Решение по делу № 2-211/2019 от 01.04.2019

№ 2-211/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Щучанский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Симонова Ю.М.,

при секретаре Трефиловой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Щучье 1 апреля 2019 года

гражданское дело по иску Казначеевой Натальи Валентиновны к Администрации города Щучье Курганской области о признании постановление Администрации города Щучье Курганской области № 134 от 02.10.2018 года и решение жилищной комиссии при Администрации города Щучье № 11 от 02.10.2018 года незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Казначеева Н.В. обратилась в суд с иском к Администрации города Щучье Курганской области о признании постановление Администрации города Щучье Курганской области № 134 от 02.10.2018 года незаконным указывая, что Администрацией города Щучье было издано 02.10.2018г. постановление № 134 «Отменить часть Постановления Администрации города Щучье от 11 июля 2018 г. № 96 в отношении Казначеевой Натальи Валентиновны о заключении договора социального найма», что, по ее мнению, является незаконным, поскольку оно нарушает ее жилищные и права ее несовершеннолетней дочери. По договору социального найма она и ее несовершеннолетняя дочь проживают и зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес> Жилое помещение предоставлено ей решением Жилищной комиссии (Протокол от 11.07.2018г.). На основании решения жилищной комиссии и постановления от 11.07.2018г., заключен договор социального найма от 14.08.2018г. между ней и Администрацией города Щучье. 08.12.2018г. ею было получено письмо от Администрации города Щучье исх. от 30.10.2018г., в котором ей предлагается расторгнуть договор социального найма на основании постановления № 134 от 02.10.2018г. Копию данного постановления Администрация города Щучье ей не предоставила. Полагала, что постановление № 134 от 02.10.2018г. является незаконным, поскольку основанием для вынесения постановлений в отношении жилого, служебного или маневренного фонда Администрации города Щучье, согласно положению «О жилищной комиссии», могут быть только решения жилищной комиссии. Таких решений жилищной комиссией по состоянию на 02.10.2018г. принято не было. На момент издания постановления № 134 от 02.10.2018г. она являлась сотрудником Администрации города Щучье и состояла в должности юриста. Согласно должностной инструкции в ее обязанности входило проведение правовой оценки всех документов, поступающих на подпись Главе города Щучье. К Постановлениям (распоряжениям) Администрации города Щучье обязательным приложением является лист согласования. Данное постановление с ней не согласовывалось. Проведение правовой оценки документов и согласование является обязательным. Регистрация постановлений в журнале «Регистрации постановлений Администрации города Щучье» является обязательной. Такой регистрации постановления № 134 от 02.10.2018г. в журнале нет. Таким, образом, нарушен порядок вынесения Постановления № 134 от 02.10.2018г., также отсутствуют основания для его вынесения и необходимая его регистрация учета. Изложенные нарушения являются исчерпывающими, орган муниципального образования должен был руководствоваться законодательством при вынесении оспариваемого Постановлений.

В последствие истец дополнила исковые требования к административному ответчику, просила признать незаконным решение Жилищной комиссии, указанное в Протоколе Жилищной комиссии № 11 от 02.10.2018 года «Об отмене решения Жилищной комиссии № 6 от 11.07.2018 года, в части о представлении жилого помещения Казначеевой Наталье Валентиновне по адресу: <адрес> по договору социального найма», по обстоятельствам, что оно направлено на лишение ее жилья.

В судебном заседании истец по существу дала пояснения согласно изложенным в иске доводам.

Представитель ответчика по доверенности Денисенко Е.В. исковые требования истца не признала по обстоятельствам, что истец не имела права на предоставление жилого помещения по социальному найма во внеочередном порядке, поэтому в целях восстановления справедливости были приняты оспариваемые истцом акты.

Определением Щучанского районного суда Курганской области от 27.02.2019 года в соответствии со ст. 47 КАС РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены члены жилищной комиссии при Администрации города Щучье Курганской области Шалаев Н.И., Байрамова Ю.Ф., Банникова М.Г., Васильева Н.И., которые в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, разрешение спора оставляли на усмотрения суда.

Определением Щучанского районного суда Курганской области от 20.03.2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены бывший Глава Администрации города Щучье Тамахин В.Н. и действующий Глава города Щучье Панфилов И.Б., которые в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.

Суд, выслушав доводы сторон, ознакомившись с письменными материалами дела, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, приходит к следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Соответственно, оспаривание решения государственного органа или органа местного самоуправления является одним из способов защиты гражданских прав, выбор, которого предоставлен лицу, обращающемуся за такой защитой.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Согласно разъяснений, содержащихся в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», по смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Поскольку исполнение оспариваемого постановления приведет к прекращению жилищных прав, связанных с проживанием по договору социального найма, то законность его принятия подлежит проверке по правилам искового производства.

Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 40 Конституции Российской Федерации. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года.

В силу части 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Исходя из изложенного орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.

Более того, решения органов местного самоуправления в сфере имущественных отношений должны быть предсказуемыми, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений, о чем упоминается в пункте 3.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2012 года № 9-П.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (далее - Правила), которые устанавливают порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду.

