Решение по делу № 33а-2657/2022 от 24.01.2022

Судья: Джагрунов А.А. Дело №33а-2657/2022

УИД 61RS0050-01-2021-000748-65

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    

14 февраля 2022 года г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Авиловой Е.О.,

судей: Сачкова А.Н., Новиковой И.В.,

при секретаре Горбатько А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Пролетарского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Пролетарского района Ростовской области о признании незаконным бездействия, обязании ликвидировать несанкционированные свалки отходов, по апелляционной жалобе Администрации Пролетарского района Ростовской области на решение Пролетарского районного суда Ростовской области от 4 октября 2021 года.,

заслушав доклад судьи Авиловой Е.О., судебная коллегия по административным делам

установила:

И.о. прокурора Пролетарского района Ростовской области обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с административным исковым заявлением к Администрации Пролетарского района Ростовской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, обязании ликвидировать несанкционированные свалки отходов.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что в ходе проведенной проверки соблюдения на территории муниципальных образований Пролетарского района Ростовской области требований санитарно-эпидемиологического законодательства, выявлены нарушения Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В результате проверки установлены факты несанкционированного размещения отходов на территории Пролетарского района Ростовской области в границах Буденовского, Дальненского, Ковринского, Мокроельмутянского, Николаевского и Суховского сельских поселений на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

И.о. прокурора Пролетарского района Ростовской области указал, что в нарушение требований действующего законодательства Администрацией Пролетарского района Ростовской области не обеспечена надлежащая организация сбора и вывоза бытовых отходов, о чем 20 апреля 2021 года в адрес главы Администрации Пролетарского района Ростовской области вынесено представление об устранении нарушений № 808/р, которое рассмотрено, однако нарушения законодательства по результатам его рассмотрения фактически не устранены. На момент обращения с настоящими административными исковыми требованиями свалочные очаги не ликвидированы.

Указанное бездействие органа местного самоуправления нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду.

С учетом изложенных обстоятельств и.о. прокурора Пролетарского района Ростовской области просил суд признать незаконным бездействие Администрации Пролетарского района Ростовской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Пролетарского района Ростовской области в границах Буденновского, Дальненского, Ковринского, Мокроельмутянского, Николаевского и Суховского сельских поселений на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена; обязать Администрацию Пролетарского района Ростовской области ликвидировать места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на указанных земельных участках.

Решением Пролетарского районного суда Ростовской области от 4 октября 2021 года требования и.о. прокурора Пролетарского района Ростовской области удовлетворены в полном объеме.

Суд признал незаконным бездействие Администрации Пролетарского района Ростовской области, выразившееся в не принятии мер по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов; обязал Администрацию Пролетарского района Ростовской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенных:

- Пролетарский район, ст. Буденновская, свалка твердых коммунальных отходов площадью 1,7 га, координаты местонахождения: N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН;

- Пролетарский район, х. Дальний, свалка твердых коммунальных отходов площадью 8 га, координаты местонахождения: N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН;

- Пролетарский район, х. Коврино, свалка твердых коммунальных отходов площадью 2 га; координаты местонахождения: N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН;

- Пролетарский район, х. Мокрая Ельмута, свалка твердых коммунальных отходов площадью 1,5 га; координаты местонахождения: N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН;

- Пролетарский район, х. Привольный, свалка твердых коммунальных отходов площадью 2 га, координаты местонахождения: N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН;

- Пролетарский район, х. Сухая Ельмута, свалка твердых коммунальных отходов площадью 2 га; координаты местонахождения: N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН;

- Пролетарский район, х. Красный Скотовод, свалка твердых коммунальных отходов площадью 2 га, координаты местонахождения: N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН;

- Пролетарский район, х. Сухой, свалка твердых коммунальных отходов площадью 3 га; координаты местонахождения: N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.

В апелляционной жалобе Администрация Пролетарского района Ростовской области просит об отмене решения суда как незаконного, необоснованного и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Заявитель апелляционной жалобы обращает внимание на то, что судом не принято во внимание то обстоятельство, что 6-месячный срок исполнения решения суда приходится на зимний период, в связи с чем решение суда не может быть исполнено в срок в силу неблагоприятных погодных условий.

Кроме того, административный ответчик обращает внимание судебной коллегии на то обстоятельство, что на реализацию указанного вопроса местного назначения, участие организации по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, денежных средств из областного или федерального бюджета не выделялось.

В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Пролетарского района Ростовской области просила об отказе в удовлетворении доводов апелляционной жалобы, оставлении решения суда без изменения.

В судебном заседании апелляционной инстанции старший прокурор отдела прокуратуры Ростовской области Дмитренко О.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.

Дело рассмотрено в порядке ст. 150 КАС Российской Федерации в отсутствие представителя административного ответчика - Администрации Пролетарского района Ростовской области, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, заслушав представителя административного истца - старшего прокурора отдела прокуратуры Ростовской области Дмитренко О.В., судебная коллегия по административным делам не находит оснований, предусмотренных положениями ст. 310 КАС Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.

Статья 39 КАС Российской Федерации предусматривает право прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Разрешая заявленный спор и принимая решение об удовлетворении административных исковых требований и.о. прокурора Пролетарского района Ростовской области, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», принимая во внимание, что указанные в административном иске места несанкционированного размещения отходов находятся на территории Пролетарского района Ростовской области, на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, пришел к выводу о том, что, именно на административного ответчика, в пределах его компетенции, возложена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Пролетарского района Ростовской области, и соответственно, по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст. 42 Конституции Российской Федерации и п.1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ст. 1 настоящего Федерального закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с п.1. ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Пунктом 2 настоящей статьи предусмотрено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пункт 1 статьи 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.

В соответствии с ч.2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», устанавливающим термины и определения основных понятий, необходимых для регулирования, организации, проведения работ, а также нормативно-методического обеспечения при обращении с отходами: твердыми, жидкими (сбросами), газообразными (выбросами), шламами и смесями на различных этапах их технологического цикла, и распространяющимся на ликвидацию любых объектов, идентифицированных как отходы, которые могут рассматриваться как биосферозагрязнители, определено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).

На основании статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с п.п. 11, 24 ч. 1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа;участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Таким образом, прямая обязанность по участию в организации деятельности по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, прокуратурой Пролетарского района Ростовской области проведена проверка исполнения природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории муниципальных образований Пролетарского района, в части принятия органами местного самоуправления района мер к ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов.

В ходе проведенной прокуратурой Пролетарского района Ростовской области проверки установлены факты складирования твердых коммунальных отходов на территории Пролетарского района Ростовской области в границах Буденовского, Дальненского, Ковринского, Мокроельмутянского, Николаевского и Суховского сельских поселений на землях неразграниченной государственной собственности в следующих местах:

- Пролетарский район, ст. Буденновская, свалка твердых коммунальных отходов площадью 1,7 га, координаты местонахождения: N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН;

- Пролетарский район, х. Дальний, свалка твердых коммунальных отходов площадью 8 га, координаты местонахождения: N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН свалка расположена на двух земельных участках с кадастровыми номерами НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН;

- Пролетарский район, х. Коврино, свалка твердых коммунальных отходов площадью 2 га; координаты местонахождения: N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, свалка расположена на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН;

- Пролетарский район, х. Мокрая Ельмута, свалка твердых коммунальных отходов площадью 1,5 га; координаты местонахождения: N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, свалка расположена частично в границах земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН;

- Пролетарский район, х. Привольный, свалка твердых коммунальных отходов площадью 2 га, координаты местонахождения: N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, свалка расположена на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН;

- Пролетарский район, х. Сухая Ельмута, свалка твердых коммунальных отходов площадью 2 га; координаты местонахождения: N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, свалка расположена на двух земельных участках: частично на участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН;

- Пролетарский район, х. Красный Скотовод, свалка твердых коммунальных отходов площадью 2 га, координаты местонахождения: N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, земельный участок не сформирован;

- Пролетарский район, х. Сухой, свалка твердых коммунальных отходов площадью 3 га; координаты местонахождения: N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, свалка расположена на двух земельных участках: частично на участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и частично на участке – НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.

Кроме того, 3 свалки коммунальных отходов, из числа указанных, расположены на земельных участках сельскохозяйственного назначения, предоставленных в аренду для целей выпаса скота гражданам:

- Пролетарский район, в х. Коврино, земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, входящем в единое землепользование с земельным участком - НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН – заключен договор аренды от 9 апреля 2021 года № 7/21 с/х между КУМИ Администрации Пролетарского района Ростовской области и ФИО11

- Пролетарский район, х. Привольный на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН – заключен договор аренды от 24 июля 2020 года № 29/2020 между КУМИ Администрации Пролетарского района Ростовской области и ФИО12.;

- Пролетарский район, х. Сухая Ельмута на земельном участке с кадастровым номером 61:31:0000000:9190 – заключен договор аренды от 18 октября 2013 года № 8/13 с/х между КУМИ Администрации Пролетарского района Ростовской области и ФИО13

По результатам проведенной проверки исполнения законов в сфере охраны окружающей среды прокуратурой Пролетарского района Ростовской области установлено что мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления на соответствующих земельных участках муниципальным образованием «Пролетарский район» в лицу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Пролетарского района Ростовской области, а также их арендаторами ФИО14., ФИО15 и ФИО16 не проводятся, в связи с чем 20 апреля 2021 года главе Администрации Пролетарского района Ростовской области вынесено представление об устранении нарушений № 808/р, в котором Администрации Пролетарского района Ростовской области указывалось на необходимость принятия мер, направленных на ликвидацию свалочных очагов на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах Пролетарского района Ростовской области.

Судом установлено, что на момент обращения и.о. прокурора Пролетарского района Ростовской области с настоящими административными требованиями свалочные очаги на территории Пролетарского района Ростовской области не ликвидированы.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Администрацией Пролетарского района Ростовской области, в нарушение требований Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона «Об отходах производства и потребления», требований ГОСТа 30772-2001, введенного Постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 года № 607-ст, не обеспечена надлежащая организация сбора и вывоза бытовых отходов на территории Пролетарского района Ростовской области, не осуществлена ликвидация несанкционированных мест их складирования.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Устава муниципального образования «Пролетарский район», утвержденного решением Собрания депутатов Пролетарского района от 31 октября 2019 года № 267 в состав Пролетарского района Ростовской области входят следующие муниципальные образования: Пролетарское, Буденовское, Дальненское, Ковринское, Мокроельмутянское, Николаевское, Огневское, Опекинское, Суховское, Уютненское сельские поселения.

Поскольку п. 15 ст. 3 вышеуказанного Устава установлено, что к вопросам местного значения Пролетарского района Ростовской области в том числе относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Пролетарского района, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие Администрации Пролетарского района Ростовской области по непринятию мер по ликвидации несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Пролетарского района Ростовской области в границах Буденовского, Дальненского, Ковринского, Мокроельмутянского, Николаевского и Суховского сельских поселений на землях неразграниченной государственной собственности и обязал Администрация Пролетарского района Ростовской области ликвидировать места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на указанных земельных участках.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к невозможности ликвидации свалок в силу отсутствия в бюджете Администрации Пролетарского района Ростовской области денежных средств и зимнего периода времени. Доводы об отсутствии денежных средств не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения Администрации Пролетарского района Ростовской области от выполнения установленной законом обязанности и отказа в удовлетворении административного иска.

Что касается доводов административного ответчика о неразумности сроков выполнения установленной судом обязанности по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов в размере 6 месяцев, то судебная коллегия относится к ним критически. Установленный срок, по мнению судебной коллегии, является разумным в виду следующего. Начало исчисления срока исполнения судебного решения связано с датой вступления решения суда в законную силу, т.е. с 14 февраля 2022г., таким образом, период до 14 августа 2022г. выпадает преимущественно на весенний и летний период, вопреки заявлениям административного ответчика. Кроме того, в случае наличия объективных препятствий для исполнения судебного решения, Администрация Пролетарского района Ростовской области не лишена возможности обратиться с заявлением в порядке ст. 189 КАС РФ об отсрочке исполнения указанного судебного решения.

Судебная коллегия считает, что разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Пролетарского районного суда Ростовской области от 4 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Пролетарского района Ростовской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий: Авилова Е.О.

Судьи: Сачков А.Н.

Новикова И.В.

Мотивированное апелляционное определение составлено 24 февраля 2022 года.

33а-2657/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
И.о. Прокурора Пролетарского района РО
Ответчики
Администрация Пролетарского района РО
Суд
Ростовский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.ros.sudrf.ru
14.02.2022Судебное заседание
24.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее