Судья Фомина И.А. адм. дело № 33а–4112/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Самара 9 апреля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Шилова А.Е., Емелина А.В.,
при секретаре Лещевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Боярова Е.В. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 25 января 2019 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Бояров Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконными действий.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему и Белинской Л.А. на праве общей долевой собственности (по 1/2 доли) принадлежит земельный участок площадью 190 кв.м., кадастровый №, и одноэтажное сооружение общей площадью 218,9 кв.м., кадастровый №.
Согласно выписке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара от 19.12.2017 № Д05-01-01/14016-0-1, земельный участок не относится к территории общего пользования. Однако в соответствии с выпиской из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара от 06.11.2018 № Д05-01-01/12126-0-1, земельный участок принадлежит к территории общего пользования. При этом в данных выписках также указано, что часть земельного участка находится на территории, в отношении которой утвержден проект планировки территории на основании распоряжения Правительства Самарской области № 440-р от 27.05.2016.
По мнению административного истца, действия Департамента градостроительства городского округа Самара, выразившиеся в предоставлении из ИСОГД г.о. Самара сведений, содержащихся в выписке от 06.11.2018, являются незаконными, поскольку в результате отнесения части земельного участка к территории общего пользования, ограничивается его право собственности.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Бояров Е.В. просил суд признать незаконными действия Департамента градостроительства городского округа Самара, выразившиеся в предоставлении из ИСОГД сведений, содержащихся в выписке от 06.11.2018 № Д05-01-01/12126-0-1, о принадлежности части земельного участка с кадастровым № к территории общего пользования; обязать административного ответчика в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда устранить нарушение прав и законных интересов; выдать выписку из ИСОГД, содержащую сведения, что земельный участок с кадастровым № не принадлежит к территории общего пользования.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 25 января 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Боярова Е.В. к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконными действий отказано.
В апелляционной жалобе Бояров Е.В. просит отменить решение суда как незаконное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Боярова Е.В. – Богорадникова О.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
Представитель административного ответчика – Департамента градостроительства городского округа Самара Нагорная С.С. возражала относительно доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу статьи 218 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 (часть 8) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства в полном объеме.
Как видно из материалов дела, Бояров Е.В. и Белинская Л.А. являются собственниками, по 1/2 доли, объектов недвижимости: земельного участка площадью 190 кв.м., кадастровый №, разрешенное использование под автомобильную мойку с водопроводом, канализацией и навесом, а также сооружения (мойка машин с водопроводом, канализацией и навесом), назначение: нежилое, одноэтажное, общей площадью 218,9 кв.м., кадастровый №, расположенных по <адрес>
Пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет территории общего пользования как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара от 06.11.2018 № Д05-01-01/12126-0-1, часть земельного участка с кадастровым № принадлежит к территории общего пользования (часть земельного участка находится на территории, в отношении которой распоряжением Правительства Самарской области от 27.05.2016 № 440-р, утвержден проект планировки территории).
Также из выписки из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара от 15.01.2019 № Д05-01-01/14551-0-1, представленной по запросу суда, следует, что часть земельного участка с кадастровым номером 63:01:0705001:6 площадью 190 кв.м. находится в границах красных линий в соответствии с распоряжением Правительства Самарской области от 13.08.2014 № 604-р «Об утверждении документации по планировке территории в целях реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области, расположенной в границах городского округа Самара, ул. Ново-Садовая (от ул. Полевой до пр. Кирова)».
В соответствии с распоряжением Правительства Самарской области от 27.05.2016 № 440-р «Об утверждении документации по планировке территории в границах г.о. Самара для реконструкции трамвайной линии от площади Урицкого до улицы Московское шоссе со строительством новой трамвайной линии от улицы Ташкентской до стадиона к чемпионату мира по футболу 2018 года в г.о. Самара», указанный земельный участок не находится в границах красных линий. Часть земельного участка находится на территории, в отношении которой распоряжением Правительства Самарской области от 13.08.2014 № 604-р утверждена документация по планировке территории. Часть земельного участка находится на территории, в отношении которой распоряжением Правительства Самарской области от 27.05.2016 № 440-р утверждена документация по планировке территории (л.д. 39-40).
Указанные сведения подтверждаются выкопировками из ИСОГД г.о. Самара, графическими материалами (л.д. 60-65).
В силу части 1 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), информационные системы представляют собой организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Частями 1 и 2 статьи 57 ГрК РФ установлено, что ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, соответственно принявшие, утвердившие, выдавшие документы, содержащиеся в которых сведения подлежат в соответствии с настоящим Кодексом размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в течение семи дней со дня принятия, утверждения, выдачи указанных документов направляют соответствующие копии в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, применительно к территориям которых принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы. Орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района в течение четырнадцати дней со дня получения соответствующих копий размещают их в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2006 г. № 363 (далее - Положение), информационная система представляет собой систематизированный в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации свод документированных сведений, указанных в пп. «а» - «з» п. 1 ч. 4 ст. 56 ГрК РФ, а также дел о застроенных и подлежащих застройке земельных участках и иных документов, материалов, карт, схем и чертежей, содержащих информацию о развитии территорий, их застройке, земельных участках, объектах капитального строительства и иную информацию, необходимую для градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа или муниципального района. В частности, к сведениям, подлежащим включению в указанные системы, относится основная часть проекта планировки территории (п. 8 ч. 4 ст. 56 ГрК РФ).
Целью ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности (ч. 3 ст. 56 ГрК РФ).
Информационная система состоит из основных разделов, в которых содержится информация, предусмотренная ч. 4 ст. 56 ГрК РФ, и дополнительных разделов, в которых содержится иная информация, имеющая отношение к градостроительной деятельности (пункт 5 Положения).
Согласно пункту 6 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2006 г. № 363, информационная система имеет 9 основных разделов, в том числе раздел III «Документы территориального планирования муниципального образования, материалы по их обоснованию», содержащий сведения, предусмотренные п. «в» ч. 4 ст. 56 ГрК РФ.
В соответствии с Положением об информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, утвержденным распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 11.11.2011 № Д05-01-06/93, исключительные полномочия по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в городском округе Самара, содержащей, в числе прочего, информацию о наличии планировочных ограничений в виде красных линий, а также по предоставлению сведений, содержащихся в системе, принадлежат Департаменту градостроительства городского округа Самара.
Внесение изменений в сведения, содержащиеся в информационной системе, осуществляется на основании информации, поступившей от органов государственной власти или органов местного самоуправления (пункт 9 Положения).
Частью 1 статьи 9 ГрК РФ определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, обозначаются красными линиями.
Как установлено в пункте 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования.
Красные линии включаются в состав проекта планировки территории, ввиду чего их разработка, утверждение и изменение осуществляется путем разработки проектов планировки соответствующих территорий (ч. 3 ст. 42 ГрК РФ).
В соответствии со статьей 46 ГрК РФ решение об утверждении документации по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) принимается главой муниципального образования с учетом публичных слушаний.
Внесение изменений в Генеральный план городского округа Самара осуществляется на основании решения Главы городского округа Самара в соответствии с требованиями ст. 9 ГрК РФ с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана и утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа, то есть Думой городского округа Самара.
Учитывая положения вышеприведенных норм, установление планировочных ограничений в виде красных линий, а также изменение сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, в том числе о наличии либо отсутствии ограничений (обременений) в отношении объектов недвижимого имущества в виде принадлежности к территории общего пользования к компетенции Департамента градостроительства городского округа Самара не относится.
Согласно представленной выписке от 15.01.2019, красные линии на земельном участке заявителя установлены распоряжением Правительства Самарской области от 27.05.2016 № 440-р «Об утверждении документации по планировке территории в границах городского округа Самара для реконструкции трамвайной линии от площади Урицкого до улицы Московское шоссе со строительством новой трамвайной линии от улицы Ташкентской до стадиона к Чемпионату мира по футболу 2018 года в городском округе Самара», а также распоряжением Правительства Самарской области от 13.08.2014 № 604-р «Об утверждении документации по планировке территории в целях реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области, расположенной в границах городского округа Самара, ул. Ново-Садовая (от ул. Полевой до пр. Кирова)».
Из материалов дела также следует, что решением Ленинского районного суда г. Самары от 26.06.2018, вступившим в законную силу, отказано в удовлетворении административного иска Боярова Е.В., Белинской Л.А. о признании недействующим распоряжения Правительства Самарской области от 13.08.2014 № 604-р «Об утверждении документации по планировке территории в целях реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области, расположенной в границах г.о. Самара, ул. Ново-Садовая (от ул. Полевой до пр. Кирова)» в части установления красной линии на земельном участке, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под автомобильную мойку с водопроводом, канализацией и навесом, площадью 190 кв.м., кадастровый №, и сооружения (мойка машин с водопроводом, канализацией и навесом), назначение: нежилое, 1-этажность, общая площадь 218,9 кв.м., инв. № 4848900 лит. А, К, кадастровый №, расположенных по <адрес>
При рассмотрении административного дела № 2а-1552/2018 судом установлено, что распоряжение Правительства Самарской области от 13.08.2014 принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, при наличии всех необходимых согласований, требования действующего законодательства не нарушает.
Кроме того, установлено, что право собственности у административных истцов на указанный выше земельный участок и нежилое помещение возникло после вынесения и опубликования данного распоряжения.
Доказательств, свидетельствующих о том, что действиями Департамента градостроительства городского округа Самара по предоставлению из ИСОГД г.о. Самара сведений в выписке от 06.11.2018 нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо созданы препятствия к их осуществлению, не представлено. При этом порядок предоставления сведений из ИСОГД административным ответчиком соблюден, указанные в выписке сведения соответствуют документам, на основании которых эти сведения внесены в ИСОГД г.о. Самара.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание вышеприведенные нормы, суд пришёл к правильному выводу, что Департамент градостроительства городского округа Самара при внесении в ИСОГД г.о. Самара сведений действовал правомерно, в рамках предоставленных полномочий.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание, что предусмотренная законом совокупность вышеназванных условий отсутствует, учитывая положения пунктов 1 и 2 ч. 2 ст. 227, п. 1 ч. 9 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Бояровым Е.В. требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы Боярова Е.В. о нарушении его прав и законных интересов являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, данные доводы суд проверял полно и всесторонне, дал им соответствующую правовую оценку, поэтому не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, полно и всесторонне исследованных судом в судебном заседании и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поэтому не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
Оснований для отмены решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе Боярова Е.В., не имеется, так как данные доводы основаны на неверном толковании норм материального права, сводятся к переоценке выводов суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 25 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Боярова Е.В. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи