Дело № 2а-1367/2017
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19.07.2017 г. Черногорск
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Лемперт И.Н.
при секретаре Петрик Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление представителя Администрации г. Черногорска Жибинова К.В. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Черногорска, через своего представителя Жибинова К.В., действующего по доверенности, обратилась в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что Администрация г. Черногорска является должником по исполнительному производству № *** – взыскатель Прокуратура г.Черногорска об обязании организовать в срок до 31.12.2016 уличное освещение пер.Рабочий г.Черногорска, обустройство пер.Рабочий пешеходным тротуаром, а также пешеходным переходом в районе МБДОУ «Белочка».
Судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по ОВИП УФССП России по РХ Ермаковой Н.М. на основании постановления о взыскании исполнительского сбора с Администрации г. Черногорска взыскано 50 000 руб. за неисполнение решения Черногорского городского суда РХ в отношении должника Администрации г. Черногорска.
По мнению представителя Администрации г. Черногорска имеются основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора в силу следующих обстоятельств: в целях исполнения судебного решения в части «обязать - организовать в срок до 31.12.2016: - уличное освещение пер. Рабочий г. Черногорска» Администрация г. Черногорска направило обращение Заместителю генерального директора - филиала ПАО «МРСК-Сибири» - «Хакасэнерго» с предложением согласовать проведения работ: организовать наружное освещение по переулку Рабочий в районе детского сада «Белочка».
Филиал ПАО «МРСК-Сибири» - «Хакасэнерго» на обращение сообщил для организации наружного освещения по переулку рабочий от *** до *** районе д/с Белочка проведения монтажа провода СИП и светильников наружного освещения на опорах ВЛ-0,4 кВ технически не представляется возможным по причине необходимости проведения реконструкции данного участка ВЛ.
В части судебного решения обустройство пер. Рабочий пешеходным тротуаром, а так же пешеходным переходом в районе МБДОУ «Белочка». МКУ «Отдел капитального строительства» заключен муниципальный 17.04.2017г. с ООО «ДРСУ плюс» на выполнение работ «Устройство тротуаров, парковочной площадки для автомобилей, дорожных ограждений». Место проведения работ ул. Садовая (р-он д/с «Белочка»).
В настоящее время работы завершаются, готовятся акты о приемке выполненных работ.
Администрация города Черногорска считает, что вышеуказанные обстоятельства, с учётом принимаемых истцом мер к исполнению судебного решения, являются основанием дли освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Стороны в судебное заседание не явились, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела.
Судебный пристав-исполнитель, представитель УФССП России по РХ, взыскатели, в судебное заседание не явились, будучи о нем уведомленными. Судебный пристав-исполнитель Ермакова Н.М. в телефонном режиме ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что решением Черногорского городского суда РХ от 21.06.2016 по гражданскому делу по иску прокурора г.Черногорска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Черногорска о возложении обязанности организовать уличное освещение, пешеходный переход и пешеходный тротуар - иск удовлетворен.
Обязать Администрацию г. Черногорска организовать в срок до 31.12.2016:
- уличное освещение пер. Рабочий г. Черногорска;
- обустройство пер. Рабочий в г. Черногорске пешеходным тротуаром, а также пешеходным переходом в районе МБДОУ «Белочка», расположенного по адресу: г. Черногорск, пер. Рабочий, ***.
Решение вступило в законную силу 06.10.2016
На основании исполнительного листа *** от 21.06.2016, выданного Черногорским городским судом Республики Хакасия, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления ФССП по Республике Хакасия Ермаковой Н.М., вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства ***-ИП от 01.12.2016 – взыскатель Прокуратура г.Черногорска, в отношении должника Администрации г. Черногорска.
Должнику для добровольного исполнения требования исполнительного документа предоставлен срок 5 дней.
Установлено, что в 5-дневный срок решение суда не исполнено.
Определением Черногорского городского суда от 08.12.2016 Администрации г. Черногорска предоставлена отсрочка исполнения решения Черногорского городского суда от 21.06.2016 по гражданскому делу *** по иску прокурора г.Черногорска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Черногорска о возложении обязанности организовать уличное освещение, пешеходный переход и пешеходный тротуар на срок до 31.05.2017.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления ФССП по Республике Хакасия Ермаковой Н.М. от 29.06.2017 по исполнительному производства ***-ИП от 29.06.2017 – взыскатель Прокуратура г.Черногорска, по истечении срока, предоставленного для добровольного исполнения, с Администрации города Черногорска взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
В соответствии с положениями статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В ходе судебного заседания установлен, что решением Черногорского городского суда РХ от 21.06.2016 на Администрацию г. Черногорска возложена обязанность организовать в срок до 31.12.2016:
- уличное освещение пер. Рабочий г. Черногорска;
- обустройство пер. Рабочий в г. Черногорске пешеходным тротуаром, а также пешеходным переходом в районе МБДОУ «Белочка», расположенного по адресу: г. Черногорск, пер. Рабочий, ***.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 № 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
В соответствии с п.п. 5, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; а также организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц).
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
В силу п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под элементами обустройства автомобильных дорог понимаются сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Пунктом 4.6 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» предусмотрено, что дороги должны иметь наружное освещение.
Организация освещения улиц отнесена к полномочиям Администрации г. Черногорска и п. 8 ст. 36 Устава г. Черногорска, утвержденного решением Совета депутатов города от 28.06.2005 № 38.
Пунктами 4.5.1.1-4.5.1.3, 4.6.11 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования» предусмотрено, что в населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений, тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке – с одной стороны. На дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты, устраивают тротуары и пешеходные дорожки. На автомобильных дорогах, на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 метров, должно быть предусмотрено стационарное электрическое освещение.
Следовательно, к компетенции органов местного самоуправления городского округа относится освещение дорог, обеспечение безопасности дорожного движения, дорожная деятельность.
Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ тротуары отнесены к элементам обустройства автомобильных дорог.
В силу названных положений федерального законодательства дорожная деятельность, в том числе путем обустройства тротуаров, организации уличного освещения является обязанностью Администрации г. Черногорска.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с принятием должником всех мер для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования.
Во исполнение требований судебного пристава-исполнителя, в целях скорейшего обеспечения исполнения судебного решения Администрацией г. Черногорска в части «обязать - организовать в срок до 31.12.2016: - уличное освещение пер. Рабочий г. Черногорска» направлено обращение Заместителю генерального директора - филиала ПАО «МРСК-Сибири» - «Хакасэнерго» с предложением согласовать проведение работ: организовать наружное освещение по переулку Рабочий в районе детского сада «Белочка».
В части судебного решения обустройство пер. Рабочий пешеходным тротуаром, а так же пешеходным переходом в районе МБДОУ «Белочка». МКУ «Отдел капитального строительства» заключен муниципальный 17.04.2017 с ООО «ДРСУ плюс» на выполнение работ «Устройство тротуаров, парковочной площадки для автомобилей, дорожных ограждений». Место проведения работ ул. Садовая (р-он д/с «Белочка»).
В настоящее время работы завершаются, готовятся акты о приемке выполненных работ.
В действиях должника отсутствует факт намеренного уклонения от исполнения решения суда, отсутствие реальной возможности в установленный судебным приставом срок исполнить требования исполнительного листа, размер исполнительского сбора явно несоразмерен сумме взыскания, и, указанные обстоятельства могут быть признаны исключительными.
Учитывая, изложенное суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Администрации г. Черногорска об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.198-199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №***-░░ ░░ 29.06.2017, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░