УИД: 23RS0018-01-2023-001675-08
Дело № 2-2157/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 августа 2023 года город Саки
Сакский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Солодченко И.В.
при секретаре ФИО2
с участием помощника прокурора ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сакского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ромашкинская средняя школа», администрации Сакского района Республики Крым о понуждении к совершению определенных действий,
установил:
Сакский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ «Ромашкинская средняя школа» Сакского района Республики Крым, администрации Сакского района Республики Крым о понуждении совершить определенные действия.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Сакской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних в деятельности МБОУ «Ромашкинская средняя школа» Сакского района Республики Крым. По результатам проведенной проверки установлено, что МБОУ «Ромашкинская средняя школа» Сакского района Республики Крым не имеет периметрального ограждения, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора образовательного учреждения вынесено представление.
На день подачи иска в суд, выявленные прокуратурой в ходе проверки нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в образовательном учреждении не устранены, что, причиняет существенный вред законным интересам и правам несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников и технического персонала образовательного учреждения на безопасные условия обучения, воспитания, работы.
Сакский межрайонный прокурор просит:
- обязать администрацию Сакского района Республики Крым принять меры по финансированию необходимых мероприятий, связанных с устранением муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Ромашкинская средняя школа» нарушений требований санитарно-эпидемиологиского законодательства, а именно: оборудовать территорию учреждения целостным периметральным ограждением, в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
- обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ромашкинская средняя школа» Сакского района Республики Крым устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: оборудовать территорию учреждения целостным периметральным ограждением, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика - МБОУ «Ромашкинская средняя школа» Республики Крым в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, заявлений о рассмотрении дела в отсутствии представителя учреждения, возражений по заявленным требованиям суду не предоставлено.
Представитель ответчика – администрации Сакского района Республики Крым в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, заявлений о рассмотрении дела в отсутствии представителя учреждения, возражений по заявленным требованиям суду не предоставлено.
Суд, учитывая мнения участников процесса, руководствуясь положениями ст. 167 ГК РФ, считает возможным рассмотреть судебное заседание при данной явке.
Суд, заслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ).
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Согласно положениями п. 2 ч. 6 ст. 28 указанного Закона образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. ст. 28 Закона).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа; осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования (ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N "Об образовании в Российской Федерации").
Судом установлено, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ромашкинская средняя школа» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, местонахождение: <адрес>, основной вид деятельности – образование основное общее, что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРЮЛ.
Согласно Устава МБОУ «Ромашкинская средняя школа» Сакского района Республики Крым, утвержденному постановлением администрации Сакского района Республики Крым от 18.01.2018 года № 9 (далее - Устав), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение является бюджетным учреждением, находящимся в ведении муниципального образования Сакского района Республики Крым, которое является учредителем учреждения и собственником его имущества.
Из Устава основной целью деятельности учреждения является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования. Предметом деятельности является реализация основных и дополнительных общеобразовательных программ дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства, создание благоприятных условий для разностороннего развития личности. Согласно ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется, в том числе с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем.
В соответствии с положениями статьей 6, 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения расходных обязательств муниципального образования предназначен бюджет муниципального образования (местный бюджет), под которым понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено финансирование муниципальных учреждений в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств.
Согласно ст. ст. 5, 23, 75 Устава муниципального образования Сакский район Республики Крым, представительным органом муниципального образования Сакского района Республики Крым является Сакский районный совет Республики Крым, к компетенции которого отнесено утверждение бюджета муниципального образования, определение порядка по осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями. Бюджет Сакского района Республики Крым утверждается в форме решения Сакского районного совета.
Суд приходит к выводу, что исполнение требований законодательства по обеспечению надлежащего функционирования бюджетного образовательного учреждения является обязанностью ответчика.
Как усматривается из положений статьи 41 Устава муниципального образования Администрация Сакского района Республики Крым является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и республиканскими законами.
Кроме того, статьей 43 Устава к полномочиям администрации Сакского района Республики Крым отнесены:
- в области планирования, бюджета, финансов и учета: обеспечение составления проекта бюджета района (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана); внесение на утверждение Сакского районного совета проект бюджета района (проект бюджета и среднесрочный финансовый план) с необходимыми документами и материалами; обеспечение исполнения бюджета района и составление бюджетной отчетности, представляет отчет об исполнении бюджета района на утверждение <адрес> совета:
- в сфере образования и здравоохранения: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Республики Крым; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного, бесплатного дошкольного образования на территории района.
Согласно ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 2.2, п. 2.2.1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» на территории хозяйствующего субъекта должны соблюдаться следующие требования: собственная территория оборудуется наружным электрическим освещением, по периметру ограждается забором и зелеными насаждениями».
Как следует из материалов дела, 17.01.2023 года Сакской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних в деятельности МБОУ «Ромашкинская средняя школа» Сакского района Республики Крым (л.д.7).
По результатам проведенной проверки установлено, что МБОУ «Ромашкинская средняя школа» Сакского района Республики Крым не имеет периметрального ограждения, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ года в адрес директора образовательного учреждения внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних (л.д.9-11).
Согласно ответу директора МБОУ «Ромашкинская средняя школа» на представление Сакской межрайонной прокуратуры, были приняты исчерпывающие меры, направленные на устранение выявленных нарушений законодательства, и недопущении их в дальнейшем, а также причин и условий, способствующих нарушениям закона.
Из материалов дела следует, что директором МБОУ «Ромашкинская средняя школа» в адрес начальника отдела образования администрации Сакского района Республики Крым направлялись ходатайства о выделении денежных средств для устранения нарушений, а именно: для оборудования территории учреждения целостным периметральным ограждением (л.д. 12-15).
Ответчиками, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, не представлено.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.
В судебном заседании прокурор просил установить ответчикам шестимесячный срок со дня для исполнения решения суда со дня выделения финансирования.
Суд считает определенный прокурором шестимесячный срок со дня выделения финансирования, реальным для принятия ответчиками необходимых мер по исполнению решения суда, при этом действующее законодательство Российской Федерации не содержит оснований для освобождения обязанных лиц от финансирования мероприятий по антитеррористической защищенности в образовательных и дошкольных учреждениях и не ставит сроки выполнения таких мероприятий от финансовых возможностей соответствующих лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 и подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации организации, выступающие ответчиками в судах общей юрисдикции, признаются плательщиками государственной пошлины, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям.
В подпункте 8 пункта 1 данной статьи определено, что если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 103 ГПК РФ.
Согласно абзацам второму и третьему подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера госпошлина оплачивается физическими лицами в размере 300 рублей, организациями в размере 6 000 рублей.
Из приведенных правовых положений следует, что если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Как усматривается из материалов дела, требования неимущественного характера о понуждении устранить нарушения законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних заявлены прокурором в интересах неопределенного круга лиц - граждан, использующих и посещающих МБОУ «Ромашкинская средняя школа» Сакского района Республики Крым.
Вместе с тем в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по гражданским делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, при этом, согласно положениям статьи 333.34 Налогового кодекса Российской Федерации, МБОУ «Ромашкинская средняя школа» Сакского района Республики Крым не является лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины.
Следовательно, с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в том же размере - 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 103, 194 - 199, 320 - 321 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Сакского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ромашкинская средняя школа», администрация Сакского района Республики Крым о понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию Сакского района Республики Крым принять меры по финансированию необходимых мероприятий, связанных с устранением муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Ромашкинская средняя школа» Сакского района Республики Крым нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: оборудовать территорию учреждения целостным периметральным ограждением.
Установить срок исполнения: в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить обязанность на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ромашкинская средняя школа» Сакского района Республики Крым устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: оборудовать территорию учреждения целостным периметральным ограждением.
Установить срок исполнения: в течение 6 месяцев со дня выделения финансирования.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ромашкинская средняя школа» Сакского района Республики Крым в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Сакский районный суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.В. Солодченко