...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
Дело № 2а- 2030/2017
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 марта 2017 года г. Волгоград
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Лемякиной В.М.
при секретаре Васильевой С.А.
с участием представителя административного истца - Шатловского И.В.,
представителя административного ответчика администрации Волгограда - Сидоренко И.К.
представителя заинтересованного лица департамента земельных ресурсов администрации Волгограда – Евтюниной Т.С.,
помощника прокурора Волгограда – Тапилина В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Деловой мир» к администрации Волгограда об оспаривании постановления администрации Волгограда от 20 октября 2011 № 3194 «О резервировании земельных участков (учетные №№7-0-128, 7-0-129) для муниципальных нужд»
У с т а н о в и л :
Административный истец обратился с настоящими требованиями, в обоснование указав, что ООО «Деловой мир» на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 527,8 кв.м., расположенный по адресу: г. Волгоград, ... а,
предоставленный изначально обществу для строительства магазина.
В 1998 году на указанном земельном участке ООО «Деловой мир» был построен и введен в эксплуатацию объект капитального строительства - магазин, право собственности на объект недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке.
20 октября 2011 г. администрацией Волгограда принято постановление № 3194 «О резервировании земельных участков (учетные №№ 7-0-128, 7-0-129) для муниципальных нужд», в соответствии с которым для муниципальных нужд для размещения бульвара (объекта озеленения) сроком на семь лет зарезервирован, в том числе, земельный участок № 2 (учетный № 7-0-129) площадью 29 633 кв. м., в границах которого расположен земельный участок с кадастровым номером №... (учетный № 7-0-9), принадлежащий на праве аренды ООО «Деловой мир».
Пунктом 3 постановления от 20 октября 2011 г. № 3194 на резервируемой территории запрещено возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания и сооружения, производить реконструкцию существующих объектов строительства, продлевать сроки действия договоров аренды земельных участков на срок, превышающий срок действия постановления.
Постановлением администрации Волгограда от 16 января 2013 г. № 103 в приложение № 3 к постановлению администрацией Волгограда № 3194 были внесены изменения (изменен перечень кадастровых номеров земельных участков, расположенных в границах резервируемой территории).
ООО «Деловой мир» полагает, что постановление администрации Волгограда от 20 октября 2011 г. № 3194 обладающее признаками нормативного правового акта является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца в силу следующего.
Резервирование должно осуществляться в соответствии с положениями земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации.
Решение о резервировании в границах городского округа земель для строительства на них, то есть для размещения на них в будущем, объектов местного значения может быть принято органом местного самоуправления только при наличии в генеральном плане городского округа соответствующих сведений об этих объектах. При отсутствии в генеральном плане городского округа таких сведений данное решение не может быть принято.
Генеральный план Волгограда, утвержденный решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №..., является документом территориального планирования городского округа город-герой Волгоград. В генеральном плане Волгограда отсутствуют сведения о размещении бульвара (объекта озеленения) по ... районе на земельных участках с учетными номерами 7-0-128, 7-0-129, в границах одного из которых расположен земельный участок с кадастровым №... (учетный №...), принадлежащий на праве аренды ООО «Деловой мир».
Кроме того, на момент принятия оспариваемого постановления администрации Волгограда о резервировании земельных участков проект планировки спорной территории по ... районе, предусматривающий размещения бульвара (объекта озеленения), отсутствовал. Следовательно, у администрации Волгоград не имелось законных оснований для принятия оспариваемого постановления.
В статье 49 ЗК РФ приведен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об изъятии (резервировании) земельных участков.
Резервирование земель для размещения бульвара (объекта озеленения) не относится к исключительным случаям резервирования, приведенным в статье 49 ЗК РФ. Зарезервированный земельный участок должен быть свободен от правопритязаний иных лиц.
В связи с тем, что ООО «Деловой мир» является арендатором земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, резервирование спорной территории для размещения бульвара (объекта озеленения) является незаконным.
Наличием указанного нормативного правового акта не соответствующего требованиям закона нарушаются права и законные интересы административного истца, поскольку ООО «Деловой мир» как собственник объекта недвижимости обладает исключительным правом на приватизацию земельного участка с кадастровым номером №.... Вместе с тем, реализация административным ответчиком права на приватизацию земельного участка невозможна в связи с резервированием указанной территории. Кроме того, административный истец лишается права на проведение реконструкции магазина, расположенного на земельном участке, разрешение на проведение которой получено в 2005 году.
Таким образом, оспариваемое постановление является недействующем, поскольку не соответствует требованиям ст. 70.1 ЗК РФ и нарушает права и законные интересы ООО «Деловой мир».
В связи с изложенным административный истец просит признать постановление администрации Волгограда от 20 октября 2011 г. № 3194 «О резервировании земельных участков (учетные №№ 7-0-128, 7-0- 129) недействующим.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования, просил признать нормативно правовой акт не действующим поскольку он нарушает права административного истца и не соответствует положениям ст. ст. 49, 70.1 Земельного кодекса РФ, имеющего большую юридическую силу.
В судебном заседании представитель административного ответчика поддержал против удовлетворения требований. Пояснил, что оспариваемое постановление не обладает признаками нормативного правового акта. Следовательно, административным истцом пропущен срок его обжалования, поскольку с момента, когда административный истец узнал о его наличии, прошло более трех месяцев. Пропуск срока является основанием для отказа в удовлетворении требований. Не оспаривает, что ст. 49 ЗК РФ не предусмотрено основание для резервирования земель для размещения объекта озеленения. Однако, права административного истца данным постановлением не нарушаются, поскольку в любом случае он не имеет возможности приватизировать земельный участок находящийся на землях общего пользования. Довод административного истца об ограничении права на реконструкцию объекта, расположенного на земельном участке не доказан, поскольку административный истец до настоящего времени не обращался за разрешением на проведение работ и ему в выдачи такого разрешения не отказано.
Представитель заинтересованного лица – департамента земельных ресурсов в судебном заседании возражала против удовлетворения требований.
Представитель заинтересованного лица департамента по градостроительству архитектуре администрации Волгограда в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Суд, выслушав, участвующих лиц, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного иска подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ, - ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, - с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО «Деловой мир» на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 527,8 кв.м., расположенный по адресу: г. Волгоград, ... а, предоставленный изначально обществу для строительства магазина.
В 1998 году на указанном земельном участке ООО «Деловой мир» был построен и введен в эксплуатацию объект капитального строительства - магазин, право собственности на объект недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности на недвижимость серии 34-АА №....
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Волгограда принято постановление №... «О резервировании земельных участков (учетные №№..., 7-0-129) для муниципальных нужд», в соответствии с которым для муниципальных нужд для размещения бульвара (объекта озеленения) сроком на семь лет зарезервирован, в том числе, земельный участок №... (учетный №...) площадью 29 633 кв. м., в границах которого расположен земельный участок с кадастровым номером №...учетный №...), принадлежащий на праве аренды ООО «Деловой мир».
Пунктом 3 постановления от ДД.ММ.ГГГГ №... на резервируемой территории запрещено возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания и сооружения, производить реконструкцию существующих объектов строительства, продлевать сроки действия договоров аренды земельных участков на срок, превышающий срок действия постановления.
Постановление опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в газете «Городские вести. Царицын-Сталинград-Волгоград» №....
Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... в приложение №... к постановлению администрацией Волгограда №... были внесены изменения (изменен перечень кадастровых номеров земельных участков, расположенных в границах резервируемой территории).
В соответствии с п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 48 от 29 ноября 2007 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", - существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Постановление администрации Волгограда от 20.10.2011 № 3194 регулирует общественные отношения, содержит в себе нормативные положения, подлежащие неоднократному применению неопределенным кругом лиц, то есть отвечает признакам нормативного правового акта, данный вывод подтверждается правовой позицией изложенной в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 23.03.2017 принятым в рамках настоящего административного иска.
В связи с этим довод административного ответчика о том, что оспариваемое постановление не обладает признаками нормативного правового акта и административный иск подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд находит не состоятельным.
Согласно ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства, -при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Разрешая вопрос о нарушении прав административного истца в результате принятия оспариваемого нормативного акта, суд учитывает, что на зарезервированном земельном участке располагается, принадлежащий административному истцу строительный объект. В соответствии с постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... ООО «Деловой мир» было получение разрешение на реконструкцию магазина, расположенного на земельном участке (учетный №...) по адресу: г. Волгоград, ....
Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... «О разрешении на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию» введена в эксплуатацию 1-я очередь реконструкции магазина под торгово-развлекательный комплекс «Каскад» по ... районе Волгограда.
До настоящего времени 2-я очередь реконструкции магазина не осуществлена.
30.08.2016 ООО «Деловой мир» обратился в департамент земельных ресурсов администрации Волгограда с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Волгоград, ..., в аренду без проведения торгов для эксплуатации магазина, принадлежащего на праве собственности ООО «Деловой мир» (копия заявления прилагается).
Договором аренды земельного участка с кадастровым №... №... от ДД.ММ.ГГГГ также установлено, что земельный участок предоставлен для эксплуатации магазина (стр. 3 договора аренды).
Таким образом, ответчиком не оспаривается, что ООО «Деловой мир» продолжает владеть земельным участком с кадастровым номером №... входящим в границы земельного участка учетный №..., на законных основаниях, а именно на основании договора аренды для эксплуатации принадлежащего ему на праве собственности торгового объекта при наличии разрешения не реконструкцию объекта.
Поскольку пунктом 3 оспариваемого постановления администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... запрещено на резервируемой территории производить реконструкцию существующих объектов строительства, указанным постановлением нарушаются права административного истца на владение, распоряжение принадлежащим ему имуществом.
Согласно п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», - администрация Волгограда наделена полномочиями по резервированию земель в границах городского округа город-герой Волгоград.
В силу ст. 38 Устава города-героя Волгограда, в пределах полномочий администрации Волгограда глава Волгограда издает муниципальные правовые акты в форме постановлений и распоряжений администрации Волгограда.
С учетом приведенных норм права оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, форма издания правового акта соответствует действующему законодательству. Также установлено, что оспариваемое постановление опубликовано в установленном законом порядке и введено в действие.
Вместе с тем, резервирование должно осуществляться в соответствии с положениями земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 70.1. Земельного кодекса РФ, - 1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования. (в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 31.12.2014 N 499-ФЗ).
2. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
На основании подпункта «а» пункта 3 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 561 (далее - Положение о резервировании земель) решение о резервировании земель принимается в том числе, в соответствии с документацией по территориальной планировке.
Частью 4 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ установлено, что не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования муниципальных образований.
К числу документов территориального планирования городских округов относятся генеральные планы городских округов (ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ).
По смыслу приведенных градостроительных норм и Положения о резервировании земель решение о резервировании земель, расположенных в границах городского округа, может быть принято соответствующим органом местного самоуправления только в полном соответствии с генеральным планом городского округа.
В соответствии с частями 3 и 5 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ, -генеральный план городского округа должен содержать: положение о территориальном планировании, в котором должны содержаться сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения городского округа, их основные характеристики, их местоположение; карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа, на которой должны отображаться планируемые
для размещения объекты местного значения городского округа; карту функциональных зон городского округа.
Таким образом, решение о резервировании в границах городского округа земель для строительства на них, то есть для размещения на них в будущем, объектов местного значения может быть принято органом местного самоуправления только при наличии в генеральном плане городского округа соответствующих сведений об этих объектах. При отсутствии в генеральном плане городского округа таких сведений данное решение не может быть принято.
В ходе рассмотрения настоящего административного иска судом исследовался Генеральный план Волгограда, утвержденный решением
Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №..., который является документом территориального планирования городского округа город-герой Волгоград.
Судом установлено, что в генеральном плане Волгограда отсутствуют сведения о размещении бульвара (объекта озеленения) по ... районе на земельных участках с учетными №№..., 7-0-129, в границах одного из которых расположен земельный участок с кадастровым номером №... (учетный №...), принадлежащий на праве аренды ООО «Деловой мир».
В статье 49 Земельного Кодекса РФ приведен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об изъятии (резервировании) земельных участков.
Резервирование земель для размещения бульвара (объекта озеленения) не относится к исключительным случаям резервирования, приведенным в статье 49 Земельного Кодекса РФ.
Таким образом, оспариваемое постановление администрации Волгограда от 20.10.2011 № 3194 о резервировании земельных участков (учетные №№ 7-0-128, 7-0-129) для муниципальных нужд не соответствует положениями ст.ст. 49, 70.1 Земельного Кодекса РФ, то есть нормативному акту, имеющему большую юридическую силу.
Довод административного ответчика об отсутствии нарушения прав административного истца оспариваемым постановлением суд находит не состоятельным, поскольку, как указывалось выше, в результате прямого запрета изложенного в оспариваемом постановлении, административный истец органичен в праве по собственному усмотрению владеть и распоряжаться находящимся на зарезервированном земельной участка строением.
С учетом исследованных доказательств, судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт - Постановление администрации Волгограда от 20.10.2011 № 3194 о резервировании земельных участков (учетные №№ 7-0-128, 7-0-129) для муниципальных нужд не соответствует нормативному акту, имеющему большую юридическую силу и при этом нарушает права и законные интересы административного истца. Данные обстоятельства являются достаточным основанием для признания нормативного правового акта недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Следовательно, требования административного истца обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 181, 213-215 КАС РФ, суд
р е ш и л:
требования ООО «Деловой мир» к администрации Волгограда об оспаривании постановления администрации Волгограда от 20 октября 2011 № 3194 «О резервировании земельных участков (учетные №№7-0-128, 7-0-129) для муниципальных нужд» удовлетворить.
Признать недействующим постановление администрации Волгограда от 20 октября 2011 № 3194 «О резервировании земельных участков (учетные номера №№7-0-128, 7-0-129) для муниципальных нужд» со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщения о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления – газете «Городские вести».
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
...
... В.М.Лемякина