Дело №2-119/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
1 февраля 2022 года город Уфа
Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Нурисламовой Р.Р.,
при помощнике Тазетдиновой Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванкова Н.В. к индивидуальному предпринимателю Царьковой Л.Ф., индивидуальному предпринимателю Царьковой Александре Михайловне о признании недействительными договоров дарения и применении последствий недействительности сделки,
у с т а н о в и л:
Иванков Н.В. обратился в суд с иском к ИП Царьковой Л.Ф., ИП Царьковой А.М., в котором просит признать недействительными – договоры дарения доли земельного участка № №; № №; № №; № №; № №; № №; № №; № №, подписанные ДД.ММ.ГГГГ между ИП Царьковой Л.Ф. и ИП Царьковой А.М.; применить последствия недействительности договоров дарения доли земельного участка № №; № №; №; № №; № №; № №; № №; № №, подписанных ДД.ММ.ГГГГ между ИП Царьковой Л.Ф. и ИП Царьковой А.М. в виде возврата в собственность предпринимателя Царьковой Л.Ф. земельных участков с кадастровыми номерами: №.
В обоснование требований истцом указано, что ДД.ММ.ГГГГ между Царьковой Л.Ф., Ахмадуллиным И.Р. (продавцы) и Иванковым Н.В. (покупатель) заключен предварительный договор купли-продажи земельных участков, в соответствии с которым стороны обязуются заключить в будущем основной договор по приобретению покупателем принадлежащих продавцам на праве общей долевой собственности 80 земельных участков общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Ахмадуллина И.Р. и Царьковой Л.Ф. направлено уведомление о готовности к заключению основного договора купли-продажи на основании предварительного договора купли-продажи земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ с приложением подписанного истцом договора купли-продажи. Ахмадуллин И.Р. подтвердил готовность исполнить обязательства, принятые им в соответствии с предварительным договоров, Царькова Л.Ф. получила уведомление лично, но отказалась заключать основной договор купли-продажи, необоснованно требуя существенно увеличить цену сделки. Иванков Н.В. обратился в суд с иском к Ахмадуллину И.Р., Царьковой Л.Ф. о понуждении к заключению основного договора купли-продажи земельных участков. Исковое заявление принято к производству Арбитражным судом РБ, возбуждено производство по делу №№. Определением Арбитражного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено заявление Иванкова Н.В. об обеспечении иска в виде запрета Управлению Росреестра по РБ совершать любые регистрационные действия в отношении 80 земельных участков, находящихся по адресу: <адрес>, до вступления судебного акта в законную силу. Однако, после принятия иска к производству истцу стало известно, что на основании договоров дарения доли земельного участка № №; № №; № №; № №; № №; № №; № №; № № от ДД.ММ.ГГГГ Царькова Л.Ф. подарила Царьковой А.М. ? доли в праве собственности на земельные участки, являющиеся предметом предварительного договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Иванковым Н.В.. Указанными договорами нарушены права истца, а именно Царькова Л.Ф. приняла на себя обязательства продать доли в праве собственности на спорные земельные участки истцу, но свое обязательство не исполнила. Оспариваемые сделки дарения совершены Царьковой Л.Ф. вопреки ранее принятым обязательствам, закрепленным в предварительном договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель истца – Линник В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить, указав, что уведомление о заключении основного договора направлено истцом в пределах срока действия предварительного договора, основной договор не заключен по вине ответчика. У ответчика отсутствовало право заключать договоры дарения, поскольку не исполнены обязательства по предварительному договору.
Представитель ответчика ИП Царьковой Л.Ф.- Мустафин А.Ф. в судебном заседании исковые требования не признал, в удовлетворении просил отказать, указав, что пресекательный срок для заключения основного договора купли-продажи – ДД.ММ.ГГГГ, по истечении указанного срока ИП Царькова Л.Ф. имела право распоряжаться своей собственностью, так как действие предварительного договора прекратилось.
Представитель третьего лица – Зобков А.М. в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска.
Истец Иванков Н.В., ответчик Аминева Р.Р., представитель третьего лица- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, извещенные надлежащим образом, на судебное заседание не явились. От истца Иванкова Н.В., ответчика Царьковой Л.Ф., третьего лица Ахмадуллина И.Р. поступили ходатайства о рассмотрении дела без их участия.
Согласно ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что на праве долевой собственности Царьковой Л.Ф. и Ахмадуллину И.Р. принадлежали земельные участки с кадастровым номерами: №, - по ? и ? доли соответственно.
ДД.ММ.ГГГГ между ИП Царьковой Л.Ф., ИП Ахмадуллиным И.Р. (продавцы) и Иванковым Н.В. (покупатель) заключен предварительный договор купли-продажи, по условиям которого стороны обязались заключить в будущем основной договор по приобретению покупателем вышеуказанных земельных участков, принадлежащих продавцам, оговорив цену каждого земельного участка (п.1.1).
Общая стоимость земельных участков составляет <данные изъяты> рублей (п.2.1).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Ахмадуллина И.Р. и Царьковой Л.Ф. направлено уведомление о готовности к заключению основного договора купли-продажи на основании предварительного договора купли-продажи земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ с приложением подписанного истцом договора купли-продажи.
Согласно ч.1 ст.429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
В силу ч.4 ст.429 ГК РФ в предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор.
Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.
В соответствии с ч.5 ст.429 ГК РФ в случаях, если сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса. Требование о понуждении к заключению основного договора может быть заявлено в течение шести месяцев с момента неисполнения обязательства по заключению договора.
В случае возникновения разногласий сторон относительно условий основного договора такие условия определяются в соответствии с решением суда. Основной договор в этом случае считается заключенным с момента вступления в законную силу решения суда или с момента, указанного в решении суда.
Обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор (ч.6 ст.429 ГК РФ).
Предварительным договором от ДД.ММ.ГГГГ срок заключения основного договора определен не был, соответственно применяется годичный срок для исполнения предварительного договора, как того требует ч.4 ст.429 ГК РФ, доказательств вручения Царьковой Л.Ф. уведомления о намерении истца заключить основной договор купли-продажи не представлено.
В указанный срок предварительный договор заключен не был, по истечении годичного срока, ДД.ММ.ГГГГ между Царьковой Л.Ф. (даритель) и Царьковой А.М. (одаряемый) заключены договоры дарения ? доли земельных участков с кадастровыми номерами №.
Согласно ч.2 ст.209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Как следует из ч.1 ст.421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 572 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением. К такому договору применяются правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса.
Согласно статье 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции по состоянию на 26 апреля 2014 года) сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
В качестве основания признания сделки недействительной истец ссылается на то, что она произвела дарение вследствие заблуждения относительно правовых последствий сделки.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истец ссылается, что ответчик Царькова Л.Ф. не имела права отчуждать доли спорных земельных участков, поскольку не исполнила обязательства по предварительному договору от ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, на день заключения сделок- договоров дарения от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия предварительного договора истек, основной договор купли-продажи заключен не был, какие- либо ограничения на совершения регистрационных действий в отношении спорного имущества не накладывались, у Царьковой Л.Ф. отсутствовали основания полагать, что истец не утратил интерес к исполнению предварительного договора купли-продажи. Таким образом, Царькова Л.Ф. обладала правом распоряжения принадлежащим ей имуществом, в том числе, правом на его отчуждение.
Заключенные договоры дарения содержат все существенные условия, соответствует требованиям ст.ст.420, 421, 423, 572, 574 ГК РФ, заключены в письменной форме, подписаны сторонами, удостоверены нотариусом, переход права в установленном законом порядке зарегистрирован.
Ввиду изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований Иванкова Н.В. к индивидуальному предпринимателю Царьковой Л.Ф., индивидуальному предпринимателю Царьковой А.М. о признании недействительными договоров дарения и применении последствий недействительности сделки не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Иванкова Н.В. к индивидуальному предпринимателю Царьковой Л.Ф., индивидуальному предпринимателю Царьковой А.М. о признании недействительными договоров дарения и применении последствий недействительности сделки- отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: Р.Р. Нурисламова