Судья Евтодеева А.В. Дело № 2-2293/2022
№ 33-978/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Булатова П.Г., Душечкиной Н.С.,
при секретаре судебного заседания Игнатовой К.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 21 апреля 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Попова В.В. к публичному акционерному обществу «Курганский машиностроительный завод» о признании незаконными приказов, распоряжения об отстранении от работы, возложении обязанности допустить к работе, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Попова В.В. на решение Курганского городского суда Курганской области от 16 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи областного суда Душечкиной Н.С. об обстоятельствах дела, пояснения истца Попова В.В., представителя истца Попова В.В. - Конева И.Ю., представителя ответчика публичного акционерного общества «Курганский машиностроительный завод» Абсалямовой И.Н., судебная коллегия
установила:
Попов В.В. обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу «Курганский машиностроительный завод» (далее – ПАО «Курганмашзавод») о признании незаконными приказов, распоряжения об отстранении от работы, возложении обязанности допустить к работе, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указал, что на основании трудового договора от 12.10.2015 работает в ПАО «Курганмашзавод» в должности электросварщика. Распоряжением ПАО «Курганмашзавод» от 19.11.2021 № 531 он отстранен от работы в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) без сохранения заработной платы. Считает приказы ПАО «Курганмашзавод» от 15.10.2021 № 489 и от 01.11.2021 № 519 в части отстранения работников от работы и распоряжение об отстранении от работы незаконными, поскольку выполняемая им работа не входит в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок. Также указал, что вакцинация против коронавирусной инфекции (COVID-19) является добровольной, в связи с чем оснований для его принудительной вакцинации не имеется. Считает, что в связи с незаконными действиями ответчика по отстранению от работы с ПАО «Курганмашзавод» подлежит взысканию компенсация за время вынужденного прогула и компенсация морального вреда.
Просил суд признать незаконными пункт 2 приказа ПАО «Курганмашзавод» от 15.10.2021 № 489, приказ от 01.11.2021 № 519 распоряжение ПАО «Курганмашзавод» от 19.11.2021 № 531, возложить на ответчика обязанность допустить его к работе для осуществления трудовой деятельности, взыскать с ПАО «Курганмашзавод» заработную плату за время отстранения от работы в размере 129 006 руб. 90 коп., компенсацию морального вреда в размере 500 000 руб.
Истец Попов В.В. и его представитель по устному ходатайству Конев И.Ю. в судебном заседании на требованиях настаивали по основаниям искового заявления.
Представитель ответчика ПАО «Курганмашзавод» Абсалямова И.Н. в судебном заседании с требованиями не согласилась по основаниям отзыва на исковое заявление.
Судом постановлено решение, которым в удовлетворении исковые требования Попова В.В. отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда первой инстанции отменить, его исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает, что он незаконно был отстранен от работы, так как процедура отстранения от работы была нарушена. При вынесении решения суд руководствовался постановлением Главного санитарного врача Курганской области от 11.10.2021 № 4 «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Курганской области в 2021 г. по эпидемическим показаниям». Однако, данный документ не является нормативно-правовым актом. Работодатели обязаны выполнять предписания санитарных врачей регионов, в данном случае Главным санитарным врачом принято постановление. Отмечает, что вакцинация против новой коронавирусной инфекции носит добровольный характер, любые ограничения и понуждения к прохождению вакцинации являются незаконными. Добровольность любых медицинских исследований гарантируется ч. 2 ст. 21 Конституции Российской Федерации. В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» при осуществлении иммунопрофилактики граждане имеют право на отказ от профилактических прививок. Работодатель не вправе устанавливать в локальных актах или в трудовом договоре обязанность прохождения медицинского вмешательства. Необходимым условием медицинского вмешательства является дача добровольного согласия гражданина. Считает, что у работодателя не имелось законных оснований для принуждения работников к вакцинации. Ссылаясь на абз. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» указывает, что федеральные законы имеют большую юридическую силу, чем постановление Главного санитарного врача, поэтому при разрешении спора следует применять положения данных законов. Однако суд не учел данное обстоятельство, занял позицию ответчика. Считает, что распоряжение ответчика об отстранении от работы без сохранения заработной платы нарушает его права, поскольку необоснованно возлагает незаконное требование по вакцинации. Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации № 825 определен Перечень работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, при выполнении которых требуется обязательное проведение работникам прививок. Указывает, что деятельность, в которой он работает, в данном Перечне отсутствует.
В возражениях на апелляционную жалобу ПАО «Курганмашзавод» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Попова В.В. – без удовлетворения. Отмечает, что с учетом основного вида осуществляемой ПАО «Курганмашзавод» деятельности работники указанного предприятия подпадают под действие постановления Главного санитарного врача Курганской области от 11.10.2021 № 4 «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Курганской области в 2021 г. по эпидемическим показаниям». Считает верным вывод суда о том, что порядок отстранения истца от работы ответчиком не нарушен. Решение суда является законным и обоснованным. Указывает, что доводы жалобы являлись предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно отклонены. Оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не имеется.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Попов В.В. и его представитель Конев И.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика ПАО «Курганмашзавод» Абсалямова И.Н. против удовлетворения апелляционной жалобы возражала по доводам возражений на жалобу.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Попов В.В. на основании трудового договора от 12.10.2015 состоит в трудовых отношениях с ПАО «Курганмашзавод» (ранее - ОАО «Курганмашзавод») в должности электросварщика.
На основании постановления Главного государственного санитарного врача по Курганской области от 11.10.2021 № 4 «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Курганской области в 2021 г. по эпидемиологическим показаниям» приказом и.о. исполнительного директора ПАО «Курганмашзавод» от 15.10.2021 № 489 заместителю руководителя департамента по работе с персоналом Сметаниной Н.Н. предписано отстранить от работы без сохранения заработной платы с 01.11.2021 работников, не предоставивших документального подтверждения/не имеющих ни одной прививки против коронавирусной инфекции, с 01.12.2021 работников, не представивших документального подтверждения/не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, указанных в пункте 3 постановления Главного государственного санитарного врача по Курганской области от 11.10.2021 № 4, а также перенесших заболевание новой коронавирусной инфекции в течение последних 6 месяцев.
В связи с изданием постановления главного государственного санитарного врача по Курганской области от 29.10.2021 № 5 приказом и.о. исполнительного директора ПАО «Курганмашзавод» от 01.11.2021 № 519 в приказ 15.10.2021 № 489 внесены изменения в части даты отстранения от работы. С 20.11.2021 предписано отстранить от работы без сохранения заработной платы работников, не предоставивших документального подтверждения/не имеющих ни одной прививки против коронавирусной инфекции, а с 01.12.2021 работников, не представивших документального подтверждения/не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, указанных в пункте 3 постановления Главного государственного санитарного врача по Курганской области от 29.10.2021 № 5, а также перенесших заболевание новой коронавирусной инфекции в течение последних 6 месяцев.
В ходе судебного разбирательства Попов В.В. подтвердил, что был ознакомлен с приказами ПАО «Курганмашзавод» от 15.10.2021 № 489 и от 01.11.2021 № 519, знал о необходимости прохождения вакцинации против коронавирусной инфекции (COVID-19) и отстранении от работы в случае не прохождения вакцинации.
19.11.2021 ПАО «Курганмашзавод» в присутствии истца составлен акт об отказе Попова В.В. от вакцинации против коронавирусной инфекции (COVID-19).
Распоряжением директора ЗСК от 19.11.2021 № 531 в связи с непрохождением вакцинации от коронавирусной инфекции (COVID-19) Попов В.В. отстранен от работы с 19.11.2021 до отмены постановления главного государственного санитарного врача по Курганской области от 11.10.2021 № 4, постановления Губернатора Курганской области от 12.10.2021 № 117 или предоставления сертификата о вакцинации, либо документа, подтверждающего наличие противопоказаний к вакцинации от коронавирусной инфекции (COVID-19).
От ознакомления с указанным распоряжением под подпись Попов В.В. отказался, о чем составлен акт от 19.11.2021.
Считая приказы и распоряжение об отстранении от работы незаконными, Попов В.В. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Попов В.В. был уведомлен о необходимости прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции, последствий в случае отказа от вакцинации, вместе с тем истец отказался от прохождения вакцинации, документов, подтверждающих наличие медицинских противопоказаний для прохождения вакцинации не представил, действия работодателя по отстранению работника от работы являются обоснованными.
Оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется. Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (ст. ст. 41, 41 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а»); устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» данного пункта (подпункт «у»); с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» ст. 10 указанного Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а.1» статьи 10 названного Федерального закона (подпункт «ф»).
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ»).
В соответствии с пп. «а» п. 3 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 417, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ), законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом (ст. 4).
Статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения.
В силу ст. 29 поименованного закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (п. 1).
Профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (ст. 35 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).
Правовые основы государственной политики в области системы мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок (иммунопрофилактика инфекционных болезней) осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, устанавливаются Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715.
Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции внесена в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 № 1307н).
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) (далее - постановления) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ и п. 2 ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ).
Согласно ст. ст. 10, 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, граждане, а также индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Проанализировав эпидемиологическую ситуацию по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Курганской области и расценив ее как неблагополучную, Главным государственным санитарным врачом по Курганской области было принято постановление от 11.10.2021 № 4 «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Курганской области в 2021 г. по эпидемическим показаниям» (далее – постановление № 4), которым предписано обеспечить с 13.10.2021 проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации, работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, в том числе промышленных предприятий, осуществляющих обрабатывающих производство, сбор, обработку и утилизацию отходов; обработку вторичного сырья.
Из п. 3 Устава ПАО «Курганмашзавод» следует, что данное предприятие осуществляет деятельность по производству продукции производственно-технического назначения и непродовольственных товаров народного потребления и их реализацию; машиностроение и металлообработку; переработку и реализацию отходов производства, сырья, и материальных полуфабрикатов и неликвидных материалов; производство и переработку сельскохозяйственной продукции; утилизацию спецтехники и агрегатов; и т.п.
В соответствии с п. 2 постановления № 4 руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Курганской области, в сферах, установленных п. 1, постановлено в срок до 01.11.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 01.12.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников/сотрудников; усилить информационно-разъяснительную работу среди работников, сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок; отстранить от работы, перевести на дистанционный режим работы с 01.11.2021 лиц, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, с 01.12.2021 - лиц, не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, указанных в пункте 3 Постановления.
Согласно п. 3 постановления № 4 п. 1 настоящего постановления не распространяется на лиц: имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с п.п. 2.10, 2.11 Методических рекомендаций «Порядок проведения вакцинации вакциной ГАМ-КОВИД-ВАК против COVID-19 взрослого населения», пп. 3.4, 3.5, 3.11, 3.21, 3.26, 3.29, 3.35, 8.8 Временных методических рекомендаций Министерства здравоохранения Российской Федерации «Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19»; п. 6.3 стандартной операционной процедуры «Порядок проведения вакцинации против COVID-19 вакциной ЭпиВакКорона взрослому населению» (направлены письмами Минздрава России от 20.02.2021 № 1/И/1-1221 и от 21.01.2021 № 1/и/1-332 и Инструкции Министерства здравоохранения Российской Федерации по медицинскому применению лекарственного препарата КовиВак (Вакцина коронавирусная инактивированная цельновирионная концентрированная очищенная) (п. 3.1); на граждан, переболевших новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) (учтен период, не превышающий 6 месяцев с момента выздоровления) и имеющих документы, подтверждающие факт перенесенного заболевания (п. 3.2).
Таким образом, вышеуказанными положениями закона и принятыми в соответствии с ними нормами о порядке проведения профилактических мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрена обязательная вакцинация работников такого предприятия как ПАО «Курганмашзавод», работника указанного предприятия Попова В.В.
В силу положений ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Частью 1 ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возложены на работодателя.
Статьей 76 ТК РФ установлен перечень оснований, по которым работодатель обязан отстранить работника от работы.
Согласно требованиям абз. 4 ч. 1 ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 76 ТК РФ работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 76 ТК РФ в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами; в случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
Из буквального толкования ст. 76 ТК РФ следует, что отстранение от работы - это временное недопущение работника к исполнению трудовых обязанностей в случаях, установленных трудовым законодательством. Отстранение от работы не влечет изменения условий трудового договора, не требует согласия сторон трудового договора, инициатива об отстранении не должна исходить от работодателя. Работодатель обязан произвести отстранение даже в том случае, если сам считает, что работник справится с работой. Мнение работника в данном случае также не учитывается.
Целью отстранения от работы является предупреждение нарушения дисциплины труда, техники безопасности, причинения вреда здоровью работника, других граждан.
С учетом абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ, приведенный перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одним из таких случаев является нарушение положений Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ, в котором указано, что отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
При угрозе возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний главные государственные санитарные врачи и их заместители в субъектах Российской Федерации могут выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Это указано в пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ. Такие полномочия подтверждаются пп. 1 и 2 ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ и приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».
Таким образом, в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавируса. Она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.
Отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы.
В п. 2 Письма Роструда от 13.07.2021 № 1811-ТЗ разъяснено, что согласно подп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, вправе выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Количество работников, которые должны быть привиты для предотвращения дальнейшей угрозы распространения коронавирусной инфекции, устанавливает также главный санитарный врач в субъекте.
В случае отказа работника от вакцинации без уважительной причины к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранения работника без сохранения заработной платы. Форму приказа об отстранении работника в связи с отказом проходить обязательную вакцинацию работодатель может разработать самостоятельно. В приказе необходимо указать фамилию, имя, отчество, должность работника, основания, по которым он отстраняется от работы, срок отстранения. До издания приказа следует получить от работника письменный отказ от вакцинации. С приказом об отстранении следует ознакомить работника под подпись (п. 3 Письма Роструда от 13.07.2021 № 1811-ТЗ).
Письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23.07.2021 № 14-4/10/П-5532 доведены «Совместные разъяснения Минтруда России и Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных», согласно которым в постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации определены категории (группы) граждан, так называемых «групп риска», которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия. Вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.
Вакцинация позволяет снизить риски не только для конкретного привитого работника, но и прервать цепочку распространения заболевания и стабилизировать эпидпроцесс, если прививки получило требуемое для достижения коллективного иммунитета количество граждан.
В соответствии с п. 6 Приложения к Разъяснениям, в случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации работодатель обязан издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).
Форму приказа об отстранении работника в связи с отказом проходить вакцинацию работодатель может разработать самостоятельно, в приказе необходимо указать фамилию, имя, отчество, должность работника, основания, по которым он отстраняется от работы, срок отстранения (на период эпиднеблагополучия).
ПАО «Курганмашзавод» относится к числу организаций, осуществляющих деятельность в области обрабатывающих производств.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что вакцинация от коронавирусной инфекции (COVID-19) для Попова В.В. являлась обязательной, доказательств, того, что меры по проведению профилактической прививки на него не распространяются, в материалы дела не представлено.
Истец был предупрежден о последствиях своего отказа от проведения вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), при отсутствии подтвержденных противопоказаний он может быть отстранен от работы без сохранения денежного содержания до устранения обстоятельств на период эпидемиологического неблагополучия (до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от замещаемой должности).
Ответчик обоснованно отстранил истца от работы, поскольку истец не предоставил ответчику документов о своей вакцинации либо о невозможности вакцинации по медицинским показаниям в установленные сроки.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Попова В.В. процедура его отстранения от работы соблюдена. Доказательств нарушения указанной процедуры в материалах дела не имеется.
С приказами ПАО «Курганмашзавод» от 15.10.2021 № 489 и от 01.11.2021 № 519 Попов В.В. был ознакомлен, знал о необходимости похождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции, последствиях в случае отказа от вакцинации, вместе с тем истец отказался от прохождения вакцинации, о чем составлен акт, с распоряжением об отстранении от работы ознакомлен, указал, что не согласен, подписать отказался.
Истец не был лишен возможности пройти полное медицинское обследование, в том числе для выявления заболеваний и противопоказаний, влекущих отсутствие оснований для вакцинирования.
Основанием отстранения Попова В.В. явился фактический отказ истца от прививки от новой коронавирусной инфекции в отсутствие предъявленных работодателю доказательств медицинской недопустимости этой процедуры. При наличии информации о фактическом заболевании работодатель имел бы возможность предпринять иные меры.
При таких обстоятельствах, отстранение истца от работы, ввиду фактического отказа от прохождения вакцинации и отсутствием медицинских противопоказаний для ее проведения, носило законный характер, поскольку трудовая деятельность истца подразумевает контакты с неограниченным кругом сотрудников и граждан, а потому отказ от вакцинации со стороны истца носил риск распространения новой короновирусной инфекцией, и суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения производных требований истца об обязании допустить до работы, взыскании компенсации за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Каких-либо нарушений при издании оспариваемого распоряжения № 531 от 19.112021 об отстранении истца работы ответчиком не допущено и судом не установлено, следовательно, оснований для удовлетворения иска о взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, а также взыскании компенсации морального вреда у суда не имелось.
Доводы заявителя жалобы о несогласии с изложенными в решении выводами об основаниях отказа в удовлетворении требований, о незаконных действиях ответчика по отстранению его от исполнения должностных обязанностей, об отсутствии необходимости такого отстранения, не влекут отмену решения суда, поскольку действия ответчика в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как способ разъяснения работнику действующего законодательства. За работником сохранялось право самостоятельно принять решение о своем добровольном участии в вакцинации, либо подтвердить невозможность этого по медицинским показаниям, либо отказаться по личному волеизъявлению, чем истец и воспользовался.
Довод апелляционной жалобы Попова В.В. о том, что постановление Главного государственного санитарного врача по Курганской области от 11.10.2021 № 4 не является нормативным правовым актом и не подлежит исполнению, несостоятелен.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
Учитывая, что действие постановления Главного государственного санитарного врача Курганской области от 11.10.2021 № 4 направлено на широкий круг лиц, категории которых определены в пункте 1 постановления, акт рассчитан на неоднократное применение, в том числе и по окончании сроков, указанных в пункте 2.1 постановления, оно отвечает признакам нормативного правового акта.
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ).
Согласно пункту 67 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» внеплановая иммунизация граждан при эпидемическом неблагополучии, возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней проводится на федеральном уровне на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, а при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней на уровне субъекта Российской Федерации, в том числе на отдельных объектах, - на основании постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.
Согласно Положению об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области, утвержденному приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 № 718) (ред. от 05.08.2015) (далее - Положение), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В соответствии с пунктами 11, 8.34.3 Положения Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области, возглавляемое Главным государственным санитарным врачом по Курганской области, вправе при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Из приведенных правовых норм следует, что при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, к которым отнесена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), Главному государственному санитарному врачу Курганской области предоставлены полномочия по вынесению мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Таким образом, постановления Главного государственного санитарного врача Курганской области от 11.10.2021 № 4 принято полномочным должностным лицом территориального органа Роспотребнадзора Российской Федерации при наличии законных оснований и обязательно к исполнению.
Вопреки утверждениям истца, оспариваемое распоряжение ответчика об отстранении от работы его прав не нарушает, поскольку издано во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача по Курганской области от 11.10.2021 № 4.
Предусмотренная обязательная вакцинация введена в целях предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди населения Курганской области и продиктована необходимостью достижения конституционно одобряемых и социально значимым целей, соответствуют принципам разумности и соразмерности при соблюдении баланса публичных и частных интересов в условиях угрозы возникновения чрезвычайной ситуации вследствие возникновения и распространения данного заболевания, представляющего опасность для окружающих.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, в частности со ст. 2 Протокола № 4 «Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней», подписанным 16.09.1963, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности госуда░░░░░.
░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░.░░. 2, 7, 11 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░. 8 ░░. 4, ░░. 2 ░ 3 ░░. 12 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 21.11.2011 № 323-░░).
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 30.01.2020 ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 31.01.2020 № 66 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (2019-nCoV) ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.12.2004 № 715.
░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (COVID-19) ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 16.03.2020 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ № 12 «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░░░░░░░ ░ 17.03.2020 ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 21.11.2013 № 1867-░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ (░. 3 ░░. 55 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 11.10.2021 № 4 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ № 4 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (COVID-19) ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 52-░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 157-░░.
░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░. 199, 328, 329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 16 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26.04.2022.