57RS0023-01-2024-002981-86
Дело № 2-2839/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2024 года город Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Самойловой Ю.С.,
при секретаре Гребеньковой А.Е.,
помощнике судьи Конкиной Н.Н.,
с участием старшего помощника прокурора Железнодорожного района г.Орла Быковской Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г.Орла в интересах ФИО1, ФИО2 к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить медицинским препаратом, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
прокурор Железнодорожного района г.Орла обратился в суд в интересах ФИО1, ФИО2 к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить медицинским препаратом, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1, ДД.ММ.ГГ рождения, состоит на диспансерном учете в БУЗ ОО «Детская поликлиника №3» с диагнозом: <данные изъяты>, является ребенком-инвалидом, в связи с чем включена в регистр лиц, имеющих право на бесплатное получение лекарственных средств по рецептам врача за счет средств федерального бюджета.
По рекомендации врача ФИО1 нуждается в постоянном употреблении высококалорийного специализированного питания «<данные изъяты>». Между тем, указанный препарат истцу своевременно не выдается.
В связи с этим прокурор просит суд обязать ответчика Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить бесплатное предоставление ФИО1 высококалорийного специализированного питания «<данные изъяты>» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены препарата лечащим врачом, обратив решение к немедленному исполнению; взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области за счет средств казны Орловской области в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей, в пользу ее законного представителя ФИО2 – 10000 рублей.
В судебном заседании старший помощник прокурора Железнодорожного района г.Орла Быковская Е.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме.
Остальные участники процесса, извещенные надлежащим образом, не явились.
В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участника процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).
Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь.
Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).
Государства - участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., вступила в силу для Российской Федерации 25 октября 2012 г.; далее - Конвенция о правах инвалидов), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами - участниками Конвенции о правах ребенка (пункт «r» преамбулы), согласились о том, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» за детьми-инвалидами признано право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В состав предоставляемого детям-инвалидов набора социальных услуг включается в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (часть 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение предоставления в установленном порядке бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура субвенций на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи».
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Орловской области от 07.02.2024 N 73 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" (далее - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Приложением 7 к названной программе утвержден Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
Из приложения следует, что в данный перечень включено в том числе лечебное питание.
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и Территориальной государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями.
К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований детей-инвалидов лечебным питанием бесплатно.
В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГ рождения, состоит на диспансерном учете в БУЗ ОО «Детская поликлиника №3» с диагнозом: <данные изъяты> является ребенком-инвалидом, в связи с чем включена в регистр лиц, имеющих право на бесплатное получение лекарственных средств по рецептам врача за счет средств федерального бюджета.
По рекомендации врача ФИО1 нуждается в постоянном употреблении высококалорийного специализированного питания «<данные изъяты>». Между тем, указанный препарат истцу своевременно не выдается, что подтверждается представленным в материалы дела реестром обеспечения.
Указанное лечебное питание является жизненно необходимым для истца, поскольку в случае, если оно не будет получено, это крайне отрицательно скажется на состоянии его здоровья, в том числе может привести к сокращению срока жизни пациента.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесена среди прочего организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
На территории Орловской области полномочием по осуществлению разработки и реализации государственных программ в сфере здравоохранения в части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний, организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участия в санитарно-гигиеническом просвещении населения наделен Департамент здравоохранения Орловской области (пункт 5.4 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399).
В пункте 5.7 указанного Положения на Департамент здравоохранения Орловской области возложено в частности полномочие по организации обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Удовлетворением исковых требований права Департамента здравоохранения Орловской области, а также государственные интересы, не нарушены, так как, в силу ст. 18 Конституции РФ именно права человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение закона.
Таким образом, исковые требования о возложении обязанности на Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить бесплатное предоставление ФИО1 высококалорийного специализированного питания «<данные изъяты>» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены препарата лечащим врачом – обоснованны и подлежат удовлетворению.
При этом, суд не находит оснований для применения ст.212 ГПК РФ, поскольку в судебном заседании установлено, что в настоящее время истец обеспечен специализированным питанием (22 апреля 2024 года), в связи с чем отсутствуют особые обстоятельства, свидетельствующие о том, что замедление исполнения судебного решения может привести к значительному ущербу для здоровья.
При разрешении требований о взыскании компенсации морального вреда суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Законодатель, закрепив в статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации общие правила компенсации морального вреда, не установил ограничений в отношении случаев, когда допускается такая компенсация. При этом согласно пункту 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации нематериальные блага защищаются в соответствии с этим кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага (пункт 2).
В пункте 25 того же постановления разъяснено, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении. Размер компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других имущественных требований.
При этом, к основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного Федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
При таких обстоятельствах, учитывая наличие у несовершеннолетней ФИО1 права на бесплатное обеспечение лечебным питанием, неполучение в установленный законом срок необходимых ей по жизненным показаниям препаратов, а также не опровергнутое стороной ответчика утверждение в иске и судебном заседании о том, что истец в связи с особенностью течения заболевания, его тяжестью, и отсутствием необходимого специализированного питания истец и ее законный представитель испытывают нравственные переживания, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора в части взыскания компенсации морального вреда.
Суд также учитывает, что здоровье, как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
При определении размера подлежащей взысканию в пользу истца и ее законного представителя компенсации морального вреда, суд учитывает характер нравственных и физических страданий, причиненных ФИО1, ее малолетний возраст, наличие у ребенка-инвалида ряда тяжелых заболеваний, период нарушения прав истца и ее законного представителя и при этом нуждаемость в непрерывном медикаментозном лечении, отсутствие данных препаратов могло поставить ребенка в опасность, осложнить течение заболевания, в связи с чем несвоевременное обеспечение истца необходимым лечебным питанием не могло не вызвать у ФИО1, ФИО2 нравственные страдания.
Также суд учитывает степень вины ответчика, осуществляющего государственные функции, направленные на защиту социальных прав граждан, и дополнительные нравственные страдания истца, связанные с ощущением социальной незащищенности.
Ответчиком созданы условия к несвоевременному оказанию медицинской помощи, выраженному в не обеспечении ФИО1 жизненно важным лечебным питанием, в связи с чем, истец и ее законный представитель испытывали переживания из-за этого, а также из-за того, что лечебное питание не поступало, либо поступало несвоевременно, что могло усугубить состояние самого больного.
Непринятие Департаментом здравоохранения Орловской области мер к своевременному обеспечению гражданина, имеющего право на обеспечение жизненно важными лекарственными препаратами, нарушает право на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме и противоречит приведенному правовому регулированию.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает характер причиненных истцу и ее законному представителю физических и нравственных страданий, требования разумности, справедливости, степень вины ответчика, с учетом требований статьи 1101 ГК РФ и полагает необходимым взыскать в пользу ФИО1, ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 10000 руб. в пользу каждой, полагая указанную сумму достаточной.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора Железнодорожного района г.Орла в интересах ФИО1, ФИО2 к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить медицинским препаратом, взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области (ИНН 5753061308, ОГРН 1155749000604) бесплатно обеспечить ФИО1 (СНИЛС №***) высококалорийным специализированным питанием «<данные изъяты>»в соответствии с медицинскими показаниями постоянно на весь период лечения вплоть до отмены лечащим врачом.
Взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области (ИНН 5753061308, ОГРН 1155749000604) за счет казны Орловской области в пользу ФИО1 (СНИЛС №***), чьи интересы представляет ФИО2, компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.
Взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области (ИНН 5753061308, ОГРН 1155749000604) за счет казны Орловской области в пользу ФИО2 (паспорт №*** №***) компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения – 30.05.2024.
Судья Ю.С. Самойлова