Дело № 2а-66\19
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
10 января 2019 РіРѕРґР° Рї. Кавказский, РљР§Р
Прикубанский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего – судьи М.Х. Болатчиевой, при секретаре судебного заседания – Абитове А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Прикубанского района КЧРк администрации Октябрьского сельского поселения Прикубанского муниципального района КЧРв порядке ст. 39 КАС РФ,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Прокурор Прикубанского района Карачаево-Черкесской Республики, обратился в Прикубанский районный суд КЧРс административным иском в котором просит:
- признать незаконным бездействие администрации Октябрьского сельского поселения, выразившееся в неприятии мер по постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, расположенного на территории Октябрьского сельского поселений, а именно объекта культурного наследия -бюст комбайнера Волошина В.П., погибшего при спасении совхозного хлеба от огня.
- обязать администрацию Октябрьского сельского поселения в срок до 30 июля 2019 года принять меры по постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, расположенного на территории Николаевского сельского поселения, а именно объекта культурного наследия - бюст комбайнера Волошина В.П., погибшего при спасении совхозного хлеба от огня.
В обоснование административного иска указано, что прокуратурой района, по поручению прокуратуры республики проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения сохранности культурных ценностей на территории Прикубанского муниципального района.
В ходе проверки установлено, что на территории Октябрьского сельского поселения имеется 1 объект культурного наследия регионального значения, занесенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.
В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В силу ст. 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 73-ФЗ Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 33 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу ст. 3 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Пунктом 1 ст. 48 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что объекты культурного наследия могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
В силу ст.5 Федерального закона от 19.05.1995г. №80-ФЗ «Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов» к памятникам Великой Отечественной войны относятся скульптурные, архитектурные и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах Великой Отечественной войны. Ответственность за сохранение памятников Великой Отечественной войны, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне возложена, в том числе, на органы местного самоуправления.
Пунктом 13 ч. 1 ст. 14, п. 9 ч.2 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относится все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
В соответствии с ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· вышеприведенных правовых РЅРѕСЂРј, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления Рѕ постановке имущества РЅР° учет РІ качестве бесхозяйного, Р°, следовательно, обязан это делать РІ силу возложенных РЅР° него законом полномочий.
Администрация Октябрьского СП, наделенная соответствующими полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, должна обеспечить сохранность данных объектов.
Вместе с тем, в нарушении федерального законодательства, до настоящего времени администрацией Октябрьского СП не подано заявление о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Данная работа не проведена в отношении следующего объекта культурного наследия, расположенного на территории Октябрьского СП Прикубанского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики:
- бюст комбайнера Волошина В.П., погибшего при спасении совхозного хлеба от огня.
На основании ч. 1 ст. 39 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС Российской Федерации, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействиями) нарушены права и свободы этих лиц. Созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
Административный истец прокурор Прикубанского района КЧР, извещенный о дате и месте рассмотрения дела, не явился, направив в адрес суда заявление о рассмотрении административного искового заявления в их отсутствие.
Административный ответчик – глава администрации Октябрьского сельского поселения Прикубанского МРКЧРизвещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явился, направив в адрес суда ходатайство о рассмотрении административного искового заявление в его отсутствие, признал исковые требования прокурора Прикубанского района КЧР.
Административное дело рассмотрено в отсутствие участников процесса в соответствии с нормами ст. 150 КАС РФ
Рсследовав письменные доказательства, имеющиеся РІ материалах гражданского дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ необходимости удовлетворения требований административного истца РїРѕ следующим основаниям:
В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В силу ст. 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 73-ФЗ Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 33 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу ст. 3 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Пунктом 1 ст. 48 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что объекты культурного наследия могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
В силу ст.5 Федерального закона от 19.05.1995г. №80-ФЗ «Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов» к памятникам Великой Отечественной войны относятся скульптурные, архитектурные и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах Великой Отечественной войны. Ответственность за сохранение памятников Великой Отечественной войны, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне возложена, в том числе, на органы местного самоуправления.
Пунктом 13 ч. 1 ст. 14, п. 9 ч.2 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относится все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
В соответствии с ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· вышеприведенных правовых РЅРѕСЂРј, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления Рѕ постановке имущества РЅР° учет РІ качестве бесхозяйного, Р°, следовательно, обязан это делать РІ силу возложенных РЅР° него законом полномочий.
Администрация Октябрьского СП, наделенная соответствующими полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, должна обеспечить сохранность данных объектов.
Вместе с тем, в нарушении федерального законодательства, администрацией Октябрьского сельского поселения не подано заявление о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного в отношении объекта культурного наследия, расположенного на территории Октябрьского СП Прикубанского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики-
бюст комбайнера Волошина В.П., погибшего при спасении совхозного хлеба от огня.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Таким образом, бездействие администрации Октябрьского сельского поселения выразившееся в неприятии мер по постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, расположенного на территории Октябрьского сельского поселений, а именно объекта культурного наследия – бюст комбайнера Волошина В.П., погибшего при спасении совхозного хлеба от огня.
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств суд приходит к выводу о наличии у администрации Октябрьского сельского поселения в силу закона обязанности, по постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, расположенного на территории Октябрьского сельского поселений, а именно объекта культурного наследия – бюст комбайнера Волошина В.П., погибшего при спасении совхозного хлеба от огня.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 177, 180, 227 КАС РФ,
РЕШРР›:
Административное исковое заявление прокурора Прикубанского района КЧРк администрации Октябрьского сельского поселения Прикубанского района КЧРв порядке ст. 39 КАС РФ, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Октябрьского сельского поселения, выразившееся в неприятии мер по постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, расположенного на территории Октябрьского сельского поселений, а именно объекта культурного наследия
- бюст комбайнера Волошина В.П., погибшего при спасении совхозного хлеба от огня.
Обязать администрацию Октябрьского сельского поселения в срок до дата принять меры по постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, расположенного на территории Октябрьского сельского поселения, а именно объекта культурного наследия - бюст комбайнера Волошина В.П., погибшего при спасении совхозного хлеба от огня.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда КЧРв течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Прикубанский районный суд КЧР.
Судья М.Х. Болатчиева