельных участков с кадастровыми номерами , с целью обеспечения исправления реестровой ошибки, что подтверждается межевым планом от 26.12.2023 (л.д. 15-329 т. 1).

    Согласно заключению кадастрового инженера кадастровые работы по образованию земельного участка были проведены в соответствии с утвержденной постановлением администрации Ильинского муниципального района Ивановской области от 03.11.2023 г. № 339 схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также с учетом актуальных сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН). На образуемом земельном участке расположен объект капитального строительства – сооружение – автомобильная дорога <адрес>. Объекту присвоен кадастровый . В соответствии с распоряжением администрации Ильинского муниципального района Ивановской области от 21.08.2015 № 344-р «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения Ильинского муниципального района» (в редакции распоряжения от 16.08.2023 № 309-р) сооружение относится к автомобильной дороге общего пользования местного значения Ильинского муниципального района и имеет идентификационный номер дороги – . Координаты характерных точек границы образуемого земельного участка были определены аналитическим методом, при этом ось автомобильной дороги была определена методом спутниковых геодезических измерений. По результатам камеральной обработки данных, полученных при полевых и аналитических измерениях, было установлено наличие реестровой ошибки в местоположении границ смежных земельных участков с кадастровыми номерами а именно: имеется пересечение границы образуемого земельного участка, занятого автомобильной дорогой <адрес> с границами данных земельных участков. Согласно сведениям ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами (находится в аренде <данные изъяты> <адрес> (находится в собственности Махмудовой Л.И.), (находится в собственности Махмудовой Л.И.) отнесены к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Полевой осмотр на местности границы образуемого земельного участка позволяет сделать однозначный вывод, что образуемый земельный участок используется на протяжении длительного времени именно в этих границах, год завершения строительства автомобильной дороги <адрес> - 1985. В соответствии с требованиями ч.10 ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О кадастровой деятельности" собственники и арендаторы смежных земельных участков Махмудова Л.И., ООО «Колос» надлежащим образом были извещены о проведении собрания о согласовании местоположения границы образуемого земельного участка, занятого автомобильной дорогой <адрес>, а именно: кадастровым инженером-исполнителем кадастровых работ извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границы образуемого земельного участка были направлены 22.11.2023 правообладателям смежных земельных участков по их почтовым адресам. Согласно почтовому реестру Махмудовой Л.И. извещение было получено 29.11.2023. Согласно почтовому уведомлению представителем ООО "Колосс" извещение было получено 30.11.2023. В срок, указанный в извещении, возражения по проекту межевого плана в адрес исполнителя кадастровых работ не поступали. На собрание заинтересованных лиц по поводу согласования местоположения границ смежных земельных участков 22.12.2023 г. правообладатели-арендаторы смежных с образуемым земельных участков не явились. Документы, подтверждающие извещение правообладателей смежных земельных участков о проведении собрания о согласовании границ образуемого земельного участка, включены в состав приложения межевого плана. В результате исправления реестровой ошибки площадь земельного участка с кадастровым номером изменилась и составила <данные изъяты>); площадь земельного участка с кадастровым номером изменилась и составила <данные изъяты> площадь земельного участка с кадастровым номером изменилась и составила <данные изъяты> (л.д. 291 т 1).

Согласно выписок из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> принадлежащий на праве собственности Аньковскому сельскому поселению Ильинского муниципального района Ивановской области, находится в аренде у <данные изъяты> (ИНН <данные изъяты>) с 08.11.2023 на 49 лет, дата выдачи договора аренды - 09.06.2023, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства (л.д. 7-15 т. 2); земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> и земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> принадлежат на праве собственности Махмудовой Л.И., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства (л.д. 3-6, 22-26 т. 2).

Как следует из материалов дела администрация Аньковского сельского поселения Ильинского муниципального района против удовлетворения заявленных исковых требований не возражает, в индивидуальном порядке согласовала местоположение границ вновь образованного земельного участка, на котором расположено сооружение – автомобильная дорога <адрес> (л.д. 296 (оборот) т. 1).

Вместе с тем, правообладатели иных смежных с образуемым земельных участков Махмудова Л.И. и ООО «Колос», а также АОЗТ «Аньково» (предыдущий собственник земельных участков) возражают против удовлетворения заявленных исковых требований, оспаривая право собственности администрации на автомобильную дорогу <адрес>

В силу статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении в отдельные законодательные акты РФ" (далее по тексту Закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (часть 1 статьи 6 Закона N 257-ФЗ).

Частями 2, 3, 4 статьи 5 Закона N 257-ФЗ предусмотрено, что автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением (часть 9 статьи 6 Закона N 257-ФЗ).

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района (часть 10 статьи 6 Закона N 257-ФЗ).

Частью 10 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ предусмотрено, что к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

К собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 12 указанной статьи).

В силу пункта 4 части 6 статьи 8 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ автомобильные дороги должны иметь идентификационные номера. Автомобильным дорогам местного значения муниципальных районов идентификационные номера присваиваются органами местного самоуправления муниципальных районов.

В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 13 вышеуказанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения муниципального района.

Из содержания статьи 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ следует, что к основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения относятся: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Оспаривая право собственности Ильинского муниципального района на автомобильную дорогу <адрес>, сторона ответчиков, а также третьего лица АОЗТ «Аньково», указывают, что указанное сооружение было построено за счет и силами совхоза «Аньковский», состояло на его балансе, а впоследствии в ходе реорганизации передано на баланс правопреемника АОЗТ «Аньково».

Вместе с тем, убедительных доказательств указанным доводам суду не представлено. В книгах учета основных средств АОЗТ «Аньково», обозренных в судебном заседании, и выборочно приобщенных к материалам дела, (кроме книги учета за 2020 год) на балансе значится автомобильная дорога <адрес> – военная точка (л.д. 149-158). Однако, указанная автомобильная дорога была зачислена на баланс АОЗТ «Аньково» ввиду передачи в постоянное пользование предприятия земельного участка под указанной автомобильной дорогой, ранее отведенной <адрес>, на основании Постановления главы администрации Ильинского района № 179 от 27.10.1995 года (т.3 л.д. 51). Кроме того, согласно Правил землепользования и застройки Аньковского сельского поселения и прилагаемой к нему схеме автомобильная <адрес> – военная точка находится в другой стороне от автомобильной дороги <адрес> и не является ее частью. Доказательств, подтверждающих правомерность внесения автомобильной дороги с наименованием <адрес> в книгу учета основных средств АОЗТ «Аньково» за 2020 год суду не представлено.

Также из документа, представленного в материалы дела ППК «Роскадастр», «Инвентаризация и паспортизация внутрихозяйственных дорог и схемы их развития в совхозе «Аньковский» от 1987 года следует, что на территории совхоза на тот период времени проходили ряд автомобильных дорог общего пользования, в том числе, дорога <адрес> являющаяся частью спорной автомобильной дороги. При этом, из письма ППК «Роскадастр» от 16.05.2024 усматривается, что автомобильная дорога <адрес> проходит в границах АОЗТ «Аньково» частично, а частично находится в границах ЗАО «Вергуза» (т.3 л.д. 7-8, 9-12).

Доказательств, подтверждающих несение со стороны АОЗТ «Аньково» расходов по содержанию спорной автомобильной дороги суду также не представлено. В свою очередь, имеющимися в материалах дела соглашениями и муниципальными контрактами подтвержден факт обслуживания автомобильной дороги <адрес> органами местного самоуправления (т. 2 л.д. 187-230).

Факт использования спорной автомобильной дороги неограниченным кругом лиц сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривался. Доказательств отнесения данной автомобильной дороги к дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильным дорогам местного значения городских поселений, частным автомобильным дорогам суду в материалы дела не представлено.

Оспариваемое распоряжение администрации Ильинского муниципального района Ивановской области №309-р от 16.08.2023 о внесении изменений в Распоряжение "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения Ильинского муниципального района» принято органом местного самоуправления муниципального района в пределах полномочий администрации.

При таких обстоятельствах, оснований для признания распоряжения администрации Ильинского муниципального района Ивановской области №309-р от 16.08.2023 незаконным, а право Ильинского муниципального района на автомобильную дорогу <адрес> отсутствующим не имеется, в связи с чем, исковые требования АОЗТ «Аньково» удовлетворению не подлежат.

Таким образом, учитывая, что в удовлетворении иска АОЗТ «Аньково» отказано, согласование местоположения границ образуемого земельного участка во внесудебном порядке не представляется возможным в виду отсутствия согласия правообладателей смежных участков Махмудовой Л.И. и ООО «Колосс», а наличие реестровой ошибки, допущенной при формировании и установлении границ земельных участков с кадастровыми номерами влечет нарушение прав истца относительно использования своего сооружения и земельного участка, а также, поскольку в силу действующего земельного законодательства, объектом земельных правоотношений является земельный участок в установленных границах, исковые требования Администрации Ильинского муниципального района являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Администрации Ильинского муниципального района Ивановской области к Махмудовой Л.И., ООО «Колос», администрации Аньковского сельского поселения Ильинского муниципального района Ивановской области об исправлении реестровой ошибки удовлетворить.

Установить местоположение образованного земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>. согласно межевому плану, подготовленному 26.12.2023 г. кадастровым инженером Петровым А.С..

      Установить наличие реестровых ошибок в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами , выраженных в пересечении с образованным земельным участком из земель, находящимся в государственной или муниципальной собственности, расположенным по адресу: <адрес>

Установить смежную границу между образуемым земельным участком под автомобильной дорогой <адрес> и земельным участком с кадастровым номером по характерным точкам с координатами:

Земельный участок с кадастровым номером

Установить смежную границу между образуемым земельным участком под автомобильной дорогой <адрес> и земельным участком с кадастровым номером по характерным точкам с координатами:

Земельный участок с кадастровым номером

Исковые требования АОЗТ «Аньково» к Администрации Ильинского муниципального района Ивановской области о признании отсутствующим права собственности на автомобильную дорогу, оспаривании постановления оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Председательствующий                            Димитриенко Т.А.

Мотивированное решение суда составлено 19 июня 2024 года.

2-407/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Ильинского муниципального района Ивановской области
Ответчики
Администрация Аньковского сельского поселения Ивановской области
Махмудова Лариса Ивановна
ООО " Колос"
Другие
Короткова Светлана Венеровна
Акционерное общество закрытого типа "Аньково"
Управление ФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области
Публично-правовая компания " Роскадастр" в лице филиала ППК " Роскадастр" по Ивановской области
Суд
Тейковский районный суд Ивановской области
Судья
Димитриенко Татьяна Александровна
Дело на странице суда
teikovsky.iwn.sudrf.ru
28.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.02.2024Передача материалов судье
06.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2024Судебное заседание
01.04.2024Судебное заседание
18.04.2024Судебное заседание
24.04.2024Судебное заседание
22.05.2024Судебное заседание
11.06.2024Судебное заседание
19.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее