УИД 38RS0035-01-2020-001494-54
33а-4996/2020
1-я инстанция судья Горбатько И.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 июля 2020 г. г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе судьи Усовой Н.М., рассмотрев административный материал № 9а-364/2020 по частной жалобе Иващенко Аллы Николаевны на определение судьи Октябрьского районного суда г.Иркутска от 18 мая 2020 г. о возврате административного иска ИващенкоА.Н. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Иркутской области о признании незаконным бездействия,
установила:
в Октябрьский районный суд г. Иркутска поступило административное исковое заявление Иващенко А.Н. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Иркутской области о признании незаконным бездействия налогового органа.
Определением судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 16.04.2020 указанное административное исковое заявление оставлено без движения на срок до 15.05.2020.
Определением судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от18.05.2020 административное исковое заявление возвращено заявителю ввиду неустранения недостатков в установленный срок.
В поданной частной жалобе Иващенко А.Н., ссылаясь на допущенные нарушения норм процессуального права при решении вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда, ставит вопрос об отмене указанного судебного акта и о направлении административного иска на рассмотрение по существу.
Частная жалоба рассмотрена судьёй единолично по правилам главы 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), без проведения судебного заседания в сроки, установленные ст.305 настоящего Кодекса, в соответствии с частями 2, 2.1 ст. 315 КАС РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого определения, правильность применения судом первой инстанции процессуального законодательства в соответствии со ст. 308 КАС РФ в полном объеме, судебная коллегия полагает его подлежащим отмене ввиду следующего.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В силу ч. 1 ста. 130 КАС РФ судья, установив, что административное исковое заявление подано в суд без соблюдения требования статей 125 и 126 настоящего Кодекса, выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает лицо, подавшее заявление, и предоставляет ему разумный срок для исправления недостатков.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 126 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем.
Согласно ч. 3 ст. 55 КАС РФ представители в суде по административным делам должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.
Руководствуясь приведенной нормой, судья районного суда предложил Иващенко А.Н. устранить недостатки административного иска, предоставив документы, подтверждающие наличие у представителя, подписавшего административный иск, высшего юридического образования, либо документы о смене фамилии.
На основании п. 7 ч. 1 ст. 129 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если не исправлены недостатки данного административного искового заявления и документов, приложенных к нему, в срок, установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения.
Возвращая административное исковое заявление, судья районного суда, исходили из того, что указанные в определении об оставлении административного иска недостатки не устранены.
Между тем при решении вопроса о приемлемости указанного административного искового заявления не учтено следующее.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, предусматривая вынесение определения об оставлении административного искового заявления без движения, если судья установит нарушение требований статей 125 и 126 этого кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов (ч. 1 ст. 130), в ч. 3 ст. 222 установил, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, может быть оставлено без движения в случае его несоответствия требованиям, установленным ст. 220 этого кодекса, закрепляющей особенности требований, предъявляемых к названному административному исковому заявлению, рассматриваемому в порядке главы 22 поименованного кодекса.
Из текста административного искового заявления Иващенко А.Н. следует, что требованиям ст. 220 КАС РФ оно отвечает.
Во исполнение определения судьи об оставлении административного иска 06.05.2020 в Октябрьский районный суд г. Иркутска в электронном виде от представителя Иващенко А.Н. поступила копия трудовой книжки с внесенными исправлениями, подтверждающими факт смены фамилии Зевякиной В.В. на «Кутузову» В.В. на основании свидетельства о заключении брака от 09.10.2010 I-СП № 632051, выданного городским отделом ЗАГС г. Читы Департамента ЗАГС Забайкальского края. Указанная запись заверена начальником отдела кадров и государственной службы Арбитражного суда забайкальского края Ермолаевой И.Ю. При этом указанное свидетельство о заключении брака от 09.10.2010, согласно пояснениям Кутузовой В.В., сдано в отдел органа ЗАГС в связи с расторжением брака, о чём свидетельствует копия свидетельства о расторжении брака I-СП № 6024416, выданного 28.11.2011.
Таким образом, недостатки административного искового заявления, указанные в качестве оснований для его оставления без движения, могли быть устранены на стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству или в предварительном судебном заседании.
Одной из задач административного судопроизводства является обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений (п. 1 ст. 3 КАС РФ).
С учётом установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств, при наличии у суда полномочий на получение необходимых доказательств в рамках определенных в ст.132 КАС РФ задач подготовки дела к судебному разбирательству (п. 5 ч. 3 ст. 135), в отсутствие иных препятствий для принятия заявления к производству определение суда о возврате заявления подлежит отмене с направлением материала в суд первой инстанции для разрешения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Иркутский областной суд
определил:
определение судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 18мая2020 г. о возврате административного иска Иващенко А.Н. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Иркутской области о признании незаконным бездействия, отменить.
Материал по административному исковому заявлению Иващенко А.Н. направить в Октябрьский районный суд г. Иркутска для решения вопроса о принятии административного иска к производству суда.
Судья Н.М. Усова