...
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Дело № 33-873 поступило 03 февраля 2020 года
Судья Гармаева Н.Л.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Улан-Удэ 02 марта 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Нимаевой О.З.,
судей коллегии Вагановой Е.С., Семенова Б.С.,
при секретаре Долонове Ц-Н.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТО Управления Роспотребнадзора по РБ в Хоринском районе к МО СП «Хоринское», МО «Хоринский район», Министерству природных ресурсов РБ, ООО «ЭкоАльянс», Правительству Республики Бурятия о понуждении к исполнению законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства природных ресурсов РБ Андреева А.И.
на решение Хоринского районного суда РБ от 29 октября 2019 года, которым исковые требования удовлетворены частично и постановлено:
Обязать Министерство природных ресурсов Республики Бурятия предусмотреть выделение средств МО «Хоринский район» на ликвидацию несанкционированной свалки в местности <...> захламленный бытовыми отходами на площади около <...>, в срок до 01 марта 2020 года.
Обязать МО «Хоринский район», МО СП «Хоринское» провести буртование несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на площади около <...> в срок до 01 июня 2020 года.
Обязать МО СП «Хоринское» разместить аншлаги с запретом выброса мусора в указанных местах, расставить указатели санкционированной свалки в срок до 01 февраля 2020 года.
В удовлетворении исковых требований к ООО «ЭкоАльянс», Правительству Республики Бурятия – отказать.
Заслушав доклад судьи Семенова Б.С., пояснения представителя Министерства природных ресурсов Андреева А.И., представителя Правительства РБ Романовой О.С., представителя ООО «ЭкоАльянс» Стецуры Т.С., ознакомившись с материалами дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Обращаясь в суд, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Бурятия, действуя в интересах неопределенного круга лиц, согласно уточненным требованиям просило обязать:
- Министерство природных ресурсов Республики Бурятия предусмотреть выделение средств МО «Хоринский район» на ликвидацию несанкционированной свалки в местности <...>, захламленный бытовыми отходами на площади около <...> в срок до 01 марта 2020;
- МО «Хоринский район», МО СП «Хоринское», ООО «ЭкоАльянс» провести буртование несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на площади около <...> а также разместить аншлаги с запретом выброса мусора в указанных местах, расставить указатели санкционированной свалки в срок до 01 июня 2020
Требования мотивированы тем, что 30 апреля 2019 года в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по РБ в Хоринском районе поступило обращение от жителей микрорайона <...> о принятии мер по запрету обустройства полигона ТБО (свалки) и дальнейшей его эксплуатации в местности <...>. 05.06.2019 г. истцом совместно с Комитетом по управлению муниципальным хозяйством и имуществом был осуществлен выезд на место несанкционированной свалки. В ходе осмотра установлено, что на территории местности <...> имеется несанкционированная свалка, захламленная бытовыми отходами на площади около <...> Несанкционированная свалка бытовых отходов оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а бездействие органов местного самоуправления нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, создает угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний.
10 июля 2019 года определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено МО «Хоринский район».
21 августа 2019 года определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство природных ресурсов РБ.
05 сентября 2019 года определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «ЭкоАльянс».
17 октября 2019 года определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Республики Бурятия.
В судебном заседании представитель истца Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РБ в Хоринском районе Жигжитова С.П. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика МО СП «Хоринское» Харитонова М.В. иск не признала, пояснила, что на основании Федерального закона «О внесении изменений в ст. 72 Земельного кодекса РФ» все полномочия по аренде земельных участков были переданы в АМО «Хоринский район».
Районный суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства природных ресурсов РБ Андреев А.И. ставит вопрос об отмене решения суда. Отмечает, что в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции не был разрешен вопрос о правообладателе земельного участка, на территории которого образовалась несанкционированная свалка. Решением суда на Министерство природных ресурсов РБ возложена обязанность по выделению средств МО «Хоринский район» на ликвидацию несанкционированной свалки, вместе с тем, на органы местного самоуправлении возложена обязанность по проведению буртования несанкционированного размещения твердых бытовых отходов. Однако, «буртование» и «ликвидация» являются различными по своему смыслу терминами. Буртование – это ничто иное как «засыпание», соответственно, в таком случае факт нарушения природоохранного законодательства будет иметь длящийся характер, свалка продолжит загрязнять почву и подземные воды. Районным судом также не учтено, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органом местного самоуправления и имеет бюджетное финансовое обеспечение. Проведенной проверкой не проверялись поступления в бюджет муниципального образования оплат за негативное воздействие на окружающую среду, а также предусмотрено ли бюджетом района финансирование организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. В свою очередь Министерство природных ресурсов РБ не может быть ответчиком по данному делу, поскольку является исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции по участию в выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды посредством выполнения функций по принятию соответствующих правовых актов. Кроме того, 14 мая 2018 года Минприроды РБ заключено соглашение с региональным оператором ООО «ЭкоАльянс» на осуществление сбора и транспортирование твердых коммунальных отходов.
Полагает, что учитывая, что рассматриваемая свалка выявлена 05 июня 2019 года, в период исполнения региональным оператором своих обязанностей, автор жалобы полагает, что именно силами ООО «ЭкоАльянс» подлежит ликвидации данная несанкционированная свалки.
В возражениях на апелляционную жалобу Главный государственный санитарный врач по РБ в Хоринском, Еравнинском, Баунтовском районах Жамбалов Б.Б. просит решение суда оставить без изменения
В заседании судебной коллегии представитель ответчика Министерства природных ресурсов РБ Андреев А.И. доводы жалобы поддержал, пояснил, что в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами № 1156 существуют два субъекта обладающие правом ликвидировать отходы - это региональный оператор и собственник земельного участка. Выделение денежных средств МО повлечет нецелевое использование бюджетных средств, ввиду отсутствия у него полномочий по ликвидации отходов. В решении суда не указаны координаты нахождения несанкционированной свалки, кадастровый номер земельного участка. В случае отсутствия у администрации денежных средств на проведение буртования, имеется возможность обращения в Правительство РБ с соответствующей заявкой.
Представитель Правительства РБ Романова О.С. доводы жалобы поддержала, полагала, что отсутствие в решении суда указаний координат свалки влечет его неисполнимость. Выделение Минприроды РБ финансовых средств на ликвидацию свалки может быть нецелевым использованием бюджета, поскольку действующим законодательством не предусмотрена обязанность финансирования ликвидации конкретной свалки.
Представитель ООО «ЭкоАльянс» Стецура Т.С. законность решения суда поддержала, пояснила, что в связи с изменениями законодательства РФ по обращению с твердыми коммунальными отходами с органов местного самоуправления обязанность по ликвидации свалок не снимается.
Изучив материалы дела, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
По делу установлено, что 30 апреля 2019 года в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республики Бурятия в Хоринском районе поступило обращение от жителей микрорайона <...> о принятии мер по запрету обустройства полигона твердых бытовых отходов (свалки) и дальнейшей его эксплуатации в местности <...>
Согласно Акту планового (рейдового) осмотра обследования земельного участка от 3 июня 2019 года № 17 специалистом Комитета по управлению муниципальным хозяйством и имуществом был осуществлен выезд на место несанкционированной свалки, в ходе осмотра которого установлено, что на территории местности <...>. имеется несанкционированная свалка, захламленная бытовыми отходами на площади около <...> Согласно материалам инвентаризации земель <...>, изготовленный Бурятским предприятием института ВостсибНИИгипрозем в 2001 году земельный участок расположен в границах <...>В едином государственном реестре недвижимости сведения о земельном участке отсутствуют.
По сведениям администрации МО СП «Хоринское», свалка в данном месте существует около тридцати лет. Ею пользовались жители микрорайонов <...>. Имеется указатель «свалка мусора 100 м.» на опоре электролинии инв. № 1173.
По сообщению Правительства РБ, полномочие по очистке территории от отходов финансово обеспечено. В 2017 году в соответствии с Законом Республики Бурятия от 21 декабря 2016 года № 2212-V «О республиканском бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» было предусмотрено финансирование в объеме 400 млн. руб., по разделу 14, подразделу 03, целевой статье 6620272140, коду главного распорядителя средств республиканского бюджета 809.
Из них 7 132 800 руб., согласно приложению № 35, таблицы 2.12 Закона Республики Бурятия от 21 декабря 2016 года № 2212-V «О республиканском бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», были выделены Хоринскому району.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении»), заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ
Из приведенных выше норм процессуального права и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по их применению следует, что право определения предмета и основания иска принадлежит только истцу.
Таким образом, рассмотрение дела в пределах заявленных требований означает присуждение истцу не более того, о чем он указал в предмете заявленного иска, и по тем основаниям (фактическим обстоятельствам), которые приведены истцом в обоснование иска, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Таким образом, истец самостоятелен в определении способа защиты нарушенного права, следовательно, истец, исходя из принципа диспозитивности, избрал один из предусмотренных способов защиты нарушенного права, как то понуждение органов местного самоуправления и регионального оператора провести буртование рассматриваемого несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Вместе с тем, по мнению коллегии, требованиями статьи 51 Главы 7 указанного Федерального закона, с учетом положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия их на здоровье человека и окружающую среду определены в Федеральном законе от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В силу ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 указанного закона содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
По правилам, установленным ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с положениями Федерального закона «Об отходах производства и потребления» Правительство РФ постановлением от 12 ноября 2016 года № 1156 утвердило Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее Правила).
Указанными Правилами установлен порядок транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов (главы 2 и 3 Правил).
Согласно п. 3 Общих положений Правил накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства РФ и законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Принимая во внимание указанные выше положения законодательства об охране окружающей среды, коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска ТО Управления Росприроднадзора по РБ в Хоринском районе о понуждении ответчиков по проведению буртования несанкционированной свалки, поскольку подобный способ обращения с твердыми коммунальными отходами законодательством не предусмотрен.
Согласно п. 4 названных выше Правил обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Постановлением Правительства РБ от 09 декабря 2016 года № 570 утверждены Правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории РБ.
В соответствии с п. 3.16 Правил региональный оператор обеспечивает обращение с твердыми коммунальными отходами, ранее размещенными в зоне деятельности Регионального оператора на земельных участках, не предназначенных для этих целей и указанных в документации об отборе, с указанием источника финансирования (при необходимости).
Согласно п. 3.17. региональный оператор ликвидирует места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к вводу, что независимо от времени образования несанкционированные свалки подлежат ликвидации региональным оператором, соответственно, оснований для обязания Министерства природных ресурсов РБ выделить средства ответчику МО «Хоринский район» на ликвидацию несанкционированной свалки в местности «<...> у районного суда не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Хоринского районного суда РБ от 29 октября 2019 года отменить и вынести по делу новое решение.
Исковое заявление ТО Управления Роспотребнадзора по РБ в Хоринском районе к МО СП «Хоринское», МО «Хоринский район», Министерству природных ресурсов РБ, ООО «ЭкоАльянс», Правительству Республики Бурятия о понуждении к исполнению законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения оставить без удовлетворения.
Председательствующий судья: О.З. Нимаева
Судьи коллегии: Е.С. Ваганова
Б.С. Семенов