64RS0044-01-2022-006171-60
Решение
Именем Российской Федерации
29 марта 2023 года г. Саратов
Заводской районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Ореховой А.В.,
при помощнике Арефьевой А.С.,
с участием представителя истца Красулиной Ю.Н.,
представителя ответчика Казанцева В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрацииЗаводского района муниципального образования «Город Саратов» к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «Столица» об организации места (площадки) накопления твердых бытовых отходов для собственников помещений многоквартирного дома,
Установил:
администрацияЗаводского района муниципального образования «Город Саратов» обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «Столица» (далее по тексту ООО УК «Столица») и просит обязать ответчика в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу организовать место (площадку) накопления твердых бытовых отходов для жителей многоквартирных домов по адресу<адрес> и обеспечить ее содержание.
В обоснование исковых требований истец указал, что администрациейЗаводского района муниципального образования «Город Саратов» выявлен факт отсутствия на территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> контейнерной площадки для сбора отходов, а также сборников для твёрдых коммунальных и крупногабаритных отходов. Таким образом, в бездействия ответчика усматриваются нарушения обязательных требований по содержанию МКД в части оборудования на обслуживаемой территории мест накопления твердых коммунальных и крупногабаритных отходов, тем самым, нарушаются права жителей вышеуказанного многоквартирного дома на благополучную среду проживания.
В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения требований, указав, что в управлении ООО УК «Столица» находятся многоквартирные дома по адресу<адрес> Однако, дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и расселен. Земельные участки под домами по адресу: <адрес>, относящиеся к общему имуществу МКД сформированы по границе дома, что объективно не позволяет оборудовать площадки на земельных участках этих домов; в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, площадка для сбора ТКО оборудована, имеется в реестре.
В судебное заседание представитель третьего лица не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебное заседание представитель истца, ответчик не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
В судебное заседание представитель третьего лица не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст.ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел данное гражданское дело в отсутствие сторон в порядке заочного производства.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от10.01.2002N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу пункта 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Согласно пункту 1 статьи 13, 4 Федерального закона от10.01.2002N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4 статьи 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от31.01.2018 № 1039 определяет, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 3 СанПиНот 28.01.2021 №3 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Требования к содержанию общего имущества установлены пунктом 10 Правил N 491. В состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (подпункт "е" пункта 2 Правил N 491). Содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями (подпункт "д(2)" пункта 11 Правил N 491). Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от03.04.2013N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России N 170, определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
В соответствии с подпунктом 3.7.1 Правил N 170 на управляющую организацию возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории. На собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами, лежит обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, которые расположены на земельных участках, входящих в общедомовое имущество. В силу норм действующего жилищного законодательства принятие решений о включении в состав общего имущества каких-либо объектов входит в компетенцию общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от20.03.1999N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", с учетом положений п. п. "б" п. 4.2.4. Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда, МДК 2-04.2004, утвержденного Госстроем России, размещение площадок для установки контейнеров определяется при проектировании строительства жилых зданий, конструкция площадки должна быть типовой, либо ее устройство производится по специальному разработанному проекту.
Судом установлено, что ООО УК «Столица» осуществляет управление многоквартирными жилыми домами по адресу:<адрес> и выполняет функции по обслуживанию и содержанию общедомового имущества, что подтверждается данными с сайта «reformagkh.ru» и не оспаривалось сторонами..
Дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и расселен частично, что подтверждается ответом И.о. первого заместителя главы администрации Заводского района МО «Город Саратов», в связи с чем довод стороны ответчика о том, что дом расселен опровергается материалами дела.
В соответствии с пунктом 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от03.04.2013N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
С учетом указанного правового регулирования, создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. Однако из этого общего правила имеются исключения, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах.
Из системного анализа приведенных положений закона следует, что установка на обслуживающей территории сборников для твердых отходов и их содержание в соответствии с санитарными правилами содержания территорий населенных мест является обязанностью управляющей компании в силу осуществляемой деятельности по управлению многоквартирным домом.
Таким образом, выбрав способ управления домом путем привлечения ООО УК «Столица»», собственники многоквартирного дома по адресу:<адрес> передали соответствующие функции, в том числе, по установке на придомовой территории контейнеров для твердых отходов и их содержание управляющей компании, которая обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями закона. При этом осуществление обязанности по содержанию общего имущества многоквартирных домов, обслуживание и очистка придомовой территории многоквартирных домов с нарушением действующих санитарных нормативов ведет к нарушению как прав собственников многоквартирного дома, так и собственников близлежащих домов на благоприятную окружающую среду.
Учитывая изложенное, суд в интересах неопределенного круга лиц приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, возложив обязанность на ООО УК «Столица» в течение двух в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу организовать места (площадки) накопления твердых бытовых отходов для жителей многоквартирных домов по <адрес>, и обеспечить их содержание.
При этом суд не принимает внимание довод ответчика о наличии контейнерных площадок для сбора ТКО для жителей МКД по адресу: <адрес> поскольку согласно данным реестра мест накопления ТК на территории Заводского района г. Саратова балансодержатель отсутствует, представитель ответчика пояснил, что указанные места были организованы до передачи в управление указанных МКД, общедомовая территория отсутствует, ввиду чего у ООО «УК Столица» отсутствует обязанность по организации мест накопления ТКО, ввиду следующего.
В силу ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (п. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Таким образом, земельные участки под многоквартирными домами, расположенными по адресу: <адрес> являются общим имуществом собственников помещений в многоквартирных домах.
Следовательно, обязанность по организации контейнерной площадки в районе данного многоквартирного дома возлагается на управляющую организацию ООО "УК «Столица», а не на орган местного самоуправления.
Также собственниками помещений многоквартирного дома еще не определены: возможность установки контейнерной площадки на прилегающей к дому территории при наличии на ней детской площадки и иных объектов; место ее размещения по согласованию с Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области, органом местного самоуправления, а также с собственниками объектов, расположенных на данном земельном участке, в интересах которых установлены ограничения и сервитуты; источники финансирования данных работ в связи с включением контейнерной площадки в состав общего имущества.
Так, согласно п. 2 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решения о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 7 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, общее собрание собственников в многоквартирном доме, инициировать которое вправе ООО "УК Столица», должно определить возможность размещения места накопления твердых коммунальных отходов от многоквартирного дома на земельном участке, относящемся к общему имуществу собственников помещений данного дома, место расположения контейнерной площадки, источник финансирования работ, связанных с ее установкой, а управляющая организация по итогам проведения общего собрания в случае принятия собственниками положительного решения должна оборудовать данную площадку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а в последующем обслуживать ее.
Само по себе размещение контейнерной площадки на муниципальной земле не исключает возложенную на управляющую организацию обязанность организовать сбор и вывоз коммунальных отходов и крупногабаритного мусора многоквартирного дома и обеспечить контроль за выполнением графика вывоза отходов. В связи с чем, управляющая компания в силу возложенных на нее обязательств обязана принять меры для узаконения мест накопления ТКО для жителей многоквартирного дома.
Руководствуясь ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из вышеприведенных норм материального права по распоряжению общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, учитывая, что вопрос размещения контейнерной площадки затрагивает права всех правообладателей земельного участка, полагает возможным определить срок по организации ответчиком размещения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства в течение двух месяцев с даты вступления в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования администрацииЗаводского района муниципального образования «Город Саратов» к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «Столица» ИНН <№> об организации места (площадки) накопления твердых бытовых отходов для собственников помещений многоквартирного дома удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью управляющая компания «Столица» в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать место (площадку) накопления твердых бытовых отходов для жителей многоквартирного дома по адресу:<адрес> и обеспечить ее содержание.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Заводской районный суд города Саратова- 05.04.2023 года.
Судья А.В. Орехова