Адм. дело № 5-434/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
11 мая 2018 г. г.Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Шопина Е.В., рассмотрев материал об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении Шевченко Юлии Викторовны, дата года рождения, уроженца адрес, гражданки РФ, зарегистрированной по адресу: адрес, проживающей по адресу: адрес,
установил:
Шевченко Ю. В. дата в ------ минут приняла участие в несогласованном с администрацией г.Чебоксары публичном мероприятии в форме митинга на адрес, расположенной по адресу: адрес, с использованием средства наглядной агитации, при этом на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить данное мероприятие не реагировала, тем самым нарушила требования ст. ст. 6,17 Федерального закона РФ от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях».
В судебном заседании Шевченко Ю. В. вину признала частично, указав на конституционное право на выражение своего мнения и неправомерный, по ее мнению, отказ администрации г. Чебоксары в даче разрешения на проведение митинга и шествия организатору ФИО4; сама она организатором публичного мероприятия не являлась.
УУП ОП-1 УМВД России по г.Чебоксары ФИО6, составивший протокол об административном правонарушении, считает доводы Шевченко Ю. В. несостоятельными и просит привлечь ее к административной ответственности за совершенное правонарушение.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, судья приходит к следующему.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок организации и проведения публичного мероприятия установлен главой 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
Публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 данной статьи митинг – это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона N 54-ФЗ участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Обязанности участника публичного мероприятия установлены частью 3 статьи 6 Федерального закона N 54-ФЗ. Согласно данной норме участник обязан выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление этой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 мая 2012 года N 12-П "По делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 3 части 4 статьи 5 и пункта 5 части 3 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с жалобой гражданина К.", исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантирует только право на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно пункту 1 статьи 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, статья 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Как следует из представленных материалов дела и фактических обстоятельств дела, дата ФИО4 и ФИО7, как организаторы публичного мероприятия уведомили орган местного самоуправления - администрацию города Чебоксары - о намерении провести публичное мероприятие в форме шествия и митинга дата с ------. до ------. по маршруту: от пересечения улиц адрес, далее по адрес до адрес, с митингом на адрес, с целью: «Митинг за право быть гражданином России» с предполагаемым количеством участников - 500 человек.
Дополнением к уведомлению от дата., дата. ФИО4 указала, что указанное шествие предполагается провести по тротуарам, и на иное место проведение не согласна.
В ответ на данное уведомление дата. администрацией г.Чебоксары ФИО4 было сообщено, что проведение публичного мероприятия в форме шествия по предложенному маршруту следования невозможно, в связи с установленным запретом, согласно ст. 5 Закона Чувашской Республики от 30.11.2012 № 77. Сообщено, что дата на адрес в указанный период времени запланировано проведение «Фестиваля спортивных мастер классов». ФИО4 было предложено провести митинг на территории одного из специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, утвержденного постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 26.12.2012 № 598 – адрес, центральная площадка, расположенная между адрес
Дополнением к уведомлению от дата., дата. и дата. ФИО4 указала, что указанное шествие предполагается провести по тротуарам, и на иное место проведение не согласна.
Письмом от дата администрацией г.Чебоксары повторно предложено провести публичное мероприятие в форме митинга на территории одного из специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 № 598 – адрес, центральная площадка, расположенная между адрес
Из приведенных выше доказательств, а также рапорта старшего УУП ОУУП и ПДН ОП № 1 УМВД России по г.Чебоксары ФИО6, справки просмотра видеозаписи от дата., исследованных в ходе судебного заседания видеозаписей следует, что Шевченко Ю. В. дата около ------ мин. приняла участие в несогласованном с администрацией г.Чебоксары публичном мероприятии в форме митинга с использованием плаката, при этом на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить данное мероприятие не реагировала.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от дата. ФИО4 отказано в удовлетворении иска к администрации города Чебоксары о признании незаконным действия по несогласованию публичного мероприятия в форме шествия, которое предполагается провести дата, с ------ до ------ по маршруту адрес, от пересечения улиц адрес, далее по ул. адрес до адрес, с митингом на адрес; по отказу в проведении альтернативного публичного мероприятия в форме шествия, которое предлагается провести дата, с ------ до ------ по маршруту: адрес, от адрес, далее – по адрес до сквера им. ФИО9 с митингом в сквере им. ФИО9, около памятника ФИО9 и предложению альтернативного места.
Из материалов дела следует, что Шевченко Ю. В. дата около ------ приняла участие в несогласованном публичном мероприятии в форме митинга на адрес по адрес, с использованием средств наглядной агитации - плаката, при этом на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить данное мероприятие не реагировала. Указанные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Шевченко Ю. В. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении -----, составленным дата старшим УУП ОП № 1 УМВД России по г.Чебоксары ФИО6, в котором отражены вышеизложенные обстоятельства совершенного правонарушения; рапортом старшего УУП ОУУП и ПДН ОП №1 УМВД России по г. Чебоксары ФИО6 о совершении Шевченко Ю. В. вмененных ей нарушений – участии в проведении несанкционированного публичного мероприятия в виде митинга на адрес по адрес, проводимого с использованием средства наглядной агитации - плаката, при этом на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить данное мероприятие Шевченко Ю. В. не реагировала.
Свидетель ФИО10 в своих объяснениях от дата пояснила, что дата в ходе несения службы по охране общественного порядка на адрес около адрес была выявлена Шевченко Ю. В., которая участвовала в проведении несанкционированного публичного мероприятия в виде митинга по пешеходному тротуару по маршруту от адрес по адрес до сквера им. ФИО9 адрес с использованием во время проведения средства наглядной агитации – держала в руках плакат, на котором было написано «------», при этом на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить данное мероприятие Шевченко Ю. В. не реагировала. По пути следования использовала флаг, выкрикивала лозунги.
Данный рапорт и показания свидетеля подтверждаются видеозаписью места проведения публичного мероприятия и фотоматериалами. Из содержания видеозаписи и представленных фотоматериалов следует, что Шевченко Ю. В. в ходе проведения публичного мероприятия в форме митинга присутствовала на митинге с плакатом в составе группы участников; продолжала свои действия, несмотря на предложение сотрудников полиции прекратить эти действия.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Оснований сомневаться в вышеприведенных доказательствах, у суда не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы, соответствуют друг другу и в своей совокупности устанавливают одни и те же обстоятельства правонарушения, не оспариваются и самой Шевченко Ю. В.
Несоблюдение Шевченко Ю. В. указанных выше требований закона с учетом конкретных обстоятельств дела дают правовые основания для квалификации её действий по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Доводы Шевченко Ю. В. о том, что администрация г. Чебоксары незаконно, по её мнению, отказала в проведении шествия и демонстрации организатору ФИО4 не принимаются судом во внимание. Как следует из представленного в материалы дела не вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда от дата по делу ----- по административному исковому заявлению ФИО4 к администрации г. Чебоксары о признании незаконным решения об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме шествия, митинга, в том числе альтернативного публичного мероприятия, и предложению альтернативного места проведения публичного мероприятия административному истцу отказано в удовлетворении административного искового заявления с предложением альтернативного места его проведения.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3).
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными в ряде международно-правовых документов, включая Всеобщую декларацию прав человека (пункт 1 статьи 20), а также Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 21 которого допускает введение тех обоснованных ограничений права на мирные собрания, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Право на свободу собраний закреплено также в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее, в силу пункта 2 статьи 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от 26 июля 2007 года по делу "М. против Российской Федерации", от 14 февраля 2006 года по делу "Христианско-демократическая народная партия против Молдовы" и от 20 февраля 2003 года по делу "Джавит Ан (Djavit An) против Турции").
При таких обстоятельствах, участие в публичном мероприятии Шевченко Ю. В., в нарушение требований положений Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ, не свидетельствует о нарушении ее прав на свободу выражения мнения и свободу собраний.
Доводы Шевченко Ю. В. об отсутствии оснований для прекращения публичного мероприятия со стороны административного органа не принимаю во внимание.
Ст. 17 Федерального закона № 54-ФЗ предусмотрен порядок прекращения публичного мероприятия и указано: 1. В случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления: 1) дает указание организатору публичного мероприятия прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения, и в течение 24 часов оформляет данное указание письменно с вручением организатору публичного мероприятия; 2) устанавливает время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия; 3) в случае невыполнения организатором публичного мероприятия указания о его прекращении обращается непосредственно к участникам публичного мероприятия и устанавливает дополнительное время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия. 2. В случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники полиции (военнослужащие и сотрудники войск национальной гвардии Российской Федерации) принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. Порядок прекращения публичного мероприятия, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, не применяется в случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий. В этих случаях прекращение публичного мероприятия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. Неисполнение законных требований сотрудников полиции (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации) или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Таким образом, сотрудники полиции имели право и полномочия на прекращение публичного мероприятия.
Доводы Шевченко Ю. В. о применении к ней излишней меры государственного принуждения в виде задержания не принимаю во внимание как основание незаконности протокола.
В соответствии с положениями ст. 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: 1) доставление; 2) административное задержание.
Таким образом, доставление и задержание являются не мерами государственного принуждения, а законными мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, установленными КоАП РФ и их применение законом отнесено на усмотрение административного органа.
Прекращение неразрешенного митинга и доставление его участников в органы внутренних дел при этом не явились излишними мерами, поскольку имели цель не только обеспечения производства по делу об административном правонарушении, но также и отвечали интересам обеспечения безопасности самих участников несанкционированного публичного мероприятия и защищали их от возможных посягательств лиц, имеющих иные взгляды на общественные и политические процессы.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, Шевченко Ю. В. подлежит привлечению к административной ответственности за совершение вмененного правонарушения.
При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновной, отсутствие отягчающих и смягчающих вину обстоятельств, ее материальное положение (отсутствие доходов), отсутствие инвалидности, другие обстоятельства в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ, и полагает необходимым назначить административное наказание в виде обязательных работ в минимальном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.23.1, 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Шевченко Юлию Викторовну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ и назначить ей административное наказание в виде обязательных работ на срок 20 (двадцать часов).
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Мотивированное постановление изготовлено 13 мая 2018 года.
Судья Е.В.Шопина