Дело № 2а-405/2022
УИД № 13RS0023-01-2022-000385-18
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 марта 2022 года город Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Парамонов С.П.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саранска к Ивановой Юлии Николаевне о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска (далее по тексту - ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Ивановой Ю.Н. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2016 год в размере 57347 рублей, земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2016 год в размере 19074 рублей, пени в размере 57 руб. 70 коп.
В обоснование заявленных требований указано, что Иванова Ю.Н. состоит на учете в ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска. За налогоплательщиком зарегистрировано следующее имущество: земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права 08.06.2010, дата утраты права 25.01.2019; земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права 07.06.2010, дата утраты права 17.06.2019; земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права 28.10.2013, дата утраты права 08.02.2019; земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права 28.10.2013, дата утраты права 24.04.2019; земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права 08.06.2012, дата утраты права 16.12.2019; земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права 07.06.2010; здание напольного склада с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, дата регистрации права 18.10.2008; детский садик с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права 18.10.2008, дата утраты права 25.01.2019; здание ремонтной мастерской с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права 18.10.2008; здание телятника откормочного с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, дата регистрации права 21.09.2009; здание коровника с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, дата регистрации права 21.09.2009; коровник с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права 21.09.2009, дата утраты права 17.06.2019; здание гаража автомобильного с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, дата регистрации права 18.10.2008; материальный склад с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права 18.10.2008, дата утраты права 16.12.2019; здание напольного склада с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, дата регистрации права 18.10.2008; здание напольного склада с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, дата регистрации права 18.10.2008.
Налогоплательщику были начислены имущественный и земельный налоги. В установленный законом срок налоги уплачены не были. Должнику было направлено единое налоговое уведомление№ 57694126 от 20.09.2017 для добровольного исполнения обязанности по уплате налогов. Данное налоговое уведомление своевременно исполнено не было. Для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и пени было выставлено требование № 20074 от 13.12.2017. В установленный срок требование исполнено не было.
Данное требование было ранее рассмотрено в порядке приказного производства и 22.06.2018 был вынесен судебный приказ о взыскании налога на имущество, земельного налога и пени. В связи с тем, что от должника поступили возражения относительно судебного приказа, мировым судьей вынесено определение от 03.12.2021 об отмене судебного приказа.
Просила суд взыскать с Ивановой Ю.Н. в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска задолженность по налогам и сборам в общем размере 76 478 руб. 70 коп. (л.д.1-4).
Стороны, будучи извещенными, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.
Согласно пункту 4 статьи 291 КАС Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 292 КАС Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.
В части 7 статьи 150 КАС Российской Федерации указано, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса.
На основании указанных норм дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (статья 45, пункт 2 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ).
Сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, в соответствии со статьей 11 НК РФ признается недоимкой по налогу.
Способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени (статья 72 НК РФ).
Согласно статье 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3).
В случае наличия недоимки, налогоплательщику направляется требование, содержащее сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком (статья 69 НК РФ).
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Иванова Ю.Н. является собственником следующего недвижимого имущества:
здание напольного склада с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, дата регистрации права 18.10.2008;
детский садик с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права 18.10.2008, дата утраты права 25.01.2019;
здание ремонтной мастерской с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права 18.10.2008;
здание телятника откормочного с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, дата регистрации права 21.09.2009;
здание коровника с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, дата регистрации права 21.09.2009;
коровник с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права 21.09.2009, дата утраты права 17.06.2019;
здание гаража автомобильного с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, дата регистрации права 18.10.2008;
материальный склад с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права 18.10.2008, дата утраты права 16.12.2019;
здание напольного склада с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, дата регистрации права 18.10.2008;
здание напольного склада с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, дата регистрации права 18.10.2008.
Указанное недвижимое имущество в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 401 НК РФ признаётся объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц, и на основании статьи 400 НК РФ ФИО1 признается плательщиком налога на имущество физических лиц.
Так же Иванова Ю.Н. владеет:
земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права 08.06.2010, дата утраты права 25.01.2019;
земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права 07.06.2010, дата утраты права 17.06.2019;
земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права 28.10.2013, дата утраты права 08.02.2019;
земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права 28.10.2013, дата утраты права 24.04.2019;
земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права 08.06.2012, дата утраты права 16.12.2019;
земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права 07.06.2010.
Указанные объекты недвижимости в соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ признается объектом налогообложения по земельному налогу и на основании статьи 388 НК РФ Иванова Ю.Н. признается плательщиком земельного налога.
Следовательно, Иванова Ю.Н. обязана уплачивать налог на имущество физических лиц, земельный налог за период владения вышеуказанным имуществом.
Факт принадлежности указанных объектов налогообложения административному ответчику подтверждаются сведениями, представленными налоговой инспекцией, и им не оспаривался.
Налогоплательщики уплачивают налоги на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Налогоплательщику Ивановой Ю.Н. было направлено единое налоговое уведомление№ 57694126от 20.09.2017 для добровольного исполнения обязанности по уплате налога на имущество физических лиц и земельного налога, со сроком исполнения не позднее 01.12.2017.
В добровольном порядке суммы налогов в указанный срок не были уплачены.
Ивановой Ю.Н. налоговым органом были выставлены требования № 20074 от 13.12.2017 на сумму 298088 рублей, пени в размере 901 руб. 71 коп.
Указанные выше уведомление и требование направлены Ивановой Ю.Н. через личный кабинет налогоплательщика.
Согласно части первой статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Аналогичная норма закреплена в абзаце 4 статьи 48 НК Российской Федерации.
Согласно статье 48 НК Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
В соответствии с абзацем 3 п. 2 ст. 48 НК Российской Федерации, Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенные по уважительной причинесрокиподачизаявленияо взыскании, установленные пунктами 2, 3 статьи48НК Российской Федерации, могут бытьвосстановленысудом.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи48 НК Российской Федерации свидетельствует об ограничениисрока в течение которого налоговый орган вправе обратиться всудза взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Принудительное взыскание налога за пределамисроков, установленных НК Российской Федерации, осуществляться не может (Определение КонституционногоСудаРоссийской Федерации от 22 марта 2012 г. № 479-О-О).
В связи с неисполнением Ивановой Ю.Н. обязанности по уплате налогов, ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска в установленном законом порядке обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который был выдан 22.06.2018 (л.д. 50).
Определением мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия от 03.12.2021, в связи с поступившими возражениями Ивановой Ю.Н., выданный 22.06.2018 судебный приказ отменен.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском истец, наделенный государственными полномочиями, в подтверждение исполнения требований части седьмой статьи 125 КАС РФ приложил к иску почтовые документы, подтверждающие направление им ответчику копии административного искового заявления и приложенных к нему документов.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что административному ответчику Ивановой Ю.Н. было известно, что в отношении нее у налогового органа имеются требования об уплате налогов.
При этом, суд принимает во внимание то обстоятельство, что определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 11 марта 2015 года к производству суда принято заявление кредитора – гражданина ФИО2 о признании несостоятельным (банкротом) должника - индивидуального предпринимателя Ивановой Ю.Н.
В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2022 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Согласно части 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (далее - освобождение гражданина от обязательств).
Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и 5 настоящей статьи, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.
В соответствии с частью 5 статьи 213.28 Закона о банкротстве, требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Исходя из части 1 статьи 5 Закона о банкротстве, в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Согласно пункту 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 151 Федерального закона от 27.10.2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», статья 25 Закона о страховых взносах и т.п.), относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами.
Датой возникновения у административного ответчика обязанности по уплате страховых взносов за 2016 год является 01.12.2017, то есть обязательства возникли после возбуждения производства по делу о банкротстве, в этой связи данная задолженность относится к текущим платежам.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Кроме того, как разъяснено в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 № 51 «О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей» после завершения конкурсного производства гражданину могут быть предъявлены требования по обязательствам и обязательным платежам, от исполнения которых должник не освобожден и которые сохраняют свою силу. При предъявлении указанных требований в судебном порядке они рассматриваются в суде по общим правилам подведомственности.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что задолженность по уплате налога на имущество физических лиц и земельному налогу за 2016 год, а также пени относятся к текущей задолженности по обязательным платежам, обязательные платежи в виде указанных налогов за 2016 год подлежат взысканию с Ивановой Ю.Н.
Поскольку административный ответчик, являясь плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного налога своевременно не исполнил обязанность по уплате налогов, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с Ивановой Ю.Н. недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2016 год в размере 57347 рублей, земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2016 год в размере 19074 рублей, пени в размере 57 руб. 70 коп., а всего в общем размере 76 478 руб. 70 коп., поскольку факт владения на праве собственности недвижимым имуществом и земельными участками за указанным лицом в налоговый период со стороны Ивановой Ю.Н. не оспорен, доказательств уплаты налога на имущество физических лиц, земельного налога и пени по данным налогам налогоплательщиком в суд не представлено.
ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска обратилась в суд с настоящим административным иском в пределах установленного п. 3 ст. 48 НК Российской Федерации шестимесячного срока обращения в суд.
С учетом вышеприведенных положений налогового законодательства, установив последовательные действия налогового органа по уведомлению должника о необходимости погасить задолженность, суд, разрешая административные исковые требования по существу, приходит к выводу, что действия налогового органа по взысканию образовавшейся задолженности по транспортному налогу являются правомерными, поскольку соответствуют положениям НК Российской Федерации.
При этом налоговым органом соблюдены процедура уведомления налогоплательщика о необходимости погасить образовавшуюся задолженность и срок обращения в суд с административным иском.
Размер задолженности, представленный налоговым органом, судом проверен, подтвержден имеющимися в деле доказательствами, которым в соответствии со ст. 84 КАС Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Более того указанный расчет административным ответчиком не оспорен, доказательств, которые бы могли свидетельствовать об ином размере задолженности, не представлено.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска; он сделан при определенном судом характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению, определении юридически значимых обстоятельств по делу и распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62, часть 4 статьи 289 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности.
На основании части 1 статьи 114 КАС РФ с административного ответчика Ивановой Ю.Н. в доход бюджета городского округа Саранск подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден.
С учетом положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и исходя из имущественного характера требований, в доход бюджета городского округа Саранск с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2494 рублей, согласно следующему расчету:
800 + (76 478 руб. 70 коп. - 20000) х 3% = 2494 рубля, от уплаты которой истец освобожден при подаче иска в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 части второй указанного кодекса.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
решил:
административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска к Ивановой Юлии Николаевне о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с Ивановой Юлии Николаевны, проживающей по адресу: <адрес>, задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2016 год в размере 57347 рублей, по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2016 год в размере 19074 рублей, пени в размере 57 руб. 70 коп., а всего в общем размере 76478 (семьдесят шесть тысяч четыреста семьдесят восемь) рублей 70 (семьдесят) копеек.
Взыскать с Ивановой Юлии Николаевны в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 2494 (двух тысяч четырехсот девяноста четырех) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья С.П. Парамонов