Дело № 2-717/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2018 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Шадриной Т.В., при секретаре Гатиной Э.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьве гражданское дело по иску Шатовой Веры Ивановны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ по г. Лысьва Пермского края о включении периода работы в страховой стаж и перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Шатова В.И. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Лысьве Пермского края о включении в страховой стаж периода ее работы в Магаданском деревообрабатывающем комбинате с 01.10.1980 по 30.04.1981, и перерасчете пенсии. В обоснование заявленных требований указала, что с 10.01.2000 является получателем пенсии по старости. При назначении пенсии ответчиком было отказано во включении в ее страховой стаж периода работы в Магаданском деревообрабатывающем комбинате с 01.10.1980 по 30.04.1981 в должности комплектовщицы мебели по причине отсутствия записи в трудовой книжке. Данное обстоятельство повлияло на размер ее пенсии. Считает данный отказ незаконным, поскольку в спорный период она проживала и работала в районе Крайнего Севера, что было подтверждено ею представленной в УПФ по г. Лысьве справкой, выданной ЗАО Магаданский ДОК», являющимся правопреемником Магаданского деревообрабатывающего комбината.
В судебном заседании Шатова В.И. заявленные требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель управления пенсионного фонда РФ в г.Лысьве Норкина Е.Л. заявленные требования не признала. Пояснила, что истец с 2000 года является получателем трудовой пенсии по старости. При этом решением комиссии при назначении истице пенсии в ее страховой стаж, а также в льготный стаж работы в районах Крайнего Севера не был включен период с 01.10.1980 по 30.04.1981, поскольку какие-либо сведения, подтверждающие факт работы, в трудовой книжке отсутствуют.
Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В силу ч. 2 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях" при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.
Согласно перечню районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029 с последующими изменениями и дополнениями, к районам Крайнего Севера отнесена территория Магаданской области.
Как установлено в судебном заседании, Шатова В.И. с 10.01.2000 является получателем пенсии по старости, при назначении пенсии в ее страховой стаж, а также стаж по п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ не был включен период с 01.10.1980 по 30.04.1981, со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих факт работы и продолжительность рабочего времени за учетный период.
Истица, обращаясь в суд с иском о возложении на УПФ по г. Лысьве обязанности по включению в ее стаж спорного периода и перерасчета пенсии, ссылается на тот факт, что в указанный период она постоянно в течение полного рабочего дня работала в Магаданском деревообрабатывающем комбинате комплектовщицей мебели.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 60 ГПК Российской Федерации обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Установленные статьей 60 ГПК Российской Федерации правила о допустимости доказательств носят императивный характер.
В соответствии с абзацем 1 ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Согласно п. 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2014 N 1015) периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу ФЗ "О страховых пенсиях", могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
В соответствии с п. 11 правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") (аналогичное правило предусмотрено в части 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального персонифицированого) учета.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемой в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, истицей в подтверждение своих доводов относительно ее работы в Магаданском деревообрабатывающем комбинате представлена справка ЗАО «Магаданский ДОК», являющегося его правопреемником.
Согласно указанной справке (л.д. 6), Шатова В.И. была принята на работу в Магаданский деревообрабатывающий комбинат с 01.10.1980 на основании приказа от 01.10.1980 № и198/к и уволена 30.04.1981 на основании приказа № 36/к от 18.04.1981.
Однако суд считает, что данная справка не может быть принята в качестве доказательства, поскольку как следует из сообщения УПФ по Магаданской области (л.д. 5 оборот), архивной справки, а также копии приказа № 36/к (л.д. 33-38) сведений о Шатовой В.И., как работнике Магаданского деревообрабатывающего комбината, отсутствуют.
Более того, как установлено судом исходя из пояснений истицы в ходе судебного заседания, она в спорный период работала без оформления трудового договора, а соответственно установить характер работы из имеющихся в деле документов не представляется возможным.
Ссылку истицы на показания свидетелей Вотинцевой В.Н. и Шатова Ю.П. суд во внимание не принимает, поскольку данные свидетели совместно с ней не работали. Более того, свидетель Вотинцева В.Н. при ее опросе в ходе судебного заседания с уверенностью сказать о работе истицы в спорный период именно на указанном в заявлении предприятии не могла.
Кроме того, согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2014 N 1015) при отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пункт 37 Правил предусматривает, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.
В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Исходя из смысла указанных норм, при подтверждении стажа работы при отсутствии иных документов могут приниматься в качестве доказательства лишь показания двух свидетелей, непосредственно работавших совместно с данным работником в спорный период.
Таким образом, поскольку каких-либо доказательств, подтверждающих факт работы истицы постоянно в течение полного рабочего дня в районах Крайнего Севера в спорный период времени, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ в ходе судебного заседания не представлено, оснований для удовлетворения заявления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению Управления Пенсионного фонда РФ в г. Лысьве Пермского края о возложении обязанности по включению в стаж периода работы и перерасчете пенсии Шатовой Вере Ивановне отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья (подпись)
Копия верна.
Судья: