Решение по делу № 33-3269/2022 от 19.08.2022

    Председательствующий по делу    Дело № 33-3269/2022

судья Набережнева Н.В.                                                      1 инст. № 2-327/2022

УИД 75RS0031-01-2022-000771-87

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего        Алёкминской Е.А.,

судей краевого суда            Куклиной И.В., Комковой С.В.,

при секретаре                Разумове С.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 10 ноября 2022 г. гражданское дело по иску Смирновой Н. Е. к Акционерному обществу «Забайкальская топливно-энергетическая компания» о признании незаконными начислений оплаты за теплоснабжение и горячее водоснабжение, обязании вернуть удержанные денежные средства,

по апелляционной жалобе и дополнении к ней истца Смирновой Н.Е.,

на решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 02 июня 2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования Смирновой Н. Е. к Акционерному обществу «Забайкальская топливно-энергетическая компания» о признании незаконными начислений оплаты за теплоснабжение и горячее водоснабжение, обязании вернуть удержанные денежные средства – оставить без удовлетворения.

Возвратить Смирновой Н. Е. государственную пошлину в размере 300 рублей, уплаченную 29.04.2022 через ПАО Сбербанк.

Выдать Смирновой Н. Е. справку на возврат государственной пошлины».

Заслушав доклад судьи Комковой С.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

    Истец обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее. Истец проживает в доме, расположенном по адресу: <адрес> 1988 <адрес> дом принадлежит на праве собственности согласно свидетельства о государственной регистрации <адрес> от <Дата>. В 1988 г. в <адрес> была разморожена теплотрасса, поставляющая тепловую энергию в жилые дома. Все жители поселка и истец установили в квартире автономное отопление, у нее имеется котел, закольцованный с чугунными батареями по всей ее квартире. На тот момент в <адрес> не имелось управляющей компании, которая могла бы исправить последствия размороженной системы отопления и составить надлежащие документы, подтверждающие факт отсутствия отопления во всем поселке. Все жители вынуждены были установить печи для отопления жилых домов. С этого момента (с 1988 года) централизованная подача отопления и горячее водоснабжение в квартире отсутствует. Совместно с соседями из <адрес> самостоятельно установили печи, присоединив трубы к котлу для обогрева и закольцевали с радиаторами только в ее квартире. В то время дети были маленькие и проживать без печи в зимнее время было невозможно. Труба, подающая горячую воду к дому <адрес>, <адрес>, тоже отсутствует и закольцована у соседей, коттедж двухквартирный, стояки (трубопровод с горячей водой) в ее квартире отсутствует. С 1988 года истец не пользуется отоплением и горячим водоснабжением, предоставляемым жилищно-коммунальными организациями в <адрес>. В 2019 г. обеспечением коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в поселке занимается АО «ЗабТЭК». В 2020 г. соседи <адрес> подключились к центральному отоплению поселка. Истец, не имея материальной возможности, отказалась от подключения тепла и горячего водоснабжения. Письменный договор на поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения с АО «ЗабТЭК» не заключала. В квартире истца имеется только трубопровод с холодной водой. АО «ЗабТЭК» предоставляет ей счета, где начисляют плату за горячее водоснабжение и отопление. Мировой судья вынес судебный приказ №4233 от 22.03.2021 о взыскании задолженности в сумме 16280,08 руб. Ею был пропущен срок на отмену судебного приказа. С ноября 2022 г. ежемесячно частями взыскивается задолженность. 27.08.2021 г. были вынесены судебный приказ №1704 на общую сумму 35590,49 руб., судебный приказ №6593 от 14.01.2022 на сумму 20114,73 руб. Судебные приказы отменены. Просила суд признать незаконными начисления АО «ЗабТЭК» платы за теплоснабжение и горячее водоснабжение, обязании вернуть удержанные денежные средства.

    Определением суда от 26.04.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена администрация ГП «Золотореченское».

    Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 135).

В апелляционной жалобе истец Смирнова Н.Е. просила решение суда отменить, признать незаконными начисления платы АО «ЗабТЭК» за тепловую энергию и горячее водоснабжение. Указала, что демонтаж системы отопления, который проведен самостоятельно в 1988 г., был необходим для восстановления теплоснабжения в жилом доме после разморозки системы теплоснабжения во всем поселке Золотореченск, переоборудование систем теплоснабжения проведено почти всеми жителями. При переустройстве системы присутствовали сотрудники коммунальной службы. Суд не запросил архивных документов в коммунальной службе, подтверждающих данный факт. 16.05.2022 г. представителями АО «ЗабТЭК» совместно с представителями администрации был составлен акт обследования системы теплоснабжения в квартире истца. 01.07.2022 г. АО «ЗабТЭК» дал ответ о том, что согласно акту осмотра от 08.12.2020 г. в <адрес> имеется техническая возможность подключения к центральному отоплению. Истец не имеет возможности провести экспертизу, которая могла бы подтвердить факт неполучения истцом услуг по теплоснабжению и горячему водоотведению. Полагает, что АО «ЗабТЭК» незаконно обогащается за счет истца, горячее водоснабжение и тепловая энергия в квартиру истца не поступает, ответчик не несет никаких расходов на ее поставку (л.д. 144).

В суд апелляционной инстанции истец, представитель третьего лица администрации ГП «Золотореченское» не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении не просили.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

В силу части 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, полагавшую необходимым отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на помещение.

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление (тепловодоснабжение).

В силу ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 157 ЖК РФ).

Из пунктов 2, 32, 40, 63, 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, следует, что обязанность оплачивать коммунальные услуги возлагается на лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме и потребляющее коммунальные услуги.

Статьей 539 ГК РФ установлена обязанность абонента оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. При этом самовольное переоборудование помещений, демонтаж радиаторов отопления и установка альтернативных источников обогрева, не освобождает ответчика от оплаты тепловой энергии.

В силу п. п. 1, 2 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Материалами дела установлено, что Смирнова Н.Е. является собственником квартиры, общей площадью 96,7 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (л.д.19).

Смирнова Н.Е. является получателем пенсии по старости (л.д.14).

Согласно технического паспорта на спорную квартиру вид отопления указан как печной, центральное (л.д.16).

Согласно информации администрации МР «Оловяннинский район» от 15.12.2021, дом №78 является домом блокированной застройки, двухквартирный, к дому подведены три трубы, труба теплоснабжения, обратка и холодного водоснабжения (л.д.23).

Актом технического осмотра тепловых сетей и теплоустановок АО ЗабТЭК от 08.12.2020 установлено, что в жилом помещении по спорному адресу имеется техническая возможность присоединения к центральной системе теплоснабжения, <адрес> данного дома подключена к системе теплоснабжения (л.д.45, 47 оборот).

Актом технического осмотра от 08.12.2020 АО ЗабТЭК установлено, что в спорной квартире имеется печное отопление с котлом, ГВС отсутствует, имеется холодное водоснабжение (л.д.112).

Мировым судьей судебного участка №50 Оловяннинского судебного района Забайкальского края вынесен судебный приказ от 22.03.2021 №2-429/2021, которым с Смирновой Н.Е. в пользу АО «ЗабТЭК» взыскана задолженность за коммунальные услуги за период с 01.06.2019 по 30.11.2020 в размере 16 028,09 руб. (л.д.128).

Предписанием АО «ЗабТЭК», направленным в адрес истца указано на необходимость восстановления системы центрального теплоснабжения (л.д.46).

Согласно информации ответчика от 16.05.2022 г., система теплоснабжения (горячего водоснабжения) подведена к квартире истца <адрес>, трубы проходят через подвальное помещение истца в <адрес> подключена к системе отопления. Доказательств, что в квартире истца система централизованного отопления была заменена на автономную с получением соответствующих разрешений на переоборудование, не представлено (л.д.51).

    Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска указал, что истцом не предоставлено доказательств того, что в квартире истца система централизованного отопления была заменена на автономную с получением соответствующих разрешений на переоборудование, а трубы горячего водоснабжения демонтированы с получением соответствующих разрешений, ссылка на вынужденный демонтаж системы отопления в квартире судом не принята, так как чрезвычайная ситуация с заморозкой жилого фонда поселка имела место в 2000 г., 2005 г., 2013 г., тогда как согласно технического паспорта, составленного по состоянию на февраль 2013 г. в данной квартире указан вид отопления-печное, центральное.

    Судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Доводы жалобы о том, что в принадлежащем истцу на праве собственности жилом помещении отсутствуют приборы тепловой энергии, поскольку они ранее были демонтированы, то оснований для возложения на нее обязанности по оплате тепловой энергии у суда первой инстанции не имелось, подлежат отклонению на основании следующего.

Действующим законодательством Российской Федерации определены обязательные нормы для принятия решения потребителями о смене способа обеспечения теплоснабжения, в том числе требования к индивидуальным квартирным источникам тепловой энергии, которые допускается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения.

Согласно положениям статьи 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 1).

В силу части 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Частью 1 статьи 157 ЖК РФ на Правительство Российской Федерации возложен ряд полномочий по регулированию отношений, связанных с предоставлением коммунальных услуг, включая установление правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Во исполнение данного полномочия Правительство Российской Федерации постановлением от 6 мая 2011 г. N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регулирующие в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг в многоквартирных домах, а также закрепляющие порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Согласно подпункту "в" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.

Подпункт "в" пункта 53 ранее действовавших Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, также запрещал потребителю самовольно вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный или жилой дом, либо в технический паспорт жилого помещения.

Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения, в том числе подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения. Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии (часть 1 статьи 28 ЖК РФ).

Таким образом, отсоединение внутриквартирных инженерных сетей и оборудования от внутридомовых инженерных сетей, обеспечивающих жилое помещение постоянным отоплением, демонтаж или отключение обогревающих элементов в жилых помещениях в многоквартирном доме возможен только при соблюдении всех требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. N 46-П абзац второй пункта 40 Правил N 354 был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1). 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения в многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.

Указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений - при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, - лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Правительством Российской Федерации 28 декабря 2018 г. принято постановление N 1708 "О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги но отоплению в многоквартирном доме", согласно которому с 1 января 2019 г. начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме должно производиться с учетом наличия в некоторых многоквартирных домах жилых и нежилых помещений, переведенных в установленном порядке на индивидуальный источник теплоснабжения. В частности, в соответствующих формулах приложения N 2 к указанным Правилам показатель объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на отдельное помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, был приравнен к нулю, в том числе в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства и руководствуясь указанными выше нормами законодательства, судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что переоборудование жилого помещения путем демонтажа труб отопления и горячего водоснабжения, радиаторов отопления не может порождать правовые последствия в виде освобождения ответчика от обязанности по оплате услуги теплоснабжения.

Ответчиком предпринимались попытки подключения жилого помещения, где проживает истец к системе отопления и возобновлению подачи тепловой энергии, однако истец отказалась от восстановления системы отопления.

Таким образом, демонтаж радиаторов отопления произведен самовольно и не порождает правовые последствия в виде освобождения истца от обязанности по оплате поставленного ресурса. При этом истец, действуя добросовестно, мог и должен был предпринять меры по восстановлению системы отопления либо по легализации уже произведенного демонтажа.

Довод об отсутствии средств для подключения горячего водоснабжения не свидетельствует о незаконности принятого решения, истец не лишен права на реструктуризацию долга.

Довод о том, что суд не запросил сведения о законности демонтажа в управляющей колмпании отклоняется, так как согласно ответа УК и третьего лица, демонтаж согласован не был.

Довод жалобы об отсутствии средств для назначения экспертизы с целью подтверждения непотребления истцом коммунальных услуг судебная коллегия отклоняет за нецелесообразностью, так как ответчик указанное обстоятельство не оспаривает, наоборот, полагает необходимым подключение к отоплению и горячему водоснабжению.

Довод об обогащении ответчика отклоняется, так как демонтаж или отключение обогревающих элементов в жилых помещениях в многоквартирном доме возможен только при соблюдении всех требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 02 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу-без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме: 17 ноября 2022 года.

Председательствующий:                    Е.А.Алёкминская

Судьи:                                И.В.Куклина

                                    С.В.Комкова

33-3269/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Смирнова Надежда Егоровна
Ответчики
АО ЗабТЭК
Другие
администрация ГП Золотореченское
Суд
Забайкальский краевой суд
Судья
Комкова Светлана Викторовна
Дело на странице суда
oblsud.cht.sudrf.ru
22.08.2022Передача дела судье
13.09.2022Судебное заседание
18.10.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
27.10.2022Судебное заседание
10.11.2022Судебное заседание
22.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.11.2022Передано в экспедицию
10.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее