Дело № 2а-101/2022(2а-1494/2021)
11RS0004-01-2021-002805-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
судьи Продун Е.А.
при секретаре Петуховой Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 07 апреля 2022 г. с использованием систем видеоконференц-связи дело по административному исковому заявлению Караказак А. М. к ОМВД России по г.Печоре, МВД России о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей,
УСТАНОВИЛ:
Караказак А.М. обратился в суд с иском к ОМВД России по г.Печоре о взыскании компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания под стражей в размере 100 000 руб., указывая, что в период с **.**.** (дата избрания меры пресечения в виде заключения под стражей) по май 2001 года он находился в камере №... Печорского КПЗ ИВС ОМВД России по г.Печоре, где грубо нарушались его права, поскольку находился в нечеловеческих условиях содержания, был подвергнут унижающему достоинство обращению. Так, в камере размером 6х4 метра одновременно находились от 9 до 11 человек (подозреваемых, обвиняемых). В камере не было спальных мест, в связи с чем все находящиеся в камере, в том числе и истец, располагались на нарах, единых для всех. Окно камеры не открывалось. Камера не проветривалась и не имела вентиляции, плохо освещалась. В камере почти не было дневного света, т.к. 80% окна размером 0,6Х08м изнутри и снаружи было закрыто металлическим листом. Камера находилась в антисанитарных условиях, в ней обитали вши и клопы, отсутствовали необходимые сантехнические удобства, туалет не был установлен, а унитазом служил стоявший в камере бачок. Кроме того, отсутствовали предметы первой необходимости и личной гигиены; туалетная бумага, зубная щетка, зубная паста, мыло, постельные принадлежности, матрац, подушка, простынь не выдавались. Питание было плохим: пища однообразная и один раз в день (в обед). Не предоставлялась прогулка один час в день. Административный истец был лишен права помыться либо принять душ, неоднократно подвергался опасности быть зараженным чесоткой. Такие условия содержания подрывали силы и здоровье административного истца, вызывали у него чувства унижения и страдания, нарушали его права, гарантированные ст.3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Воспоминания о времени, проведенном в ИВС ОМВД России по г.Печоре, вызывает у административного истца отрицательные эмоции, агрессивное настроение, негативное чувство дискомфорта.
Суд перешел к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства.
К участию в деле в качестве административного ответчика привлечено МВД России, в качестве заинтересованных лиц –Министерство финансов Российской Федерации и МВД по Республике Коми.
В судебном заседании Караказак А.М., отбывающий наказание в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, на административном иске настаивал.
Представитель административного ответчика ОМВД России по г.Печоре Шахтарова А.В., действующая на основании доверенности от **.**.**, административный иск не признала. Настаивала на пропуске административным истцом срока на обращение в суд с данным административным иском.
В соответствии со ст.150 КАС РФ дело рассматривалось в отсутствие представителей административного ответчика МВД России и заинтересованных ли, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Из письменного отзыва административного ответчика следует, что МВД России иск не признает.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 той же статьи, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч.2 ст.227.1 КАС РФ).
Установлено, что приговором Печорского федерального городского суда Республики Коми от **.**.** по делу №... Караказак А.М. был признан виновным по ****
Из административного искового заявления Караказак А.М. и его объяснений в судебном заседании следует, что в период с **.**.** по май 2001 он содержался в ИВС ОМВД России по г.Печоре в ненадлежащих условиях.
В соответствии со ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В силу статьи 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
В соответствием с п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ", суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Следует учитывать, что в соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (в редакции, действовавшей в спорный период) содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее – подозреваемые и обвиняемые).
Согласно положениям статьи 9 указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей в спорный период) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и Пограничных войск Российской Федерации (далее – изоляторы временного содержания) предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений (часть 1). В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу (часть 2).
В силу ч.9 ст.17 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (в редакции, действовавшей в спорный период) подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально - бытовое и медико - санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях
Статьей 23 указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Согласно п.3.1 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 26.01.1996 № 41, действовавших в спорный период (далее – Правила) подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом (при наличии соответствующих условий); постельными принадлежностями, постельным бельем; столовой посудой на время приема пищи. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания в ИВС.
Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них подозреваемых и обвиняемых выдаются: мыло (туалетное и хозяйственное), стиральный порошок; бумага для гигиенических целей; настольные игры (шашки, шахматы, домино); газеты; предметы для уборки камеры; швейные иглы, ножницы и другие используемые в быту колюще - режущие предметы выдаются подозреваемым и обвиняемым под контролем администрации ИВС.
Согласно п.3.2 Правил камеры ИВС оборудуются: столом; санитарным узлом; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком; урной для мусора. Ежедневно по потребности в камеры выдается кипяченая вода для питья. Не реже одного раза в неделю подозреваемому и обвиняемому предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Бритвенные принадлежности выдаются подозреваемым и обвиняемым по их просьбе в установленное время не реже двух раз в неделю. Для написания предложений, заявлений и жалоб подозреваемым и обвиняемым по их просьбе выдаются письменные принадлежности (бумага, шариковая ручка).
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров (п.3.3. Правил).
Как следует из письменного отзыва административного ответчика ОМВД России по г.Печоре и объяснений представителя в судебном заседании, установить точную продолжительность нахождения административного истца в ИВС ОМВД России по г.Печоре в 2001 году не представляется возможным, поскольку все регистрационные журналы за тот период были уничтожены в связи с истечением срока хранения в соответствии с приказом МВД России от **.**.** №.... По тем же причинам невозможно установить и условия содержания под стражей в камерах.
Из представленного административным ответчиком акта №... от **.**.** об уничтожении журналов ИВС ОМВД России по г.Печоре следует, что уничтожены, в том числе журнал учета лиц, содержащихся в ИВС с крайними датами документов в деле **.**.**- **.**.**, журнал алфавитного учета лиц, содержащихся в ИВС, с крайними датами документов в деле: **.**.**-**.**.** (л.д.16-23).
Кроме того, как следует из ответа ОМВД России по г.Печоре от **.**.** на запрос суда, информация в отношении ИВС ОМВД России по г.Печоре по состоянию на 2000-2001 годы о техническом состоянии, об устройстве камер (их размере), о порядке содержания, об обеспечении питанием и постельными принадлежностями, а также сведения о реконструкции отсутствует.
Установлено, что **.**.** в Печорскую межрайонную прокуратуру поступило письменное обращение Караказак А.М. о предоставлении сведений о проведенных Печорской межрайонной прокуратурой проверках в ИВС ОМВД России по г.Печоре за период с 2001 по 2002 годы.
Согласно ответу заместителя Печорского межрайонного прокурора Е от **.**.** на обращение Караказак А.М., документы о проведенных проверках за период с 2001 по 2002 год Печорской межрайонной прокуратурой в ИВС ОМВД России по г.Печоре, срок хранения которых составляет 5 лет, уничтожены, в связи с чем направить их не представляется возможным (л.д. 64).
Таким образом, достоверных доказательств нахождения Караказак А.М. в ИВС ОМВД России по г.Печоре в период с **.**.** по май 2001 года, равно как и доказательств того, что в указанный период ОМВД России по г.Печоре ему были созданы ненадлежащие условия содержания по стражей, суду не представлено, материалы дела не содержат.
Необращение административного истца в суд в разумные сроки привело к невозможности исследования при рассмотрении дела документов, уничтоженных за истечением срока хранения, которые могли бы подтвердить или опровергнуть юридически значимые обстоятельства.
Таким образом, длительным необращением в суд (более 20 лет) административный истец способствовал уменьшению объема доказательственной базы по делу, что само по себе свидетельствует о степени значимости для него исследуемых обстоятельств, и не может служить основанием для возложения на ответчика неблагоприятных последствий невозможности предоставления информации об условиях содержания административного истца в ИВС ОМВД России по г.Печоре в спорный период.
В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Нормы статьи 227.1 КАС РФ введены в действие Федеральным законом от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и применяются с 27.01.2020.
Административное исковое заявление подано Караказк А.М. **.**.** (л.д.8).
Доводы административного истца о том, что о возможности обращения в суд с иском о компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей ему стало известно от других осужденных при отбывании наказания в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, где он содержится с 2017 года по настоящее время, являются необоснованными и не принимаются судом в качестве уважительных причин пропуска срока на обращение в суд с данным административным иском.
Каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административным истцом административного искового заявления в установленный законом срок, судом не установлено.
В соответствии с ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска Караказак А.М.
Руководствуясь ст.227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Караказак А. М. к ОМВД России по г.Печоре, МВД России о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Продун
Мотивированное решение составлено 08 апреля 2022 г.