Решение по делу № 33-1893/2015 от 05.10.2015

Судья Варсанофьева С.Г.      Дело № 33-1893

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

     «19» октября 2015 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Ильиной И.Н.,

судей Лепиной Л.Л., Пелевиной Н.В.

при секретаре Рассадиной О.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Костромы Якимовой Н.В. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 10 августа 2015 г., которым исковые требования Буйского межрайонного прокурора в интересах Липуновой А.В. удовлетворены. На администрацию г. Костромы возложена обязанность по предоставлению Липуновой А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного, изолированного, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения специализированного жилищного фонда г. Костромы по нормам предоставления площади жилого помещения, расположенного на территории г. Костромы.

Заслушав доклад судьи Лепиной Л.Л., объяснения прокурора Хрящевой Е.Ю., полагавшей, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

    

Буйский межрайонный прокурор Костромской области обратился в суд с иском в интересах Липуновой А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения, указав следующее. Липунова А.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ее мать ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО9 умер ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы администрации городского округа - г. Буй от ДД.ММ.ГГГГ за Липуновой А.В. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ данное жилое помещение признано непригодным для проживания. В соответствии с заключением о признании невозможным факта проживания в ранее занимаемом жилом помещении, установлен факт невозможности проживания Липуновой А.В. в закрепленном жилом помещении. Приказом ДСЗНОиП Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ Липунова А.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. По информации Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ на территории РФ объектов недвижимости за Липуновой А.В. не значится. С учетом изложенного, а также ссылаясь на нормы жилищного законодательства, прокурор просит возложить на администрацию Костромской области предоставить Липуновой А.В. по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Костромской области, по нормам предоставления площади жилого помещения, изолированное, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории г. Буй.

К участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, межрайонный территориальный отдел социальной защиты населения, опеки и попечительства № 1, департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, департамент финансов Костромской области.

В процессе рассмотрения дела прокурор неоднократно уточнял исковые требования, в окончательном варианте указал ответчиком администрацию г. Костромы и просил возложить на неё обязанность предоставить Липуновой А.В. на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда г. Костромы, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение, расположенное на территории г. Костромы.

    Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

    В апелляционной жалобе представитель администрации г. Костромы Якимова Н.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что в материалы дела не представлены документы, подтверждающие фактическую передачу необходимых финансовых средств для обеспечения специализированным жилым помещением Липуновой А.В. Считает, что администрация г. Костромы является ненадлежащим ответчиком по настоящему иску. Отмечает, что расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ, с другой – лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта РФ на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов. Полагает, что в случае удовлетворения исковых требований, заявленных к администрации г. Костромы, одновременно на Костромскую область должна быть возложена обязанность по финансированию обязательств, возникающих у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему отдельных государственных полномочий.

В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель администрации Костромской области Скородумов Д.Н., Буйский межрайонный прокурор Киселева О.В. полагают решение суда в части возложения обязанности по предоставлению Липуновой А.В. жилого помещения на администрацию г. Костромы законным и обоснованным.

В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие иных участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

    Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и, руководствуясь п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 3 Закона Костромской области от 29 декабря 2014 г. № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» пришел к выводу о том, что Липунова А.В. должна быть обеспечена жилым помещением по месту жительства на территории г. Костромы, а обязанность по предоставлению ей жилого помещения лежит на администрации г. Костромы.

Данный вывод основан на материалах дела, подробно мотивирован судом с приведением положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, основания для признания его неправильным отсутствуют.

Судом установлено, что Липунова А.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что не оспаривалось ответчиком в ходе судебного разбирательства.

Ее мать ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ, её отец ФИО9 умер ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением главы администрации городского округа - <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за Липуновой А.В. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.

В соответствии с заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ данное жилое помещение признано непригодным для проживания.

Заключением межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о признании невозможным проживания Липуновой А.В. в данном жилом помещении.

Приказом департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Липунова А.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Из материалов дела следует, что в настоящее время на основании договора аренды квартиры от ДД.ММ.ГГГГ Липунова А.В. проживает в квартире по адресу: <адрес>. Данная квартира принадлежит на праве собственности ФИО12 Вместе с Липуновой А.В. в указанной квартире проживают ее несовершеннолетние дети ФИО18. и ФИО13, в отношении которых она является одинокой матерью. Согласно свидетельствам , о регистрации по месту пребывания Липунова А.В. и ее дети зарегистрированы в указанном жилом помещении по месту пребывания на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Дети Липуновой А.В. родились в г. Костроме, что подтверждается свидетельствами о рождении. ДД.ММ.ГГГГ дети поставлены на учет для получения места в детском дошкольном учреждении в <адрес>, с рождения наблюдаются в детской поликлинике <адрес>, то есть по месту своего жительства по адресу: <адрес>.

Также судом установлено, что Липунова А.В. собственником, нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения не является, ее право на предоставление жилого помещения не реализовано до настоящего времени.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора о предоставлении истице жилого помещения.

Из содержания положений п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ, вступившего в силу с 1 сентября 2013 г.) и ст. 109.1 ЖК РФ (введенной в действие Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление специализированного жилого помещения является наличие следующих юридических фактов: нуждаемость таких детей в жилом помещении, достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По настоящему делу такие юридические факты, в том числе нуждаемость Липуновой А.В. в жилом помещении, установлены. Право истицы на получение жилого помещения ответчиком не оспорено.

С доводом апелляционной жалобы о том, что администрация г. Костромы не является надлежащим ответчиком по делу, согласиться нельзя.

Пунктами «ж», «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жилыми помещениями регулируются Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно п. 8 ст. 8 названного Федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Законом Костромской области от 29 декабря 2014 г. № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (ч. 1 ст. 3 Закона).

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Костромской области от 29 декабря 2014 г. № 620-5-ЗКО государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с частью 1 настоящей статьи, включают в себя:

1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет;

3) принятие решений об исключении жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма в отношении данных жилых помещений по окончании пятилетнего срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;

4) выявление в установленном администрацией Костромской области порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и принятии решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок.

Согласно ст. 10 Закона Костромской области от 29 декабря 2014 г. № 620-5-ЗКО настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 г. и вводится в действие ежегодно законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии, если законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусмотрено предоставление субвенций на осуществление органам местного самоуправления переданных настоящим Законом государственных полномочий.

Законом Костромской области от 26 марта 2015 г. № 646-5-ЗКО «О внесении изменений в Закон Костромской области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» введен в действие Закон Костромской области от 29 декабря 2014 г. № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утверждено Приложение 40, таблица 17 «Распределение субвенций, передаваемых бюджетам городских округов в 2015 г. на осуществление органами местного самоуправления городских округов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями». Городскому округу - город Кострома переданы субвенции в размере <данные изъяты>.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о возложении на администрацию г. Костромы обязанности по предоставлению истице жилого помещения специализированного жилищного фонда согласуется с действующими нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что в материалах настоящего дела отсутствуют документы, подтверждающие фактическую передачу необходимых финансовых средств для обеспечения истицы, как лица из числа детей-сирот, специализированным жилым помещением, основанием для отмены решения суда не являются.

Возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию возникших дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования. Таким образом, органы местного самоуправления могут предоставлять жилые помещения из муниципального жилищного фонда с последующим возмещением данных расходов за счет субвенций на реализацию соответствующих государственных полномочий.

Вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления для приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления. То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств бюджета субъекта, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение их жилыми помещениями органами местного самоуправления, а также для уклонения данных органов от реализации гарантированного детям-сиротам и лицам из их числа права на жилищное обеспечение.

Другие доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 10 августа 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Костромы Якимовой Н.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-1893/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Буйский межрайонный прокурор Костромской области
Липунова А.В.
Ответчики
Администрация г.Костромы
Другие
Межрайонный территориальный отдел социальной защиты населения, опеки и попечительства №1
Управление строительства и капитального ремонта Администрации г.Костромы
Администрация Костромской области
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области
Суд
Костромской областной суд
Судья
Лепина Лариса Леонидовна
Дело на сайте суда
oblsud.kst.sudrf.ru
19.10.2015Судебное заседание
22.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.10.2015Передано в экспедицию
19.10.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее