Судья Медведев И.Г. Дело № 33а-5359/2019
3.024а
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 апреля 2019 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Мирончика И.С.,
судей: Жуля А.В., Корниенко А.Н.,
при секретаре: Приходько П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. административное дело по административному исковому заявлению Бирюкова Руслана Фаязовича к Военному комиссариату Красноярского края в лице отдела и призывной комиссии по Октябрьскому и Железнодорожному районам г. Красноярска об оспаривании решения о призыве на военную службу, наложении обязанности предоставить отсрочку от призыва,
по апелляционной жалобе Бирюкова Р.Ф.,
на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 18 января 2019 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административного искового заявления Бирюкова Руслана Фаязовича к Военному комиссариату Красноярского края в лице отдела и призывной комиссии по Октябрьскому и Железнодорожному районам г. Красноярска об оспаривании решения о призыве на военную службу, наложении обязанности предоставить отсрочку от призыва, отказать в полном объеме».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Бирюков Р.Ф. обратился в суд к Военному комиссариату Красноярского края в лице отдела и призывной комиссии по Октябрьскому и Железнодорожному районам г. Красноярска с административным иском об оспаривании решения о призыве на военную службу, наложении обязанности предоставить отсрочку от призыва.
Требования мотивированы тем, что получив неполное общее среднее образование (9 классов) в 2013 году, он поступил в КГБОУ СПО «Красноярский юридический техникум», после окончания которого в 2016 году ему вручили диплом о среднем профессиональном образовании. В 2015 году Бирюкову Р.Ф. административным ответчиком предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением в техникуме на период обучения. В настоящее время административный истец продолжает свое обучение, с сентября 2016 года он является студентом очной формы обучения (на бюджетной основе) ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» по программе бакалавриата. Вместе с тем, решением призывной комиссии от 16.11.2018 года Бирюков Р.Ф. призван на военную службу, ему выдана повестка, обязывающая явиться на сборный пункт для отправки в войска. Полагая данное решение незаконным, административный истец указывал, что на период обучения в СФУ и получения высшего образования он имеет право на повторную отсрочку от призыва по основаниям, предусмотренным абз. 7 пп. «а» п. 2 ст. 24 Закона «О воинской обязанности и военной службе», поскольку первая отсрочка ему предоставлялась в соответствии с абз. 2 подпункта «а» п. 2 ст. 24 названного Федерального закона. С учетом изложенного административный истец просил признать незаконным решение призывной комиссии Октябрьского и Железнодорожного районов города Красноярска от 16.11.2018 года о призыве его на военную службу, а также обязать Военный комиссариат Красноярского края предоставить ему отсрочку от призыва на военную службу до получения высшего образования в соответствии с абз. 7 пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Бирюков Р.Ф. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на наличие у него права воспользоваться отсрочкой от призыва на военную службу, поскольку он имеет лишь среднее профессиональное образование, в связи с чем, на период обучения и получения высшего образования он имеет право на повторную отсрочку от призыва.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Военного комиссариата Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска Лобзина Е.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился представитель Военного комиссариата Красноярского края, Военного комиссариата Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска Лобзина Е.В., остальные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе были извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда, выслушав представителя административных ответчиков Лобзину Е.В., согласившуюся с решением суда, обсудив приведенные доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании пп. «а» п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации за следующими исключениями: а) граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля или с 1 ноября по 31 декабря. Перечень указанных районов и местностей, а также сроки призыва на военную службу граждан, проживающих в этих районах и местностях, определяются Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации; б) граждане, проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, призываются на военную службу с 15 октября по 31 декабря; в) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных организаций, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля.
В силу ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно п. 5 ст. 28 «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия принимает соответствующие решения или выносит заключение, указанное в пункте 1.1 настоящей статьи (далее также - заключение), на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Основания предоставления отсрочки от призыва на военную службу предусмотрены статьей 24 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Согласно п.п. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в, том числе: организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами (абзац 2); образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами (абзац 3); федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, перечень которых установлен в соответствии с частью 8 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - на период обучения на подготовительных отделениях этих образовательных организаций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, но не свыше одного года, и в случае принятия указанных обучающихся на обучение на подготовительные отделения этих образовательных организаций в год получения среднего общего образования (абзац 5); образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата (абзац 7).
Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если: первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем пятым настоящего подпункта (абзац 11); первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацами вторым и (или) пятым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем седьмым или восьмым настоящего подпункта (абзац 12); первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта (абзац 13).
Из анализа вышеприведенных нормативных положений следует, что факт обучения гражданина по очной форме в образовательной организации высшего профессионального образования по программам бакалавриата и специалитета в силу абзацев 7 и 8 подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона № 53-ФЗ дает такому гражданину право на повторную отсрочку от призыва на военную службу только в том случае, если ранее подобная отсрочка ему предоставлялась по основаниям, указанных в абзацах 2 и 5 подпункта «а» пункта 2 названной статьи Закона, что вытекает из положений абзацев 10-13 подпункта «а» пункта 2 этой статьи Закона.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что Бирюков Р.Ф., <дата> года рождения, 14.01.2014 года поставлен на воинский учет в отделе Военного комиссариата Красноярского края по Октябрьскому и Железнодорожному районам г. Красноярска.
На основании приказа №119-у от 26.08.2013 года Бирюков Р.Ф. был зачислен в КГБОУ СПО «Красноярский юридический техникум» на 1 курс на очную форму обучения по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения на бюджетной основе» сроком обучения с 01.09.2013 года по 30.06.2016 года.
По достижению Бирюковым Р.Ф. совершеннолетнего возраста решением призывной комиссии по Октябрьскому и Железнодорожному районам г. Красноярска от 06.05.2015 года административному истцу на основании абз. 3 подп. «а» п. 2 ст. 24 Закона о воинской обязанности и военной службе была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 01.04.2016 года в связи с обучением в Красноярском юридическом техникуме по очной форме.
В соответствии с дипломом о среднем профессиональном образовании от 30.06.2016 года Бирюков Р.Ф. в 2016 году окончил КГБОУ СПО «Красноярский юридический техникум» и получил квалификацию «юрист».
В соответствии со справкой от 03.09.2018 года ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» Бирюков Р.Ф. на основании приказа № № от 29.07.2016 года был зачислен на 1 курс на очную форму обучения по специальности 50.03.01 «Искусства и гуманитарные науки» квалификации: бакалавр; окончание срока обучения - июнь 2020 года.
Исходя из учетной карты призывника, в период осеннего призыва 2018 года Бирюков Р.Ф. прошел медицинское освидетельствование, сдал анализы, был осмотрен врачами-специалистами. По результатам медицинского освидетельствования, на основании заключений врачей-специалистов, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, выдал заключение об установлении Бирюкову Р.Ф. категории годности к военной службе «<данные изъяты> (годен к военной службе с незначительными ограничениям; поставлен на воинский учет; предназначение СВ).
В соответствии с решением призывной комиссии по Октябрьскому и Железнодорожному районам г. Красноярска от 16.11.2018 года административный истец признан годным к военной службе, категория годности «<данные изъяты>», после чего призван на военную службу, ему вручена повестка о явке в отдел военного комиссариата 22.11.2018 года для отправки в войска.
Оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, учитывая установление факта предоставления административному истцу 06.05.2015 года отсрочки от призыва в соответствии с абз.3 пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона № 53-ФЗ на период очного обучения в образовательной организации по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего профессионального образования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Бирюкова Р.Ф. по состоянию на 16.11.2018 года права на получение повторной отсрочки от призыва на военную службу по основанию, предусмотренному абз. 7 пп. «а» п.2 ст.24 Федерального закона № 53-ФЗ, в связи с обучением в образовательной организации по имеющей государственную аккредитацию программе бакалавриата, и как следствие, о законности принятого призывной комиссией 16.11.2018 года решения в отношении Бирюкова Р.Ф. об установлении категории годности к военной службе, о призыве на военную службу и о вручении административному истцу повестки о явке на сборный пункт для отправки в войска, в связи с чем, правомерно отказал административному истцу в удовлетворении административных исковых требований по изложенным им в иске основаниям.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на правильно примененных и истолкованных нормах материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным материалам.
При этом судебная коллегия учитывает, что достаточных правовых оснований для предоставления Бирюкову Р.Ф. в период осеннего призыва 2018 года повторной отсрочки от призыва по причине его обучения в СФУ не имелось.
Доказательств нарушения процедуры проведения медицинского освидетельствования призывника Бирюкова Р.Ф. врачами призывной комиссии, а также порядка установления ему категории годности к военной службе стороной административного истца в материалы дела не представлено, и судом не установлено.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы административного истца о наличии у него права на повторную отсрочку от призыва на военную службу судебной коллегией во внимание не принимаются, поскольку являлись предметом тщательного исследования в суде первой инстанции и обоснованно не приняты им во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции и нуждающихся в дополнительной проверке, в апелляционной жалобе не содержится.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 18 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: