2-3749/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2015 года г.Октябрьский РБ
Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Сайфуллина И.Ф.,
при секретаре Гардановой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3749/15 по исковому заявлению Филонченко И.А. к Шарипова А.Р. о признании утратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета,
У С Т А Н О В И Л:
Филонченко И.А. обратился в суд с иском к Шарипова А.Р. о признании утратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета, мотивируя свои требования тем, что он является собственником квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>, в которой помимо него с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована ответчик не являющаяся членом его семьи, которую зарегистрировал временно бывший собственник, умерший Л.В.А. Ответчик не несет бремя расходов по уплате коммунальных платежей, в квартире не проживает и не появляется. Исходя из изложенного просит признать Шарипова А.Р. прекратившей право пользования квартирой № в <адрес> и снять её с регистрационного учета по указанному адресу.
Филонченко И.А. в судебное заседание не явился, извещался о дате, времени и месте рассмотрения дела, направил своего представителя И.С.А., которая заявленные требования истца поддержала, просила их удовлетворить.
Шарипова А.Р., извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, её интересы представлял Х.Г.А. и Ш.З.Н., которые просили в иске Филонченко И.А. отказать, мотивируя тем, что в настоящее время их доверитель Шарипова А.Р. является <данные изъяты> и до окончания срока обучения, а именно по ДД.ММ.ГГГГ, проживает в <данные изъяты>, а потому снятия её с регистрационного учета повлечет прекращение пользования общежитием. <данные изъяты>.
Представитель 3-го лица отдел УФМС России по <адрес> в суд не явился, извещался о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, оценив их, выслушав представителей истца и ответчика, суд приходит к следующему выводу:
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации
Согласно ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом
Из свидетельства о смерти серии № следует, что Л.В.А. умер ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что Филонченко И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию приобрел в собственность квартиру, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии №, расположенную по адресу: <адрес>.
Как видно из справки ОАО «Жилуправление» от ДД.ММ.ГГГГ № в данной квартире по настоящее время зарегистрирована Шарипова А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ответчиком после смены собственника, какого-либо соглашения с новым собственником, а именно Филонченко И.А., о порядке пользования жилым помещением не заключалось.
Более того, ответчик в судебном заседании пояснила, что она в зарегистрированной квартире никогда не проживала, личных вещей в квартире не имеет и не хранит, фактически проживает у Ш.З.Н., которая постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № назначена <данные изъяты>.
Данное обстоятельство Ш.З.Н. в судебном заседании подтвердила, в то же время указала, что ребенок был зарегистрирован по названному адресу по устной договоренности с умершим.
Указанное также нашло свое подтверждение в пояснениях свидетелей, допрошенных в судебном заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ.
Так, свидетель Г.Л.М. пояснила суду, что она является <данные изъяты> по квартире, проживает в <адрес>, в данной квартире проживает с ДД.ММ.ГГГГ, Шарипова А.Р. не знает и ни разу не видела.
Свидетель О.В.В. показала, что она, буду <данные изъяты>, проживающей в <адрес> того же жома, в которой проживает с ДД.ММ.ГГГГ, а по совместительству является <данные изъяты>, иных жильцов квартиры кроме истца не знаю, арендаторов тоже не знаю.
Как следует из пояснений ответчика, Шарипова А.Р. никаких требований относительно жилого помещения не предъявляла и не предъявляет, вселиться не пыталась и не пытается, личных вещей в квартире не имела и не имеет, как и конфликтных отношений с истцом, доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии со ст. 209, 304 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения.
Возражая в удовлетворении требований истца, ответчик указывает на то, что она является <данные изъяты>.
Как следует из постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствие со ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации за <данные изъяты> Шарипова А.Р. закреплено право пользования и проживания в спорной квартире.
Согласно абз. 4 ч. 1 ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
При этом, следует отметить, что в силу ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывающая на возникновение у гражданина гражданской дееспособности с с наступлением совершеннолетия, дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение названного права до их совершеннолетия, то есть исполнения 18 лет.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лица из числа детей-сирот - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей, имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Положением ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определено, что дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью вне очереди не ниже установленных социальных норм.
По смыслу ч. 2 ст. 8 названной правовой нормы, регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Таким образом, названный довод в силу достижения ответчиком совершеннолетия не может иметь какого либо правового значения для рассмотрения названного спора, более того, ответчик, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не лишен права реализации права, предусмотренного ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», после окончания пребывания в образовательном учреждении.
В силу названного, также подлежит отклонению довод о том, что снятие с регистрационного учета послужит основанием для исключения её из числа детей сирот, которым однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, поскольку он основан на неверном толковании норм права.
Также подлежит отклонению довод ответчика о том, что снятия её с регистрационного учета повлечет прекращение пользования общежитием, поскольку в силу требований п. 11.1. Примерного положение о студенческом общежитии федерального государственного образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации, подведомственного Федеральному агентству по образованию, утвержденным Минобрнауки Российской Федерации 10.07.2007, выселение проживающих из общежития производится на основании приказа ректора (директора) образовательного учреждения только в случае: расторжения договора найма жилого помещения в общежитии по основаниям, предусмотренным в договоре; отчисления обучающихся из образовательного учреждения до окончания срока обучения по причине нарушения Правил; по личному заявлению проживающих; при отчислении обучающихся из образовательного учреждения по окончании срока обучения.
Согласно п. 32, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ», при временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (ст. 71 ЖК РФ). Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании ч. 3 ст. 83 ЖК РФ в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма.
Разрешая споры о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, судам надлежит выяснять: по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.
Отсутствие же у гражданина, добровольно выехавшего из жилого помещения в другое место жительства, в новом месте жительства права пользования жилым помещением по договору социального найма или права собственности на жилое помещение само по себе не может являться основанием для признания отсутствия этого гражданина в спорном жилом помещении временным, поскольку согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Установленные судом фактические обстоятельства, прямо свидетельствуют о добровольном отказе и на постоянной основе от реализации своего права пользования квартирой №, расположенной по адресу: <адрес>.
<данные изъяты>.
В связи с изложенным, суд считает обоснованными заявленные доводы о неправомерном сохранении за ответчиком в настоящее время права пользования жилым помещением, а также в силу ч. 2 ст. 292 ГК РФ, согласно которой переход права собственности на квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования.
В данном случае основания к сохранению за ответчиком права пользования жильем по месту регистрации отсутствуют, поскольку квартира, приобретенная Филонченко И.А., является его собственностью, что подтверждено надлежащими доказательствами, а за ответчиком право пользования квартирой не сохранено.
Более того, ответчик не является членом семьи истца, договор найма жилого помещения с ответчиком не заключался, не проживает в ней, не несет расходов по её содержанию и оплате коммунальных услуг, регистрация ответчика по данному адресу, как устанолвено, носит формальный характер, является административным актом
Кроме того, суд, исходя из изложенного, также приходит к выводу об отсутствии нарушения права ответчика на жилище, гарантированного ст. 40 Конституции Российской Федерации и ст. 71 ЖК РФ, так как в данной ситуации временного характера отсутствия ответчика не установлено.
В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» признание прекратившим право пользования жилым помещением является основанием для снятия гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства органом регистрационного учета.
В соответствии с пунктом 31 раздела 5 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, решение суда о признании утратившим право на жилплощадь является основанием для снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства в этом жилом помещении.
С учетом того, что регистрация ответчика Шарипова А.Р., прекратившей право пользования спорным жилым помещением ущемляет законные права собственника - истца Филонченко И.А., ответчик подлежит снятию с регистрационного учета по адресу месту жительства: <адрес>.
Признание ответчика утратившим право пользования жилым помещением, влечет снятие его с регистрационного учета органом регистрационного учета, в силу ст.7 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», п.31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Филонченко И.А. к Шарипова А.Р. о признании утратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета, удовлетворить.
Признать Шарипова А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратившей право пользования жилым помещением – квартирой №, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение является основанием для снятия с регистрационного учета Шарипова А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья И.Ф. Сайфуллин