Решение по делу № 2а-259/2021 от 06.07.2021

11RS0012-01-2021-000581-47 Дело № 2а-259/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Можеговой Т.В.

при секретаре Кныш Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

23 июля 2021 года административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального района «Прилузский» к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми, Прилузскому инспекторскому участку Центра государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по Республике Коми об оспаривании представления от 07 июня 2021 года ,

установил:

АМР «Прилузский» обратилась в суд с административным иском к ГУ МЧС по Республике Коми, Прилузскому инспекторскому участку Центра государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по Республике Коми об оспаривании представления от 07.06.2021 . В обоснование иска указано, что оспариваемым предписание определен комплекс мероприятий со сроком исполнения 01.07.2021 и 01.09.2021 соответственно, однако материальное обеспечением АМР «Прилузский» не позволяет провести работы к установленному предписанием сроку, в то время как ходатайство о продлении срока исполнения предписания оставлено без удовлетворения, в связи с чем вынужден обратиться в суд с настоящим административным иском.

В судебном заседании представитель административного истца не присутствует, о месте и времени заседания извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель административного ответчика ГУ МЧС по Республике Коми в суд не явился, не ходатайствовал об отложении дела.

Представитель административного ответчика - руководитель Прилузского инспекторского участка Центра государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по Республике Коми административный иск не признал, поддержал письменные возражения. При этом указал, что оспариваемое предписание вынесено в рамках полномочий. При этом эксплуатация неисправного наплавного моста ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. 21.05.2021 на основании предписания от 21.05.2021 Управлением строительства и ЖКХ АМР «Прилузский» представило заявление-декларацию на освидетельствование наплавного моста через р. Луза на 3 км автомобильной дороги с. Ношуль – п. Орысь, при этом было выявлено несоответствие наплавного моста требованиям законодательства, в связи с чем было вынесено предписание. Полагает, что исполнение 3-4 пунктов предписания не требует каких-то существенных затрат, в то время как продление срока исполнения 1 и 2 пунктов предписания до августа 2022 года ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, в связи с чем в удовлетворении ходатайства о продлении срока исполнения предписания было отказано.

В силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ, лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Отсюда, суд счел возможным рассмотреть дело по правилам ст. 226 КАС РФ.

Заслушав правовую позицию представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев материалы гражданского дела № 2-177/2020, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС, суд, признав заявление обоснованным, выносит решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Вместе с тем, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы административного истца не были нарушены (п. 2 ч. 2 вышеуказанной статьи).

В силу присущего административному судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по административным делам обусловливается поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123, часть 3, Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

В соответствии со ст. 226 КАС, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Отсюда, проверяя содержание оспариваемого предписания нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, и факт нарушения оспариваемым предписанием прав, свобод и законных интересов административного истца, судом установлено следующее.

В силу п. 3 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

Согласно п. 24 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

К вопросам местного значения Муниципального района «Прилузский», согласно Устава, принятого решением Совета МО «Прилузский район» от 29.11.2005 относятся, в том числе осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья (п. 24 ст. 9).

В силу п. 27 ч. 5 ст. 39 вышеназванного Устава администрация муниципального района осуществляет мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Административным истцом не оспаривается, что наплавной мост через р. Луза на 3 км автомобильной дороги с. Ношуль – п. Орысь находится в собственности МО МР «Прилузский», а, следовательно, именно на АМР «Прилузский» возложена обязанность по содержанию последнего в пригодном для эксплуатации состоянии.

Согласно ст. 25 п. 8 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относятся в том числе утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах.

Вопросами осуществления государственного надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации (далее - водные объекты), а также обеспечения в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах на территории Российской Федерации занимается Государственная инспекция по маломерным судам на основании Постановления Правительства РФ от 23.12.2004 № 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Согласно п. 1 вышеуказанного Положения Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Государственная инспекция по маломерным судам) входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). В систему Государственной инспекции по маломерным судам входят структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам в составе территориальных органов МЧС России, государственные инспекторы по маломерным судам, а также соответствующие подразделения и организации МЧС России.

П. 5 Положения определено, что Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет следующие функции: организует в пределах своей компетенции надзор и контроль за выполнением требований по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов, пляжах, переправах и наплавных мостах; осуществляет учет, ежегодное освидетельствование баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей, переправ и наплавных мостов, выдачу разрешений на эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, переправ и наплавных мостов, а также разрешений на пользование пляжами.

Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет свои функции через соответствующие структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам, входящие в состав территориальных органов МЧС России, а также подразделения и организации МЧС России, осуществляющие государственный надзор, регистрационную и экзаменационную работу, патрульную службу, диагностику и проведение освидетельствований маломерных судов и другие функции в области пользования маломерными судами (п. 6 Положения).

Перечень должностей главных государственных инспекторов по маломерным судам субъектов Российской Федерации, государственных инспекторов по маломерным судам и их обязанности, положение о внештатных общественных инспекторах и акты, регламентирующие порядок пользования маломерными судами, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами, переправами и наплавными мостами, государственную регистрацию маломерных судов, аттестацию на право управления маломерными судами, надзор во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и формы судового билета и документов, подтверждающих право управления маломерным судном, утверждаются Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п. 7 Положения).

Согласно п. 8 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий должностные лица Государственной инспекции по маломерным судам в том числе имеют право: запрещать эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, переправ и наплавных мостов, а также использование пляжей, состояние которых не соответствует требованиям правил по обеспечению безопасности их эксплуатации, охраны жизни людей на воде, угрожает безопасности судоходства и мореплавания; составлять протоколы об административных правонарушениях, применять в пределах своей компетенции административные наказания к должностным лицам и гражданам, совершившим административное правонарушение.

Требования и указания должностных лиц Государственной инспекции по маломерным судам по вопросам, относящимся к ее компетенции, обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, что предусмотрено п. 9 вышеназванного Положения.

Приказом МЧС России от 30.09.2020 утверждены Правила пользования переправами и наплавными мостами в Российской Федерации (Зарегистрирован в Минюсте России 28.10.2020 № 60608).

В соответствии с п. 11 Правил пользование наплавным мостом осуществляется с учетом его конструктивных особенностей, грузоподъемности и остойчивости наплавного моста, обеспечивающих безопасные условия движения транспортных средств и пешеходов.

Согласно п. 24 вышеуказанных Правил ежегодно перед началом использования переправ, ледовых переправ и наплавных мостов их владельцы направляют в подразделение ГИМС МЧС России заявление-декларацию объекта.

С 1 января 2021 г. по 1 июля 2021 г. основанием по допуску к пользованию объектами являются разрешения на эксплуатацию объекта, выданные подразделением ГИМС МЧС России по результатам ежегодного освидетельствования объекта в соответствии с подпунктом 10 пункта 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. № 835. Разрешение на эксплуатацию объекта выдается при соответствии технического состояния поднадзорного объекта требованиям правил охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемых в соответствии с пунктом 8 статьи 25 Водного кодекса Российской Федерации и оформляется актом освидетельствования объекта в двух экземплярах, что предусмотрено п. 36-37 Правил.

Материалами дела установлено, что на основании План-задания от 21 мая 2021 года в период с 21.05.2021 по 22.05.2021 проведены мероприятия по надзору на водных объектах (рейд) в границах МО МР «Прилузский» по маршруту река Луза с. Объячево – с. Верхолузье – пос. Коржинский и обратно.

По результатам рейда в адрес АМР «Прилузский» 21 мая 2021 года было выдано предписание , согласно которого последней в срок до 25 мая 2021 года необходимо предоставить заявление-декларацию, подтверждающую выполнение обязательных требований по охране жизни людей на водном объекте – на наплавном мосту через р. Луза с. Ношуль; до 07 июня 2021 года – провести освидетельствование наплавного моста через р. Луза с. Ношуль.

25.05.2021 АМР «Прилузский» представило в адрес Прилузского инспекторского участка Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Республике Коми заявление-декларацию для наплавного моста через р. Луза на 3 км автодороги с. Ношуль – п. Орысь.

Актом освидетельствования наплавного моста от 07 июня 2021 года, составленного уполномоченным должностным лицом подразделения ГИМС МЧС России, установлено отсутствие на наплавном мосту аварийно-спасательного имущества, информационного материала по правилам безопасного поведения людей на наплавном мосту; требуется частичный ремонт настила проезжей части, тротуара для пешеходов.

По результатам освидетельствования сделан вывод: четырех секциях первого и третьего понтонов имеется вода до 15 см (понтоны не герметичны и требуется ремонт), наплавной мост негоден к эксплуатации.

Представитель АМР «Прилузский» присутствовал при осмотре наплавного моста, акт освидетельствования получил, что подтверждается подписью последнего в акте.

По результатам освидетельствования наплавного моста 07 июня 2021 года государственным инспектором по маломерным судам Прилузского инспекторского участка Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Республике Коми в адрес главы МР «Прилузский» было вынесено предписание по устранению нарушений требований безопасности на водных объектах , согласно которого АМР «Прилузский» обязана провести ремонт первого и третьего понтонов с целью устранения попадания в них воды в срок до ДД.ММ.ГГГГ; провести частичный ремонт настила проезжей части моста, тротуара для пешеходов в срок до 01.09.2021; установить информационные щиты с материалами по безопасному поведению людей на наплавном мосту в срок до 01.07.2021; укомплектовать аварийно-спасательным имуществом наплавной мост в срок до 01.07.2021.

17.06.2021 АМР «Прилузский» обратилась в Прилузский инспекторский участок Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Республике Коми с ходатайством о продлении срока исполнения предписания до 31 августа 2022 года ввиду отсутствия бюджетных средств для заключения муниципального контракта.

В тоже время ответом от 18.06.2021 в продлении срока исполнения предписания было отказано по мотивам того, что отсутствие в бюджете МР «Прилузский» средств на проведение ремонтных работ наплавных мостов не является основанием для продления срока исполнения предписания.

Не согласившись с данным решением административного ответчика АМР «Прилузский» обратилась в суд с настоящим административным иском, при этом не оспаривая саму обязанность проведения работ на наплавном мосту через р р. Луза на 3 км автодороги с. Ношуль – п. Орысь полагают установленный контролирующим органом срок исполнения предписания необоснованным, поскольку расходы на работы не были запланированы при формировании бюджета МР «Прилузский» на 2021 год, в связи с чем необходимо при формировании бюджета МР «Прилузский» на 2022 год и плановый период 2023-2024 гг. рассмотреть вопрос включения мероприятий по исполнению предписания в расходные обязательства на 2022 г.; в I квартале 2022 года провести работу в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; заключить муниципальный контракт на выполнение работ и осуществить приемку выполненных работ, что в свою очередь требует длительного периода времени.

В тоже время суд исходит из того, что административным истцом не представлено доказательств невозможности исполнения предписания в установленный последним срок, поскольку в обоснование доводов административного иска допустимых и достоверных доказательств не представлено.

При этом суд исходит из того, что защита интересов граждан на безопасность при эксплуатировании водных объектов не может быть поставлено в зависимость от наличия финансирования, а, следовательно, довод представителя административного истца об отсутствии бюджете МР «Прилузский» свободных денежных средств на исполнение предписания не принимается судом во внимание, поскольку данное обстоятельство не определяет наличие или отсутствие необходимости выполнения требований предписания, так как приоритет жизни и здоровья граждан над экономическими результатами хозяйственной деятельности, является одним из принципов обеспечения безопасности граждан.

Также суд соглашается с позицией представителя административного ответчика в части того, что для исполнения п. 3 оспариваемого предписания каких-либо существенных финансовых затрат и проведения торгов в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ не требуется, поскольку оспариваемое предписание не определяет способ оповещения граждан о безопасном поведении людей на наплавном мосту, в то время как укомплектованность наплавного моста аварийно-спасательным имуществом должна была быть произведена еще до начала эксплуатации моста.

Следовательно, оспариваемое предписание государственного инспектора по маломерным судам Прилузского инспекторского участка Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Республике Коми от 07.06.2021 вынесено в пределах предоставленной ему компетенции, не нарушает прав административного истца, так как соответствует вышеприведенным требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 104 КАС РФ, учитывая, что на основании ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты судебных расходов обе стороны освобождены, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, надлежит обратить за счет средств федерального бюджета.

Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст. 59, 62 КАС РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 175-180, 186, 227-228 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление администрации муниципального района «Прилузский» к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми, Прилузскому инспекторскому участку Центра государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по Республике Коми об оспаривании представления от 07 июня 2021 года – оставить без удовлетворения.

Судебные расходы в виде расходов по уплате государственной пошлины обратить за счет федерального бюджета.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня принятия настоящего решения.

Судебный акт может быть обжалован в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные КАС РФ способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.

Председательствующий

Мотивированное решение составлено 23 июля 2021 года.

2а-259/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация муниципального района "Прилузский"
Ответчики
Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по РК
Другие
Прилузский инспекторский участок центра государственной инспекции по маломерным судам главного управления МЧС России по РК
Суд
Прилузский районный суд Республики Коми
Судья
Можегова Т.В.
Дело на странице суда
priluz.komi.sudrf.ru
06.07.2021Регистрация административного искового заявления
06.07.2021Передача материалов судье
07.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
07.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.07.2021Судебное заседание
23.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее