РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тюмень «03» мая 2018 года
Тюменский районный суд Тюменской области
в составе:
председательствующего судьи С.А. Халаевой,
при секретаре И.П. Бандуркиной,
с участием представителя истца Кухаренак В.С., представителя ответчика Митиной М.Ю., представителей третьего лица Департамента Лесного комплекса Тюменской области Бутузова Д.В., Астафьевой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-967/2018 по иску Гловацкого <данные изъяты> Департаменту имущественных отношений <адрес>, о признании незаконными отказов в заключении нового договора аренды, возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Гловацкий А.Е. обратился в суд с иском к Департаменту имущественных отношений <адрес>, о признании незаконными отказов от 27.10.2017 и ДД.ММ.ГГГГ в заключении нового договора аренды земельного участка по адресу: <адрес>, участок № «а», возложении на ответчика обязанности заключить договор аренды земельного участка.
Требования мотивированы тем, что истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, участок № «а» на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и договора № от ДД.ММ.ГГГГ о переуступке права аренды земельного участка. Земельный участок предоставлен истцу ответчиком в аренду для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений, срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ о заключении договора аренды на новый срок, ответчик отказал в заключении договора по тем основаниям, что по материалам лесоустройства часть земельного участка относится к землям лесного фонда. На устной беседе с сотрудником Департамента имущественных отношений <адрес> истцу было рекомендовано обратиться в Департамент лесного комплекса <адрес> за получением информации о наложении земельных участков. По результатам обращения в Департамент лесного комплекса <адрес> до истечения срока договора аренды земельного участка, ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов и снова получил отказ. С отказом ответчика в предоставлении земельного участка в аренду истец не согласен, так как свои обязательства по договору аренды исполняет надлежащим образом, право аренды на земельный участок возникло до ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок не выбыл из правообладания арендатора, используется им по назначению.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (далее по тексту Управление Росреестра по <адрес>).
Истец - Гловацкий А.Е. в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель истца Кухаренак В.С., действующая по доверенности серии <адрес>8 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21 том 1), в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что на момент предоставления земельного участка его границы были сформированы и поставлены на учет. По заключению кадастрового инженера определено частичное наложение границ спорного земельного участка на земли лесного фонда, площадью 16 кв.м. При этом установлено, что испрашиваемый истцом участок расположен на землях населенных пунктов, на территории участка не расположено лесных насаждений, за участком истца проходит дорога, сведений о наложении земельных участков в Едином государственном реестре недвижимости не имеется.
Представитель ответчика - Департамента имущественных отношений <адрес> ФИО5, действующая на основании доверенности №-Д от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34), в судебном заседании иск не признала, поддержала письменные возражения (л.д. 1-3 том 2), подписанные заместителем директора ФИО6, действующего на основании приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ «О возложении обязанностей» (л.д. 4 том 2). Суду пояснила, что спорный земельный участок был сформирован администрацией Тюменского муниципального района <адрес>, в последующем Департаментов имущественных отношений <адрес> предоставлен в аренду ФИО1 и по договору уступки права аренды передан истцу. На момент рассмотрения заявления истца о предоставлении земельного участка в аренду на новый срок, из Департамента лесного комплекса <адрес> была получена информация о частичном наложении испрашиваемого земельного участка на земли лесного фонда, права распоряжения которыми Департамент имущественных отношений не имеет. На территории <адрес> при Управлении Росреестра по <адрес> создана межведомственная рабочая группа по вопросам связанным с приведением в соответствие сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) и государственного лесного реестра (далее ГЛР), в которую истец как правообладатель земельного участка вправе обратиться. Также пояснила, что со своей стороны ответчик в межведомственную рабочую группу для разрешения возникшего спора по границам участков не обращался.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Департамента лесного комплекса <адрес> ФИО7, действующий по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 208 том 1) и ФИО8, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 209 том 1), в судебном заседании с иском не согласились, поддержали письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 6-8 том 2), подписанный директором Департамента ФИО9
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 39 том 1). Ранее представителями третьего лица были предоставлены письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 42-43 том 1) и дополнения к нему (л.д. 149-150 том1), в которых возражали против удовлетворения исковых требований в случае подтверждения сведений о расположении испрашиваемого земельного участка в пределах границ участка лесного фонда, дело просили рассмотреть в отсутствии представителя.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора- Управления Росреестра по <адрес>, в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 37 том 1).
Судом в соответствии со ст. 167 ГПК РФ вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствии истца и представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Суд, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив предоставленные доказательства в совокупности, руководствуясь требованиями закона, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Судом установлено.
Постановлением администрации Тюменского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка в аренду ФИО1 для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений в <адрес>, участок № «а» утверждена схема расположения земельного участка по адресу: <адрес>, участок № «а» (л.д. 121 том 1), согласно которой земельный участок входит в границы квартала № земель населенного пункта <адрес> и земельный участок предоставлен в аренду ФИО1 сроком на 3 года (л.д. 119-120 том 1).
Сформированный земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений расположенный по адресу: <адрес>, участок № «а» поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, ему присвоен кадастровый №, границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством и сведения о них внесены в ЕГРН, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 31-33 том 1), материалами реестрового (кадастрового) дела объекта недвижимости № (л.д. 134-146 том 1).
В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке распоряжения и управления государственными землями <адрес>» Департамент имущественных отношений <адрес> осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образовании городского округа <адрес> и Тюменском муниципальном районе.
Между Департаментом имущественных отношений <адрес> (арендодатель) и ФИО1 (арендатор) ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды № земельного участка, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, участок № «а». Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-9 том 1).
По условиям заключённого сторонами договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ арендатор вправе в пределах срока настоящего договора передать свои права и обязанности по договору третьему лицу, после получения письменного согласия арендодателя (п. 3.1.5 Договора).
ДД.ММ.ГГГГ между Величко А.Н. и Гловацким А.Е. заключен договор № о переуступке права аренды земельного участка, площадью 2000 кв.м. с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, участок № «а» (л.д. 10 том 1). Земельный участок передан истцу по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11 том 1). Право аренды истца на земельный участок зарегистрировано в ЕГРН (л.д. 31-33 том 1).
Согласно ч. 4 ст. ст. 39.6 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В силу п. 15 ч.2 ст. 36.6 ЗК РФ Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:
земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Истец 09 октября 2017 года обратился в адрес ответчика с заявлением о заключении нового договора аренды, в отношении участка на основаниип. 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее потексту ЗК РФ).
В ходе рассмотрения указанного заявления ответчиком было установлено, что согласно материалам лесоустройства испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах земельного участка, относящегося к землям лесного фонда. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в адрес истца направлено уведомление об отказе в заключении нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером №. В обоснования отказа указано, что в соответствии с частью 2 ст. 9 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет Российская Федерация. В силу ст. 5,<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке распределения и управления государственными землями <адрес>» Департамент имущественных отношений не вправе распоряжаться земельными участками, принадлежащими на праве собственности третьим лицам. В целях рассмотрения вопроса о дальнейшем использовании земельного участка истцу рекомендовано обратиться в Департамент лесного комплекса <адрес> (л.д. 12 том 1).
На повторное обращение истца от 13 ноября 2017 года, ответчиком 15 ноября 2017 года направлено аналогичное уведомление об отказе в заключении нового договора аренды (л.д. 14 том 1).
Согласно градостроительному плану земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, участок № «а», расположен в черте населенного пункта <адрес>, границы населённого пункта не пересекает, и не пересекает земли иных категорий, полностью расположен в зоне перспективной застройки индивидуальными жилыми домами, в том числе коттеджами, выделенной для обеспечения правовых условий формирования кварталов комфортного жилья с низкой плотностью застройки, по средствам преимущественного размещения отдельно стоящих одноквартирных домов не выше четырех этажей с приквартирными участками, блокированных жилых двухсемейных и многосемейных домов не выше четырех этажей с приквартирными участками, имеет разрешенное использование для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений (л.д. 235-245 том 1), что также подтверждается заключением кадастрового инженера ООО «Кадастр эксперт» ФИО10 (л.д. 212-234 том 2).
Из вышеуказанного заключения кадастрового инженера также следует, что по сведениям Департамента лесного комплекса <адрес> при сопоставлении данных о местоположении земельного участка с кадастровым номером № с границами лесных участков, сведения о которых содержатся в ГЛР, обнаружено, что указанный земельный участок частично расположен на землях лесного фонда: <адрес> Каменского участкового лесничества, Тюменского лесничества, площадь наложения 16 кв.м. При этом, при геодезической съемке земельного участка с кадастровым номером № лесных насаждений на территории участка не имеется. По сведениям ЕГРН земельных участков лесного фонда и земельных участков, занятых лесными насаждениями вблизи границ земельного участка не имеется. Сведения о лесных участках, лесничествах, лесопарках содержатся только в ГРЛ и противоречат сведениям иных земельных участков, имеющихся в ЕГРН.
В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (ч.3 ст. 1 названного Закона).
Согласно ч.1 ст. 43 выше названного Закона государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Как предусмотрено частью первой ст. 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости) документы, представляемые для осуществления государственного кадастрового учета, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно ч. 3,4 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" В случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Согласно ч.7 ст. 62.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об охране окружающей среды" земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до 1 января 2016 года и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи.
В силу ч.15 ст. 34, Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 28.02.2018) "О государственной регистрации недвижимости", если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ лесничества, лесопарка органом регистрации прав выявлено пересечение их с границами земельных участков, сведения о местоположении которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением земельных участков, пересечение границ которых с границами лесничеств, лесопарков допускается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации), орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит в реестр границ описание местоположения границ таких лесничества, лесопарка, в том числе изменения в сведения об их местоположении, в соответствии с описанием местоположения границ указанных земельных участков, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.
Орган регистрации прав вносит в реестр границ указанные в части 15 настоящей статьи сведения о местоположении границ лесничества, лесопарка таким образом, чтобы границы лесничества, лесопарка не пересекали границы земельного или лесного участка, а земельные участки, не отнесенные к категории земель лесного фонда, не были включены в границы лесничества, лесопарка, расположенных на землях лесного фонда.
Согласно ст. 4.6, Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", для уточнения границ земельного участка.
Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном лесном участке осуществляется на основании межевого плана, в котором указывается кадастровый номер, условный номер или учетный номер лесного участка в соответствии со сведениями государственного лесного реестра (при их наличии).
Не допускается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных лесных участках, если их границы имеют пересечения с границами иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также с границами лесничеств, лесопарков, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, суд принимает доводы стороны истца о том, что границы земельных участков лесного фонда должны соответствовать границам земельных участков, учтенных в ЕГРН в силу прямого указания закона.
Судом установлено, что сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, участок № «а» внесены в ЕГРН на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, судом установлено, что кадастровый учет земельного участка по адресу: <адрес>, участок № «а» осуществлен и границы земельного участка, установлены до заключения договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, сведений о пересечении границ земельного участка с землями иных категории в ЕГРН не имеется, земельный участок не выбыл из правообладания арендодателя, используется арендатором по назначению, право аренды ФИО2 возникло ДД.ММ.ГГГГ, за заключением нового договора аренды истец обратился к ответчику в установленный законом срок.
Законом не предусмотрено самостоятельных оснований для отказа в заключении договора аренды на новый срок, при установления наложения испрашиваемого земельного участка на иной земельный участок. Ответчик как распорядитель земельного участка не лишен права урегулировать данный вопрос на стадии рассмотрения заявления истца.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для отказа истцу в заключении нового договора аренды у ответчика не имелось. Следовательно, требования истца о признании незаконными отказов Департамента имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в заключении с истцом договора аренды земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, участок № «а», и возложении на ответчика обязанности заключить с Гловацким А.Е. договор аренды земельного участка, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 421, 610 Гражданского кодекса РФ, ст. 6, 9, 36.6, 39.6 Земельного кодекса РФ, нормами Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", ст. 12. 39, 55, 56, 67, 167, 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Гловацкого <данные изъяты> удовлетворить.
Признать незаконными отказы Департамента имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в заключении с Гловацким <данные изъяты> договора аренды земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, участок № «а».
Возложить на Департамент имущественных отношений <адрес> обязанность заключить с Гловацким <данные изъяты> договор аренды земельного участка, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений с кадастровым номером 72:17:0801002:1116, расположенного по адресу: <адрес>, участок № «а».
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его составления в окончательной форме в Тюменский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области
Судья (подпись) С.А. Халаева
Мотивированное решение составлено 10 мая 2018 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>