Пунктом 3 названных Правил установлено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество.

В силу части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.

В соответствии со статьей 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 ЖК РФ).

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность исключения служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда на основании соответствующего решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В силу статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

В силу ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В силу части 1 статьи 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.

Как установлено судом и следует из материалов дела, что согласно записям в трудовой книжке Казначеевой Н.В., она 19.08.2015 года была принята на работу в Администрацию города Щучье Щучанского района Курганской области на должность специалиста по муниципальному заказу в отдел бухгалтерского учета и отчетности. 09.09.2016 года назначена на должность муниципальной службы главного специалиста-юрисконсульта. 07.06.2017 года должность «Главный специалист-юрисконсульт» переименована в «Главный специалист-юрист». 14.07.2017 года освобождена от занимаемой должности и уволена с муниципальной службы по собственному желанию. 11.09.2017 года принята в Администрацию города Щучье на должность делопроизводитель. 01.09.2018 года в порядке перевода переведена на должность юриста Администрации города Щучье. 01.03.2018 года принята на должность делопроизводителя по внутреннему совместительству на 0,5 ставки ведущий специалист по кадрам. 08.10.2018 года уволена с работы по совместительству в связи с приемом на работу работника, для которого эта работа будет являться основной, статья 288 ТК РФ. 22.10.2018 года уволена с должности юриста по собственному желанию, пункт 3 статьи 77 ТК РФ.

Казначеева Н.В. по состоянию на 11.07.2018 года состояла в очереди, в списке очередности по договору социального найма на основании пункта 1 статьи 51 ЖК РФ, дата постановки на учет 30.11.2016 года, номер очереди 176.

Квартира расположенная в многоквартирном жилом доме <адрес> является собственностью МО города Щучье Курганской области. Дата государственной регистрации в ЕГРН 05.07.2017 года.

Постановлением от 03.07.2017 года Администрации города Щучье «О включении жилых помещений в реестр специализированного жилищного фонда с отнесением данных помещений к служебному жилью», квартира в многоквартирном жилом доме , расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 44,8 кв.м., находящейся в муниципальной собственности муниципального образования города Щучье, включена в реестр специализированного жилищного фонда МО города Щучье.

В соответствии с договором найма служебного жилого помещения от 05.06.2017 года, заключенного между Администрацией города Щучье (Наймодатель) и Казначеевой Н.В. (Наниматель), Казначеевой Н.В. и ее составу семьи: дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в связи с занимаемой должностью Администрацией города Щучье Курганской области на период трудовых отношений, предоставлено во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности города Щучье на основании Свидетельства о государственной регистрации права от 09.11.2016 года , состоящее из квартиры общей площадью 44,8 кв. метров, расположенное по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем.

Аналогичный договор найма служебного жилого помещения перезаключен с Казначеевой Н.В. 10.11.2017 года (договор найма служебного жилого помещения от 10.11.2017 года).

В соответствии с постановлением Администрации города Щучье от 15.02.2018 года, квартира по адресу: <адрес>, исключена из Реестра специализированного жилого фонда и включена в муниципальный жилищный фонд города Щучье.

Распоряжением от 05.10.2017 года Главой города Щучье Тамахиным В.Н. утвержден состав Жилищной комиссии города Щучье, согласно приложению к Распоряжению Администрации города Щучье председателем жилищной комиссии является заместитель Главы города Щучье, члены комиссии: специалист по имуществу Администрации города Щучье; начальник бухгалтерского учета и отчетности Администрации города Щучье; главный специалист-юрист Администрации города Щучье; ведущий специалист-специалист по кадрам Администрации города Щучье. Согласно информации, представленной Администрацией города Щучье от 20.03.2019 года Положение «О жилищной комиссии» Администрации города Щучье Курганской области не найдено.

Жилищной комиссией при Администрации города Щучье от 11.07.2018 года принято решение заключить договор социального найма с Казначеевой Н.В. на жилое помещение по адресу: <адрес>.

Постановлением Администрации города Щучье от 11.07.2018 года постановлено: заключить с Казначеевой Н.В., зарегистрированной по адресу: <адрес> договор социального найма на жилое помещение по адресу: <адрес>.

В соответствии с Договором социального найма жилого помещения от 14.08.2018 года, заключенного между Администрацией города Щучье (Наймодатель) и Казначеевой Н.В. (Наниматель), Казначеевой Н.В. и члену ее семьи ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 14.09.2018 года в пользование и владение передано жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 2 комнат, общей площадью 45,2 кв.м., по адресу: <адрес>, для постоянного проживания в нем.

Как следует из дела, после отнесения Администрацией г. Щучье спорной квартиры к жилищному фонду социального использования с Казначеевой Н.В. 14.08.2018 г. был заключен договор социального найма.

Таким образом, доводы ответчика о том, что спорное жилое помещение предоставлено Казначеевой Н.В. по договору социального найма с нарушением закона, являются несостоятельными, поскольку право на заключение договора социального найма на спорное жилое помещение возникло у Казначеевой Н.В. не в связи с его предоставлением в порядке улучшения жилищных условий, а в связи с переводом жилого помещения в фонд социального использования.

Как установлено в судебном заседании, договор социального найма жилого помещения от 14.08.2018 года, недействительным в установленном законом порядке не признавался, сторонами его не расторгался и является действующим.

Доводы ответчика о том, что Казначеева Н.В. вселилась в спорное жилое помещение, используя при этом свое служебное положение, признаются судом несостоятельными, поскольку обстоятельств этому суду не представлено.

Решение о вселении Казначееву Н.В. в спорное жилое помещение принимала правомочная жилищная комиссии при Администрации города Щучье, постановление о предоставлении Казначеевой Н.В. жилого помещения по договору социального найма принято Главой города Щучье на основании принятого жилищной комиссии решения в соответствии со своими полномочиями.

Кроме того, ответчик не оспаривает тот факт, что жилищной комиссии при Администрации города Щучье и Главе города Щучье при разрешении вопроса о предоставлении Казначеевой Н.В. спорной квартиры по договору социального найма было достоверно известно, что Казначеева Н.В. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Жилищная комиссия при Администрации города Щучье своим решением от 02.10.2018 года «Об отмене решения Жилищной комиссии от 11.07.2018 года в части о предоставления жилого помещения Казначеевой Н.В. по адресу: <адрес> по договору социального найма» и Администрация города Щучье отменяя своим постановлением № 134 от 02.10.2018 года постановление Администрации города Щучье от 11.07.2018 года в части заключения договора социального найма с Казначеевой Н.В., не учли требования статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующей правоотношения связанные с расторжением и прекращением социального найма жилого помещения и тем самым, по сути в одностороннем порядке расторгли договор социального найма с Казначеевой Н.В.

Истец являлась членом жилищной комиссии при Администрации города Щучье, вместе с тем на ее заседание на 02.10.2018 года по разрешению вопроса об отмене части протокола от 11.07.2018 года в отношении Казначеевой Н.В. по заключению с нею договора социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, она не приглашалась и как гражданин, жилищные права которого затрагиваются этим решением, она не заслушивалась и, это обстоятельство не опровергнуто ответчиком.

Кроме того, об оспариваемых решения жилищной комиссии при Администрации города Щучье и постановления Администрации города Щучье истцу стало известно только после обращения в Администрацию города Щучье с заявлением о приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, а именно 04.12.2018 года и, это обстоятельство ответчиком также не опровергнуто.

Таким образом, истец была лишена права знать о принимаемых в отношении нее решениях и возможности давать объяснения относительно возникших обстоятельств, связанных с расторжением договора социального найма жилого помещения.

Кроме того, как следует из Журнала регистрации Постановлений Администрации города Щучье под исходящим номером 134 записано: «Ошибочно», дата и краткое содержание документа отсутствует.

Таким образом, оспариваемое постановление оказалось также и неучтенным в номенклатурном деле Администрации города Щучье, что вызывает сомнение о времени его фактического вынесения.

В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» сказано, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 ЖК РФ).

Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 4 статьи 3 ЖК РФ).

При этом судам следует учитывать, что положения части 4 статьи 3 ЖК РФ о недопустимости произвольного лишения жилища, под которым понимается лишение жилища во внесудебном порядке и по основаниям, не предусмотренным законом, действуют в отношении любых лиц, вселившихся в жилое помещение.

Таким образом, обжалуемые акты нельзя признать законными, поскольку они нарушают жилищные право истца, в связи с чем, эти акты подлежат отмене.

Руководствуясь ст.ст.196-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Казначеевой Натальи Валентиновны удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Администрации города Щучье Курганской области № 134 от 02.10.2018 года в части отмены постановления Администрации города Щучье от 11.07.2018 года № 96 в отношении Казначеевой Натальи Валентиновны о заключении договора социального найма.

Признать незаконным и отменить решение Жилищной комиссии при Администрации города Щучье Курганской области № 12 от 02.10.2018 года в части отмены протокола от 11.07.2018 года № 6 в отношении Казначеевой Натальи Валентиновны, проживающей по адресу: <адрес> а именно о расторжении договора служебного найма и заключении социального найма на жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца, с момента составления решения в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Щучанский районный суд Курганской области.

Мотивированное решение составлено 05.04.2019 года.

Судья: Ю.М. Симонов

2-211/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Казначеева Наталья Валентиновна
Ответчики
Администрация г.Щучье Курганской области
Другие
Тамахин Владимир Николаевич
Байрамова Юлия Файзуловна
Васильева Наталья Игоревна
Шалаев Николай Николаевич
Банникова Марина Габдияновна
Панфилов Илья Борисович
Суд
Щучанский районный суд Курганской области
Дело на странице суда
schuchansky.krg.sudrf.ru
03.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2020Передача материалов судье
03.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2020Дело оформлено
03.04.2020Дело передано в архив
01.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее