Дело № 2-1053/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июня 2024 года город Иваново
Ивановский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Чеботаревой Е.В.,
при секретаре Кротовой А.Е.,
с участием:
представителя истца – помощника Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области Мотыгина А.Н.,
представителя ответчика администрации Ивановского муниципального района Ивановской области Масленниковой Г.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. заместителя Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Ивановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности,
установил:
И.о. заместителя Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области, действуюя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Ивановского муниципального района Ивановской области. Истец с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) просит обязать ответчика: в срок до 01.10.2024 выполнить работы по устранению выбоин на автомобильной дороге, расположенной в д. Вятчинки Ивановского района Ивановской области от автомобильной дороги Иваново-Шуя до дома 17 д. Вятчинки Ивановского района Ивановской области; в срок до 01.10.2025 организовать уличное освещение указанной автомобильной дороге в соответствии с проектом организации дорожного движения.
Заявленные требования обоснованы следующими обстоятельствами.
Ивановской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в результате которой установлено, что на автомобильной дороге, расположенной в д. Вятчинки Ивановского района Ивановской области от автомобильной дороги Иваново-Шуя до дома 17 д. Вятчинки Ивановского района Ивановской области; в нарушение требований п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует стационарное электрическое освещение; в нарушение требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на данном участке автомобильной дороги имеются многочисленные дефекты в виде выбоин. Выявленные нарушения требований федерального законодательства противоречат принципам охраны жизни и здоровья неопределенного круга лиц в Российской Федерации, создают опасность для жизни и здоровья граждан, способны повлечь нарушение их прав, что является недопустимым.
В судебном заседании представитель истца помощник Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области Мотыгин А.Н. поддержал заявленные исковые требования.
Представитель ответчика администрации Ивановского муниципального района Ивановской области Масленникова Г.Л., действующая на основании доверенности, не оспаривала отсутствие освещения, а также наличие выбоин на участке дороги. Вместе с тем указала, что дорога является грунтовой, устранение недостатков возможно путем производства ремонта всей дороги. На данные работы контракт заключен, объемы финансирования выделены. Выполнение работ запланировано в 2025 году в рамках исполнения решения суда от 18.04.2024 об организации дорожного движения.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что Ивановской межрайонной прокуратурой Ивановской области проводилась проверка требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в результате которой установлены следующие обстоятельства.
Из сообщения МО МВД России «Ивановский» от 27.04.2023 (л.д. 11) следует, что в результате проведенного 27.04.2023 обследования автомобильной дороги в д. Вятчинки Ивановского района Ивановской области установлено, что в нарушение требований п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на автомобильной дороге отсутствует стационарное электрическое освещение; в нарушение требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» имеются дефекты покрытия проезжей части автомобильной дороги в виде отдельных просадок и колеи. Указанные выявленные недостатки зафиксированы на фото-таблицах (л.д. 12-13).
Ивановской межрайонной прокуратурой Ивановской области в адрес главы Ивановского муниципального района внесено представление № 02-40-2023 от 10.05.2023 об устранении приведенных выше нарушений закона в части имеющихся недостатков дорожного покрытия (л.д. 14).
Представление прокуратуры было рассмотрено администрацией Ивановского муниципального района с участием заместителя прокуратуры, признано обоснованным и подлежащим удовлетворению, в ответе от 05.06.2023 сообщено, что для обеспечения нормативного состояния автомобильной дороги в границах населенного пункта д. Вятчинки администрация выполнит работы по исправлению дорожного профиля данной дороги в третьем квартале текущего года в рамках выполнения работ по содержанию дорог Ивановского муниципального района (л.д. 15).
В дополнение к ранее данному ответу в сообщении от 30.01.2024 администрацией указано на то, что ремонт автомобильной дороги в д. Вятчинки до настоящего времени не выполнен (л.д. 18-20).
Согласно сообщению администрации Богданихского сельского поселения от 17.01.2024 работы по устройству уличного освещения в д. Вятчинки выполнены частично. Светильники установлены на дороге вдоль старой застройки в д. Вятчинки и на центральной дороге в новом коттеджном поселке. Подключение линии уличного освещения не осуществлено из-за длительности согласования энергоснабжающей организацией (л.д. 21). В подтверждение выполнения работ в части представлены акт о приемке выполненных работ и справка о стоимости выполненных работ и затрат от 16.08.2023 и 17.08.2023 (л.д. 22-31).
На автомобильную дорогу д. Вятчинки разработан проект организации дорожного движения от 2022 года, которым запроектировано в том числе наличие искусственного освещения в виде 9 опор/светильников протяженностью 395 м.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок, на котором находится улично-дорожная сеть – автомобильная дорога в д. Вятчинки Ивановского района Ивановской области находится в собственности Ивановского муниципального района Ивановской области.
На основании ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ч. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ от 10.12.1995) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Частью 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с п. 10 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ от 08.11.2007) автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Частью 2 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Частью 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В силу абз. 6 п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым пункта 4 статьи 6 указанного закона, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К вопросам местного значения сельского поселения в силу ч. 3 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения (абзац 1). К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым настоящего пункта, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (абзац 6).
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (абзац 11).
В состав Ивановского муниципального района Ивановской области включено в т.ч. Богданихское сельское поселение, к которому относится д. Вятчинки.
Закон Ивановской области о закреплении за указанным сельским поселением полномочий по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений не издавался. Соответственно, организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов относится к вопросам местного значения Ивановского муниципального района Ивановской области.
Согласно п.п. 2 ч. 1.1 ст. 5 Устава Ивановского муниципального района к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 1 «Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования» (утв. письмом Минтранса РФ от 17.03.2004 № ОС-28/1270-ис) для обеспечения безопасности и удобства движения автомобильные дороги общего пользования должны иметь геометрические параметры, инженерное оборудование, а также транспортно-эксплуатационное состояние и уровень загрузки, позволяющие автомобилям двигаться без изменения скорости, траектории движения и необходимости резкого торможения.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям установлены в «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно п. 5.2.4 ГОСТ покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А). Устранение таких недостатков осуществляется в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Общие требования к элементам обустройства автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городских и сельских поселений и правила их применения установлены в ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
Согласно п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение (средство улучшения условия видимости) на автомобильных дорогах устраивают, в том числе на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, по СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*.
Согласно п.п. 8, 12 ч. 10 Приказа Приказ Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в состав мероприятий по содержанию автомобильных дорог входят в том числе работы по установке недостающего и восстановление существующего оборудования на искусственных сооружениях для функционирования систем освещения; установка освещения.
Участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в законе, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения.
Состояние дорог, недостаточное развитие дорожной инфраструктуры и несоответствие между количеством эксплуатируемого автомобильного транспорта и качеством дорог являются одними из основных причин, приводящих к дорожно-транспортным происшествиям.
Отсутствие дорожного покрытия, соответствующего требованиям действующих нормативов, а также отсутствие уличного освещения, относящегося к дорожной инфраструктуре, нарушает права граждан на личную безопасность, в том числе в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность производимого здесь дорожного движения, на благоприятные условия проживания и жизнедеятельности; влечет повышение травмоопасности при перемещении по данной улично-дорожной сети, противоречит принципам охраны жизни и здоровья граждан а также свидетельствует о ненадлежащей реализации органами местного самоуправления предоставленных полномочий.
При указанных обстоятельствах, суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования и.о. заместителя Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Ивановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности по организации уличного освещения в д. Вятчинки и выполнению работ по устранению дефектов покрытия проезжей части автомобильной дороги в виде выбоин, просадок, колей.
Решая вопрос о сроке, в течение которого администрации надлежит исполнить решение суда, суд с учетом предусмотренных законодательством сроков конкурсных процедур и особенностей бюджетного процесса, считает возможным установить данный срок в соответствии с заявленным: для выполнения работ по устранению дефектов покрытия проезжей части автомобильной дороги до 01.10.2024, при этом суд учитывает что выполнение таких работ возможно в рамках работ по содержанию дороги, в том числе на что ранее указывалось администрацией; по организации уличного освещения – до 01.10.2025, находя такие сроки разумными и достаточными для устранения выявленных нарушений. Оснований для предоставления более длительного срока суд не усматривает, в том числе с учетом того, что представление в части недостатков дороги вносилось еще 10.03.2023, проект организации дорожного движения, в котором определены элементы искусственного освещения, разработан в 2022 году. Документов, указывающих на невозможность выполнения работ к устанавливаемому сроку, суду не представлено. Установленный иным решением суда срок для проведения работ в целом по организации дорожного движения по ул. Дорожной д. Вятчинки не свидетельствует о невозможности выполнения работ по организации уличного освещения на заявленном участке дороги в устанавливаемый данным судебным актом срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования и.о. заместителя Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Ивановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать администрацию Ивановского муниципального района Ивановской области в срок до 01.10.2024 выполнить работы по устранению дефектов покрытия проезжей части (выбоин, просадок, колей) на автомобильной дороге, расположенной в д. Вятчинки Ивановского района Ивановской области от автомобильной дороги Иваново-Шуя до дома 17 д. Вятчинки Ивановского района Ивановской области.
Обязать администрацию Ивановского муниципального района Ивановской области в срок до 01.10.2025 организовать уличное освещение на автомобильной дороге, расположенной в д. Вятчинки Ивановского района Ивановской области от автомобильной дороги Иваново-Шуя до дома 17 д. Вятчинки Ивановского района Ивановской области в соответствии с проектом организации дорожного движения.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Е. В. Чеботарева
В окончательной форме решение составлено 02.07.2024.