дело № 2а-1174\19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Волоколамск 06 августа 2019 года
Волоколамский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Капцовой Т.Ю.,
с участием старшего помощника городского прокурора Салмова Д.В.,
при секретаре судебного заседания Маровой Е.Н.,
представителе административного истца Козыреве Д.Е.,
административном ответчике Лазьбине В.Г.,
представителе административного ответчика Моисеева Р.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Филатова А.Л. о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Волоколамского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации Лазьбина В.Г. кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа <адрес> по многомандатному избирательному округу №»,
Установил:
Решением Территориальной избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ решением Территориальной избирательной комиссии <адрес> № кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа <адрес> по многомандатному избирательному округу № был зарегистрирован Лазьбин В.Г.
ДД.ММ.ГГГГ решением Территориальной избирательной комиссии <адрес> № кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа <адрес> по многомандатному избирательному округу №, зарегистрирован Филатов А.Л.
Зарегистрированный кандидат в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа Филатов А.Л. обратился в суд с административным иском о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Волоколамского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации Лазьбина В.Г. кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа <адрес> по многомандатному избирательному округу №».
Свои требования мотивирует тем, что решение ТИК о регистрации Лазьбина В.Г. является незаконным, поскольку кандидат в своем заявлении о согласии баллотироваться неверно указал сведения об основном месте работы и занимаемой должности. Данные сведения не подтверждены документами. Решение ТИК нарушает права административного истца на равенство кандидатов.
В суде представитель административного истца Филатова А.Л. – Козырев Д.Е. поддержал административный иск по заявленным в заявлении основаниям, дополнительно указал, что в заявлении кандидат указал, что работает в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения <адрес> «Волоколамская центральная районная больница», врач-хирург Теряевской амбулатории ГБУЗ МО «Волоколамская ЦРБ». Вместе с тем, Теряевская амбулатория в 2017 году реорганизована путем присоединения к Волоколамской ЦРБ, следовательно, местом работы ответчика является ГБУЗ МО «Волоколамская ЦРБ», что подтверждается справкой и.о. главного врача ГБУЗ МО «Волоколамская ЦРБ», представленной представителем ТИК. Также указал, что неверные сведения о месте работы указаны ответчиком и в подписных листах. Считает, что вышеуказанное нарушение является основанием к отказу в регистрации кандидата, согласно п. 24 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ, а поэтому, решение комиссии нарушает законный интерес истца в равенстве кандидатов.
Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии <адрес> Моисеев Р.Е. не возражает против удовлетворения административного иска. Подтверждает данные нарушения, указывает, что именно кандидат отвечает за полноту и достоверность сведений, представленных в избирательную комиссию. Также, представил подлинники документов, поданных кандидатом Лазьбиным В.Г. в ТИК, в которых копии документа об образовании и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе не заверены кандидатом или представителем избирательного объединения.
Административный ответчик - зарегистрированный кандидат в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа <адрес> по многомандатному избирательному округу № Лазьбин В.Г. возражает против удовлетворения административного иска. Пояснил, что он работает врачом-хирургом в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения <адрес> «Волоколамская центральная районная больница» Теряевской амбулатории ГБУЗ «Волоколамская ЦРБ», что подтверждается справкой с места работы от ДД.ММ.ГГГГ, подписанной начальником отдела кадров. ДД.ММ.ГГГГ Государственное бюджетное учреждение здравоохранения <адрес> «Волоколамская центральная районная больница» была реорганизована в форме присоединения к нему ГБУЗ МО «Теряевская сельская амбулатория». Фактическим местом его работы является Теряевская амбулатория, поэтому никаких разночтений относительно его места работы в его заявлении о согласии баллотироваться нет. Также, заявил, что лично подавал документы ДД.ММ.ГГГГ в ТИК и представил, в том числе, копию документа об образовании и копию свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, которые в помещении избирательной комиссии лично заверил, написав «копия верна, подпись и расшифровка подписи». Документы у него принимала Бредищева В.В. Считает, решение ТИК о регистрации его кандидатом не нарушает прав административного истца.
Свидетель Бредищева В.В. в суде показала, что документы у Лазьбина В.Г. принимала она, заверила только паспорт, остальные документы кандидат представил в том виде в каком они имеются в ТИК, другие документы она не заверяла.
Выслушав представителя административного истца Козырева Д.Е., представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии <адрес> Моисеева Р.Е., административного ответчика Лазьбина В.Г., свидетеля Бредищеву В.В., старшего помощника Волоколамского городского прокурора Салмова Д.В., полагавшего, что заявление Филатова А.Л. подлежит удовлетворению, изучив основания административного иска, материалы гражданского дела, в том числе документы, представленные в Территориальную избирательную комиссию кандидатом, суд находит заявленный административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Согласно пункта 1 статьи 75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Исходя из положений подпункта «в1» пункта 24 статьи 38 Закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата является, в том числе, наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
Аналогичные основания отказа в регистрации кандидата установлены пп. 5 п. 24 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О муниципальных выборах в <адрес>».
По данному делу установлено, что Решением Избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ сформирована Территориальная избирательная комиссия <адрес>.
Решением Избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ на территориальную избирательную комиссию <адрес> возложены полномочия избирательной комиссии Волоколамского городского округа.
Решением Территориальной избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ полномочия окружных избирательных комиссий многомандатных округов №,4 и 5 по выборам депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа возложены на территориальную избирательную комиссию <адрес>.
Решением Территориальной избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ решением Территориальной избирательной комиссии <адрес> № кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа <адрес> по многомандатному избирательному округу №, выдвинутого избирательным объединением местным отделением Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ», зарегистрирован Филатов А.Л.
ДД.ММ.ГГГГ решением Территориальной избирательной комиссии <адрес> № кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа <адрес> по многомандатному избирательному округу №, в порядке самовыдвижения, был зарегистрирован Лазьбин В.Г.
ДД.ММ.ГГГГ кандидатом Лазьбиным В.Г. в ТИК <адрес> было представлено заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа. К заявлению кандидатом были приложены следующие документы: копия паспорта на 9 листах, копия документа подтверждающего сведения о профессиональном образовании на 1 листе (диплом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тверская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации»), копия трудовой книжки на 4 листах, справка об отсутствии судимости, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ кандидатом в ТИК был представлены: сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в избирательную комиссию; подписные листы на 14 листах; протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата; первый финансовый отчет; сведения о реквизитах специального избирательного счета, открытого в филиале Сбербанка России; сведения о размере и источниках доходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О муниципальных выборах в <адрес>».
Согласно положениям п. 2 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
К заявлению, предусмотренному п. 2 ст. 33 указанного Закона, прилагаются в том числе копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
Как следует из заявления о согласии баллотироваться, а также, в подписных листах, Лазьбин В.Г. указал свою должность и место работы: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения <адрес> «Волоколамская центральная районная больница», врач-хирург Теряевской амбулатории ГБУЗ МО «Волоколамская ЦРБ». Данные сведения подтверждаются справкой с места работы от ДД.ММ.ГГГГ, выданной начальником отдела кадров ГБУЗ МО «Волоколамская ЦРБ», из которой следует, что Лазьбин В.Г. работает в данном медицинском учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. В качестве доказательства данных сведений кандидатом представлена копия трудовой книжки, из которой усматривается, что Лазьбин В.Г. с ДД.ММ.ГГГГ принят на должность врача-хирурга ГБУЗ МО «Теряевская сельская амбулатория», ДД.ММ.ГГГГ в трудовой книжке за номером № сделана запись о том, что Государственное бюджетное учреждение здравоохранения <адрес> «Волоколамская центральная районная больница» реорганизована в форме присоединения к нему государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «Теряевская сельская амбулатория». Данная реорганизация была осуществлена на основании распоряжения <адрес> №-РП от ДД.ММ.ГГГГ, которым Государственное бюджетное учреждение здравоохранения <адрес> «Волоколамская центральная районная больница» была реорганизована в форме присоединения к нему ГБУЗ МО «Теряевская сельская амбулатория», государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> № Осташевская участковая больница», государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «Сычевская поликлиника».
Таким образом, суд не усматривает законных оснований для признания сведений о месте работы в заявлении кандидата и в подписных листах недостоверными, не действительными (ложными), поскольку должность и место работы соответствует записи в его трудовой книжке, в приказе о приеме работника на работу, в трудовом договоре и в дополнительном соглашении от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору, из которого следует, что работодателем работника является- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения <адрес> «Волоколамская центральная районная больница» и место работы работника определено - Теряевская амбулаторное отделение, расположенное по адресу: <адрес> что соответствует действительности, поскольку Лазьбин В.Г. именно там и осуществляет свою трудовую деятельность.
Следовательно, сообщая о своем месте работы подробные (расширенные) сведения, кандидат не вводит в заблуждение избирателей.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, пп. "б" п. 2.2 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ, не содержит прямого указания на вид документа, которым должны быть подтверждены сведения об основном месте работы кандидата, и не предусматривает представления в подтверждение данного обстоятельства копии трудовой книжки. Справка с места работы также может являться документом, подтверждающим указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы (роде занятий) кандидата.
Справка с места работы от ДД.ММ.ГГГГ, представленная в суд, и иные документы, подтверждают наименование должности кандидата и его место работы. Из изложенного следует, что Лазьбиным В.Г. в заявлении о согласии баллотироваться и в подписных листах были указаны предусмотренные законом сведения об основном месте работы и занимаемой должности, а представленные в избирательную комиссию в подтверждение указанных в заявлении сведений документы (копия трудовой книжки, справка с места работы) оформлены без нарушения установленных законом требований.
По мнению суда, указание кандидатом в заявлении в качестве дополнительных сведений на фактическое место осуществление своей трудовой деятельности (Теряевская амбулатория ГБУЗ МО «Волоколамская ЦРБ») не указывает на нарушение им требований Федерального закона N 67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и на нарушение, в связи с этим, прав административного истца.
Что же касается утверждения административного истца о содержании в заявлении кандидата и представленных им документах недостоверных сведений, то такие обстоятельства не предусмотрены законом в качестве основания для отказа в регистрации кандидата, а в силу пункта 8 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ, являются основанием для направления избирательной комиссией, выявившей факты недостоверности представленных кандидатами сведений (при их наличии), соответствующих сведений в средства массовой информации.
Вместе с тем, в судебном заседании было установлено, что административным ответчиком Лазьбиным В.Г. в ТИК были представлены не заверенные кандидатом или представителем избирательного объединения- документ об образовании и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
В силу ч. 3 ст. 62 КАС РФ, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов административного дела, а также подтверждается показаниями свидетеля Бредищевой В.В., принимавшей документы у кандидата, копии документов, подтверждающие сведения об образовании Лазьбина В.Г. и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, в избирательную комиссию были представлены не заверенными ни кандидатом, ни уполномоченным представителем избирательного объединения, что в соответствии с подпунктом "б" пункта 2.2 статьи 33, подпунктом "в.1" пункта 24 статьи 38 и пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является основанием для отмены решения избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации данного кандидата.
Данная правовая позиция изложена в апелляционном определении Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-АПГ18-13.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ № «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░
░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.