Дело № 33а-1172/2019 город Хабаровск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего судьи: Коноплевой И.А.,
судей :
при секретаре:
рассмотрев в судебном заседании 27 февраля 2019 года административное дело по административному исковому заявлению Правительства Хабаровского края к Управлению Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу о признании незаконным предписания,
по апелляционной жалобе Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному Федеральному округу на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 30 ноября 2018 года,
заслушав доклад судьи Коноплевой И.А., пояснения
УСТАНОВИЛА:
административный истец обратился в суд с указанным иском к административному ответчику, в обоснование указав следующее.
На основании распоряжения руководителя Управления Министерства культуры РФ по ДФО от 25.04.2018 №7 в рамках осуществления государственного контроля и надзора за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым по вопросам переданных полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в отношении Правительства края проведена плановая документарная проверка, по результатам которой направлено предписание от 31.05.2018 №04-г/п об устранении выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения возражений Правительства края в отношении акта плановой документарной проверки от 31.05.2018 № 02-06/09-п/п, Предписания, Управлением в письме от № 922/01-40 сообщено об исключении п. 2 Предписания (приказ Управления от 05.07.2018 № 64 "О предписании Правительству Хабаровского края"), предложено урегулировать возникшие разногласия в рамках согласительной комиссии.
По результатам рассмотрения обращения Правительства края Предписание, Акт проверки оставлены без изменения.
Правительство края не согласно с содержащимися в Акте проверки сведениями, констатирующими недостаточность нормативно-правового регулирования, осуществляемого Правительством края по вопросам переданных полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения, требованиями об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.
Согласно стр. 12 Акта проверки Комиссия пришла к выводу, что в Положении № 194 в нарушение требований п. 2 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в перечне основных функций управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края отсутствует ряд функций, обозначенных данной нормой права, в связи с чем в Акте проверки установлено, что указанный нормативный правовой акт Правительства края не в полной мере соответствует обязательным требованиям (требует приведения в соответствие с Федеральным законом №73-Ф3).
Просит акт проверки в части выводов, констатирующих несоответствие Положения № 194 требованиям действующего законодательства, пункт № 1 Предписания, признать незаконными.
Определением суда от 30.11.2018 производство по данному административному делу прекращено в части административных исковых требований о признании незаконным акта проверки в части.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 30 ноября 2018 года административные исковые требования удовлетворены.
Признан незаконным пункт №1 предписания Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу об устранении выявленных нарушений от 31.05.2018 № 04-п/п, выданного Правительству Хабаровского края.
В апелляционной жалобе Управление Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному Федеральному округу просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что судом вынесено решение относительно всего предписания, в том числе в части, которая Правительством Хабаровского края не оспаривалась.
Полагает, что судом неверно трактуется положение ст. 47.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ и искажается смысл процедуры установления ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия.
Управление не согласно с выводом суда о том, что установка информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия осуществляется собственником такого объекта на основании ст. 27 Федерального закона № 73-ФЗ, в связи с чем, данные полномочия не должны входить в функции государственного органа.
Суд при принятии решения посчитал излишним включение в перечень функций регионального органа охраны объектов культурного наследия функции по установлению ответственности за повреждение, разрушение или уточнение объекта культурного наследия, незаконное перемещение, причинение вреда, осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия, поскольку предусмотренная ст. 243-243.3 УК РФ, ст. 7.13-7.16 КоАП РФ ответственность является достаточной.
В возражениях на апелляционную жалобу Правительство Хабаровского края просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Управление ошибочно полагает, что судом первой инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Административный ответчик в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился о его времени и месте извещен, сведения о причинах неявки не представил. На основании ст.150 КАС РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения руководителя Управления Министерства культуры РФ по ФО от 25.04 2018 №7 в рамках осуществления государственного контроля и надзора за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым по вопросам переданных полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в отношении Правительства края проведена плановая документарная проверка, по результатам которой направлено предписание от 31.05.2018 №04-п/п об устранении выявленных нарушений.
Из Акта проверки следует, что в Положении об управлении государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края, утвержденном Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2016 N 194-пр, в нарушение требований п. 2 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в перечне основных функций управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края отсутствует ряд функций, обозначенных данной нормой права, в связи с чем в Акте проверки установлено, что указанный нормативный правовой акт Правительства края не в полной мере соответствует обязательным требованиям (требует приведения в соответствие с Федеральным законом №-ФЗ).
Согласно обжалуемому п.1 Предписания от 31.05.2018 №04-п/п Правительству края указано на необходимость в срок до 01.12.2018 внести в Положение N 194-пр следующие функции:
установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия,
установка на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление следующих полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации): 1. государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, за исключением: ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; организации и проведения государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и установления требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места федерального значения; выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия; 2. федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия.
Как следует из пункта 3.2 Постановления Правительства Хабаровского края от 22.06.2016 N 194-пр "Об утверждении Положения об управлении государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края" управление для реализации возложенных на него задач осуществляет государственную охрану объектов культурного наследия федерального значения в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ.
Суд первой инстанции, ссылаясь на статью 9.2, пункт 2 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Постановление Правительства Хабаровского края от 22.06.2016 N 194-пр "Об утверждении Положения об управлении государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края", пришел к выводу, что сделанные в акте проверки от 31.05.2018 выводы о том, что Положение № 194-пр не в полной мере соответствует обязательным требованиям, послужившие основанием для выдачи оспариваемого предписания, не основаны на законе, так как в Положении №194-пр, а именно в п.3.2, касающемся осуществления государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения, содержится отсылочная норма на Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-Ф3, а, следовательно, и на ст.33, являющуюся его неотъемлемой частью. Включение в нормативно-правовой акт отсылочных норм не свидетельствует о незаконности Положения № 194-пр.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их законными и обоснованными, в связи с чем, решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 30.11.2018 года отмене или изменению не подлежит.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом вынесено решение относительно всего предписания, в том числе в части, которая Правительством Хабаровского края не оспаривалась, не принимается, по тем основаниям, что из резолютивной части решения суда первой инстанции следует, что признан незаконным пункт 1 предписания, что соответствует требованиям административного истца.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика при рассмотрении дела в суде первой инстанции, являлись предметом исследования, в решении им дана надлежащая правовая оценка
При разрешении спора, судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и исследованным доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями процессуальных норм.
Оснований, предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 309-310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 30 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному Федеральному округу без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Коноплева И.А.
Судьи